Культура

Психология успеха: искусство счастья. Интервью с голливудским педагогом по актерскому мастерству Иваной Чаббак

Преподаватель и автор передовой методики обучения актерскому мастерству Ивана Чаббак — легендарное имя в Голливуде и во всем мире. Среди ее учеников — многие знаменитости, в ее студию выстраиваются очереди, а ее мировым бестселлером The Power of the Actor («Мастерство актера») зачитываются не только профессионалы, но и люди, далекие от кино или театра.

Фото: Павел Федоров, архивы пресс-службы

Так в чем уникальность

методики Чаббак и как она применима к обычной жизни? Об этом Posta-Magazine рассказала сама автор, с которой мы встретились в Москве, где она давала очередной мастер-класс для российских актеров.

Для любого актера встреча с Иваной Чаббак — большая удача и неизменно переход на новый уровень профессионального мастерства. Об этом говорят все, кто обучался у нее в Лос-Анджелесе, Москве или другом городе мира. В числе сотен ее российских учеников — Евгений Стычкин и Ольга Сутулова, Мария Машкова, Максим Матвеев, Сати Казанова, Александр Молочников, Маруся Зыкова, список можно продолжать долго.

Многие годы Студия Иваны Чаббак работала исключительно со взрослыми профессионалами, но ее дочь адаптировала методику для детей и подростков, которые также приезжают в Голливуд со всего мира, в том числе из России. Далеко не все из них выберут кино или театр делом своей жизни, но в том, что они приобретут более глубокое понимание жизни и своего места в нем, можно не сомневаться. Я сама это не столько осознала, сколько почувствовала во время нашего разговора с Иваной в лобби московского отеля. Она необыкновенно сильная личность и при этом очень простой в общении человек. «Скажите мне честно, как женщина женщине, как вам это платье?» — с улыбкой спросила она меня по окончании интервью, а потом обняла на прощание. Я уходила с ощущением, что поговорила с близким и важным для меня человеком. Такое в журналистской работе случается редко, но тем ценнее подобные моменты. Она настоящая — и в этом главный секрет ее успеха.

Психология успеха: искусство счастья. Интервью с голливудским педагогом по актерскому мастерству Иваной Чаббак

Инна Логунова: Ваша техника применима не только в обучении актерскому мастерству, но и в жизни. Один из главных аспектов вашего метода — использование психологических травм прошлого. Каким именно образом?

Ивана Чаббак: в основе драмы всегда лежит конфликт. Нет конфликта — нет драмы. В основе моей техники — использование актером собственного внутреннего конфликта как эмоционального топлива при работе над ролью. А если говорить о жизни, суть в том, чтобы осознать, что нужно жить не вопреки, а благодаря конфликту и связанной с ним травмой. Это ваш опыт, который делает вас тем, кем вы сейчас являетесь. Вы можете использовать его как для саморазрушения, так и созидания. Нужно понять, что травма — это строительный материал и фундамент более счастливой, успешной и здоровой жизни.

Холли Берри как-то рассказала мне, что, прогуливаясь по пляжу, увидела молодую женщину с моей книгой в руках. Они разговорились, выяснилось, что та никак не связана с актерством, а изучает медицину. Но книга помогает ей лучше понять себя и пациентов. Потому что работа врача — не только найти правильный метод лечения, но прежде всего зажечь в человеке желание вылечиться.

Я вам расскажу очень личную историю. Лет восемь назад ко мне обратились из благотворительного фонда Make-a-Wish Foundation, который помогает исполнять последние желания смертельно больных детей. Со мной хотела встретиться 14-летняя девочка, которая прочла мою книгу. Я, конечно, согласилась, но в последний момент встреча отменилась, потому что ее состояние резко ухудшилось, ей предстояла серьезная операция. Мне позвонил отец девочки, объяснил ситуацию и попросил поговорить с дочерью. Я сказала ей: «Ты веришь, что пришла в этот мир, чтобы сделать что-то особенно важное, оставить в нем след? — девочка согласилась. — Но чтобы сделать что-то важное, ты должна жить. Поэтому к черту все разговоры и мысли о смерти. Просто поверь». Операция прошла успешно, врачи говорили, что это чудо, но у нее наступила ремиссия. Она до сих пор жива и здорова. Она не актриса, но говорит, что время от времени возвращается к книге, когда ей нужны силы для преодоления проблем, которые кажутся неразрешимыми.

—  В книге вы также говорите о «философии победы». Может ли победа сама по себе быть целью? Или нужна какая-то сверхзадача?

—  Конечно, может. Желание выиграть — один из главных человеческих импульсов, это в нашей природе, в инстинкте выживания. Скажем, вы играете в теннис, вас зовут на матч, но вас не хочется, потому что устали и плохо себя чувствуете. Но стоит начать игру и заметить, что партнер гораздо энергичнее и увереннее вас, как непонятно откуда появляются силы и азарт: вы просто обязаны выиграть.

Психология успеха: искусство счастья. Интервью с голливудским педагогом по актерскому мастерству Иваной Чаббак

—  Что эффективнее: соперничество с другими или с собой?

—  И то и другое. У меня бывают моменты, когда я говорю себе: все, для меня это предел, лучше уже не смогу. Но если кто-то другой уверяет меня, что на большее я не способна, я делаю все, чтобы доказать обратное. Я постоянно себя подстегиваю. Люди нередко предпочитают себя жалеть и жить с чувством разочарования — потому что так легче. Именно поэтому в мире так мало лидеров и по-настоящему успешных людей. Я же хочу, чтобы их было больше, и учу, как стать успешным с помощью искусства. Главное — научиться мыслить немного иначе и понять, что вы не обязаны быть несчастными.

—  Иногда довольно трудно услышать свой внутренний голос и собственные желания, которые часто оказываются погребены под толстым слоем общественных и семейных установок и стереотипов — или же отодвигаются на второй план по ряду других соображений, которые представляются важными. Как же понять, что нужно именно тебе?

—  Пробовать самые разные вещи. Один мой близкий школьный друг, получив музыкальное образование, стал очень успешным джазовым музыкантом, и все было вроде бы хорошо, но в какой-то момент он почувствовал, что музыка не приносит ему счастья и ощущения полноты жизни. Тогда он снова взялся за школьную программу и по новой стал изучать все предметы от литературы до математики. И тогда понял, что его настоящая страсть — физика. Сегодня он занимается исследованиями в области ядерной физики, основал собственную компанию в этой области и по-настоящему счастлив.

У меня самой похожая история: на заре карьеры я была уверена, что мое призвание в актерстве, и только попробовав себя в качестве педагога, поняла, что мне гораздо больше нравиться преподавать актерское мастерство, чем играть.

—  Еще один принцип вашей методики — найти в себе «источник, который делает нас людьми». В чем он, этот источник?

—  В первобытных вещах и инстинктах. В основе нашего существования лежат потребности в еде, выживании, в любви и продолжении рода. Сексуальность — одна из главных составляющих человеческой природы. То, как все это проявляется в поведении, зависит от культуры, в которой вы воспитаны или живете. Но источник любого искусства — в этих первобытных элементах. У меня есть хобби, связанное с моим давним интересом к антропологии и науке о поведении, которые я изучала в актерской школе: я собираю древности и антиквариат. В моей коллекции есть вещи из Древнего Египта, Древнего Китая, Древнего Израиля… Так вот, при внешних отличиях, все они наглядно показывают, что базовые человеческие потребности везде одинаковы — в Америке, России, на Ближнем Востоке или в Азии. Где угодно.

—  И все же, как вы сами говорите, существуют культурные различия. Чем отличается мастер-классы, которые вы даете, скажем, в России и в Японии?

—  Ничем не отличаются. Вне зависимости от требований культуры и общества, базовая человеческая потребность — в самовыражении. Мы с вами принадлежим к культуре, где эмоции выражают более-менее открыто. Но даже если в Японии не принято показывать чувства, внутренняя потребность в этом все равно остается. В общении со мной люди очень быстро открываются — потому, что я сама ничего не скрываю. Я говорю: я такая, какая есть, со всеми своими ошибками, травмами и разочарованиями, неудачным первым браком и прочее. Ничего этого я не стыжусь. Мы не можем изменить прошлое, значит, и не стоит изводить себя сожалениями и бесплодными мыслями о том, что было бы, если бы мы поступили иначе.

—  Как бы хорошо мы ни разбирались в человеческой природе и поведении, человек — такое существо, которое не перестает удивлять…

—  О, да. Каждый день приносит мне какое-нибудь открытие — о самой себе, о моих отношениях с близкими и дальними, обо всем: почему моя мать поступила так, как поступила, почему дочь ведет себя так, а не иначе… Самые умные люди из всех — те, кто знает, как многого они не знают.

Психология успеха: искусство счастья. Интервью с голливудским педагогом по актерскому мастерству Иваной Чаббак

—  В чем ваши личные источники эмоционального восстановления?

—  Стараюсь практиковать то, чему учу. Я не религиозна, не принадлежу к конкретной конфессии, но верю в Бога и пытаюсь улавливать знаки от него — что он хочет мне сказать.

—  Как вы понимаете, что он хочет сказать?

—  Знаком может быть все, что угодно. Например, несколько лет назад я столкнулась с предательством двух близких друзей, работавших у меня в компании, которые стали переманивать студентов на другие занятия. Я не знала, что делать. И вот однажды я обнаруживаю в своем почтовом ящике спам с цитатой из Библии: «И всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит». В итоге я решила уволить этих людей и пригласила на работу другого друга, который оказался в разы эффективнее и успешнее.

—  Как, по вашим наблюдениям, развитие технологий влияет на человеческое общение?

— Технология по природе своей — от головы, она лишена сердца и души. Думаю, нужно находить ей противовес в искусстве и в буквальном смысле в физическом соприкосновении с вещами: читать печатные книги, писать от руки… Тепло, запах, текстура вещей — все это пища для души, которая наполняет нас воспоминаниями, дает ощущение чего-то настоящего.

Психология успеха: искусство счастья. Интервью с голливудским педагогом по актерскому мастерству Иваной Чаббак

 

 

 

31 октября 2016
Инна Логунова для раздела Культура