В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «„Капричос“. Гойя и Дали», где гравюры Франсиско Гойи из собрания музея представлены вместе с серией гравюр «Капричос Гойи» Сальвадора Дали, в которой от переосмысляет или наполняет новыми оттенками работы своего предшественника.
Экспозиция, расположившаяся
в одном небольшом зале Пушкинского музея, привлекательна именно своей камерностью, которая позволяет в деталях рассмотреть работы двух великих испанцев и вчитаться в комментарии, их сопровождающие.
Выставку открывает автопортрет Гойи — меланхоличный человек лет пятидесяти в цилиндре изображен в профиль и не смотрит на зрителя, в его взгляде чувствуется усталость. Дали помещает его изображение в пространство голой песчаной пустыни, и не сразу бросается в глаза, что барханы, на которых покоится автопортрет Гойи, на самом деле — изгибы тела сфинкса. Глаза мифического существа прикрыты: он спит и видит сны — в которых смешиваются образы, порожденные воображением двух художников. В таком антураже взгляд Гойи как будто меняется, приобретая выражение детского любопытства и даже немного лукавства.
Франсиско Гойя. «Капричос», «Франсиско Гойя-и-Лусьентес, художник», 1799 г.
Экспозицию составили 82 работы: 41 гравюра Гойи из фондов музея и столько же соответствующих им гравюр Дали из собрания коллекционера Бориса Фридмана, который и выступил куратором проекта. Графический цикл Дали и оригинальный «Капричос» разделяют почти два века, но помещенные в единое пространство, они смотрятся особенно актуально, подтверждая старую истину: по большому счету, человек не меняется. Да и общественные проблемы, несмотря на смену политических режимов, остаются теми же.
Франсиско Гойя. «Капричос», «Они говорят „Да“ и отдают свою руку первому встречному», 1799 г. |
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», 1977 г. |
«Убежденный в том, что критика человеческих пороков и заблуждений, хотя и представляется поприщем ораторского искусства и поэзии, может также быть предметом живописания, — писала газета „Диарио де Мадрид“ 6 февраля 1799 года, объявляя о начале продаж „Капричос“ Франсиско Гойи, — художник избрал для своего произведения из множества сумасбродств и нелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, а также из простонародных предрассудков и суеверий, узаконенных обычаем, невежеством или своекорыстием, те, которые он счел особенно подходящими для осмеяния и в то же время для упражнения своей фантазии».
Франсиско Гойя. «Капричос», «Он даже так не разглядит ее», 1799 г. |
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Он так их донимает», 1977 г. |
Судьба серии офортов «Капричос», над которой Гойя работал с 1793 года оказалась драматичной — едкая сатира на устои общества и человеческие пороки не могла понравиться власть предержащим. Один только этот камень в огород короля и придворных чего стоит: «Светская жизнь — карнавал, где все скрыто маской. Здесь все чужое: платье с чужого плеча, чужой голос, личина вместо лица. Здесь всякий притворяется, все лгут и никто никого не узнает». По требованию инквизиции все листы были изъяты через несколько дней после поступления в продажу, а художник был вынужден принести извинения королю Карлу IV, которому он также передал все офортные доски вместе с непроданными отпечатанными экземплярами и рукописными страницами со своими комментариями.
Над своим «Капричос» Сальвадор Дали работал на протяжении 1973-1977 годов. Взяв за основу офорты соотечественника, он то вводит в них дополнительные персонажи и элементы, то дорисовывает фон, но порой ограничивается лишь раскраской и новыми подписями. Так, к одному из самых известных изображений «Сон разума рождает чудовищ», Дали помимо цвета добавляет символ инь и янь, явно отсылающий к Фрейду, чья теория так увлекала сюрреалистов. Иногда новые подписи звучат иронично, явно стремясь снизить обличительный пафос Гойи. Например, сцена, изображающая молодую женщину, отталкивающую нищенку, в оригинале обозначена словами «Бог ее прости. То была ее мать». Дали продолжает: «А также ее отец». Некоторые подписи Дали развивают оригинальный сюжет в другой плоскости, обращая насмешку в жуткий хоррор, как это происходит в сцене «Кто здесь очарован?», которую Дали называет «Кого насилуют».
Франсиско Гойя. «Капричос», «Брависсимо!», 1799 г. |
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Нет», 1977 г. |
Франсиско Гойя. «Капричос», «Сон разума рождает чудовищ». 1799 г. |
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Сон разума рождает чудовищ», 1977 г. |
Франсиско Гойя. «Капричос», «Чего только не сотворит портной!», 1799 г. |
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Даже чистый кислород на Марсе», 1977 г. |
В каждой паре гравюр заключены несколько значений и вариантов возможного толкования, которые раскрываются именно в диалоге этих работ. В музейном же контексте эта смысловая игра еще более усложняется, заставляя зрителя постоянно балансировать на грани между прошлым, настоящим и будущим.
Франсиско Гойя. «Капричос», «То вверх, то вниз», 1799 г. |
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Как вознесся, так и падешь», 1977 г. |
Франсиско Гойя. «Капричос», «Погоди! Еще не домазали», 1799 г. |
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Пусти», 1977 г. |
Франсиско Гойя. «Капричос», «Не ори, дуреха», 1799 г. |
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Не ори, дурень», 1977 г. |
Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 12 марта
ГМИИ им. А.С. Пушкина (главное здание, зал 31), ул. Волхонка, 12
http://www.arts-museum.ru/