Открывая социальные сети, мы ежедневно натыкаемся на аккаунты «идеальных мам» — женщин-само-совершенство, воспитывающих не менее совершенных чад, каждый успех которых эквивалентен нескольким сотням (тысячам, сотням тысяч!) лайков… от абсолютно посторонних людей.
Листая Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации),
я каждый раз задаюсь экзистенциальным вопросом: в чем все-таки заключается современное представление о счастье?
А оно, знаете ли, потеряло нынче свою мещанскую прелесть. Это раньше, во времена наших бабушек, всего-то и надо было, чтобы «милый рядом», теперь же это, казалось бы, естественное для человека состояние требует соблюдения целого ряда аспектов: от фотогеничного питания (непременно с пометкой eco и хорошо бы от знакомого фермера) до «правильной» домашней одежды (конечно, только organic cotton), интерьеров (в скандинавском стиле или, для менее прогрессивных, хотя бы loft), бытовых средств (без парабенов и обязательно — в биоразлагаемой упаковке). Красивые люди живут красивой, а главное, как кажется, насыщенной жизнью. В которой находится место не только для непременной утренней планки и йога-класса, но и ведения старт-апа, романтических свиданий с любимым в Монако, даже воспитания детей. Стоп, дети! О, дети все как на подбор — хорошенькие, модные, развитые. С игрушками, привезенными из Нью-Йорка, в одежде, купленной в Париже, и непременно окруженные эргономичными приспособлениями, призванными не только облегчать маме жизнь, но и удачно получаться на фото в Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). Вообще, как тучи — к дождю, так появление младенца в кадре — верная примета рекордного количества «лайков», а также сотен комментариев страждущих — где, как, зачем, почем. Причем речь не о гениальных наработках прогрессивных ученых — нет, всего-то о стильных пинетках или трогательной пижаме, или милой шапочке с помпоном. Вещь, казалось бы, рядовая, но, заметив повышенное внимание, остальные мамы, как мишка при виде меда, начинают загипнотизировано твердить: «Хочу, хочу, хочу!»
Чего лукавить, я и сама подвержена этой потребительской мании — увидев красивый аккаунт, волей-неволей начинаешь сравнивать виртуальную жизнь с собственной, стремясь «подтянуть» последнюю до Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)-стандарта. И вот уже игрушки кажутся какими-то не такими — слишком яркие, слишком пластмассовые, одежда — банальной и узнаваемой, косметика — недостаточно натуральной. Ребенок плохо позирует в кадре, у лосин оттянуты коленки, на щеке — каша, в волосах запутался брокколи, в экологичность которого даже мне верится с трудом, что уж говорить о моих 12 подписчиках! Но мне легко — ответственность за свою жизнь я разделяю только с самыми близкими родственниками и друзьями, а что делать тем, чьи аккаунты насчитывают десятки тысяч последователей? Остается одно — соответствовать повышенным ожиданиям аудитории, раз за разом удивляя ее и попутно пытаясь это удивление монетизировать. И вот уже о вас пишут малоизвестные онлайн-проекты, а виртуальные магазины предлагают прорекламировать собственный продукт — сначала за символическую стоимость, чуть позже — за месячный оклад менеджера средней руки, а ребенок из объекта обожания вдруг становится рекламным лицом, моделью, с папкой контрактов в одной руке и соской — в другой.
Современная культура возвела блогеров в разряд новых звезд, сделав их героями глянца и телевидения (обратите внимание, кого все чаще приглашают в роли экспертов, а зачастую даже ведущих!), обеспечив внушительные заработки и главное, без чего они не могут жить, — внимание. Но взрослые осознанно выбирают свой путь, отчитываясь о каждом событии дня, обновке из ЦУМа, съеденном пудинге с чиа, выставляя свою жизнь напоказ и превращая ее в аналог столь порицаемого всеми «Дома-2». Купаясь во всеобщем восхищении, они блокируют критикующих, называя модным словом «хейтер», и создают вокруг своей жизни такую активность, какой позавидовали бы герои вышеупомянутого проекта. А что же дети? Бремя популярности им неведомо — но, согласитесь, это лишь вопрос времени. Сегодня они с удовольствием примеряют модные вещицы, профессионально принимая взрослые позы, а уже завтра пойдут в школу, где придется столкнуться с суровой реальностью и жестокостью сверстников.
Насколько справедливо делать ребенка объектом повышенного внимания со стороны совершенно посторонних людей — причем настроенных как позитивно, так и не очень? Безусловно, каждый родитель волен сам решать эту моральную дилемму (если она вообще таковой является), выбирая собственный способ коммуникации с внешним миром. Для одних социальная активность — способ реализовать себя, для других — возможность поделиться опытом, третьи используют подобные площадки как источник дополнительного дохода, четвертые просто стремятся разделить свое счастье с целым светом, и если это продается — что ж, как говорится, why not?
Не так давно в Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) прошел масштабный флешмоб под хэштегом #янеидеальнаямать, разделивший интернет-сообщество на два лагеря. Обладательницы «идеальных» аккаунтов кокетливо жаловались, что не всегда успевают приготовить обед из нескольких смен блюд (естественно, с эко-маркета) домочадцам, не говоря уже о том, что и у них порой бывает отсутствие маникюра. «Реальные» же мамы обнажали проблемы иного толка: не хватает помощи и поддержки, накрывает депрессия, финансы ограничены, отдалился супруг… Сталкиваясь с миром вне красивых картинок, обработанных фильтрами, вдруг отчетливо осознаешь — за пределами социальных сетей, как и за пределами Садового кольца, кипит жизнь, и далеко не всегда она окрашена в актуальные цвета сезона по версии Pantone. Но виртуальная реальность на то и виртуальная, чтобы обеспечивать нам путешествие в другой мир — тот, где можно хоть ненадолго забыть о трудностях, отключить сознание, просто насладиться чьими-то залитыми солнцем фотографиями, поискать вдохновения, расставить новые цели. Или слить негатив — тут уж что кому ближе.
Норвежская мама-блоггер, ставшая популярной благодаря своим юмористическим иллюстрациям на тему беременности и быта современных мам
Слава, как и детство, быстротечна. А слава в социальных сетях — и подавно. Сегодня модно умиляться спящим младенцам, закутанным в шерстяные пледы крупной вязки, завтра этот тренд сменят забавные котики. И, как мне кажется, главное где-то в этой «пересменке» не потерять самое важное. Что? Осознание своего материнства и, конечно, ответственность перед ребенком.