Культура

На западных премиях без перемен: прогноз редакции Posta-Magazine на «Оскар-2023»

На западных премиях без перемен: прогноз редакции Posta-Magazine на «Оскар-2023»

Список претендентов этого года на «главную кинопремию мира» лаконичнее и точнее всего описывается названием фильма-лидера по количеству номинаций — «Все везде и сразу». Здесь происходит драка буквально между всем, что попало академикам под руку: запредельно умное фестивальное кино сражается с невразумительными (но красивыми, чего уж тут) голливудскими блокбастерами; остросоциальные ленты борются с красочно-сказочной чехардой; глубоко проработанные драматические характеры пытаются обскакать летчика-красавца Тома Круза и кэмероновских синих человечков.

Кажется, что победители и так ясны: ставь на самое грамотное и актуальное, да и дело с концом. Но «Оскар» без сюрпризов жить не может. Posta-Magazine рассказывает как о своих фаворитах в основных номинациях, так и о явных аутсайдерах прошлого киногода, которые тем не менее вполне могут заполучить золотую статуэтку.


Лучший фильм


  • «На Западном фронте без перемен»
  • «Аватар: Путь воды»
  • «Банши Инишерина»
  • «Элвис»
  • «Все везде и сразу»
  • «Фабельманы»
  • «Тар»
  • «Топ Ган: Мэверик»
  • «Треугольник печали»
  • «Говорят женщины»

Ожидание

Из доблестной (возможно, в кавычках) десятки, которой выпала честь представлять 2022 киногод, лишь четыре номинанта — фильмы знаковые, фильмы-события, фильмы, вышедшие ровно тогда, когда они актуальны до невозможности. И притом фильмы не искусственные, но фильмы-искусство.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»
Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Первый и второй — «На Западном фронте без перемен» и «Банши Инишерина», главные пацифистские, антибратоубийственные картины, значимость которых именно сегодня пояснять даже нет необходимости. Третий — «Треугольник печали» язвительного критика современности Рубена Эстлунда, пытающегося вбить всем в голову, что мы движемся в правильном направлении, если хотим окончательно сойти с ума со своими предрассудками.

И четвертый — «Тар» Тодда Филда. Фильм о гениальном дирижере Лидии Тар, которую взяли да отменили из-за какой-то выдуманной нелепицы. Примерно та же ситуация в реальности произошла с Джонни Деппом или, например, Арми Хаммером. Безжалостная, безбожная и не дающая второго шанса эпоха #MeToo. Стоит лишь запостить скриншот переписки со знаменитым человеком и преподнести его в негативном ключе, и никто даже разбираться не будет, правдивы ли твои обвинения или нет: все уже побегут на улицы и поднимут плакаты с перечеркнутым лицом этого селебрити. Вуаля. Как сказал мудрый дедушка из фильма, «сейчас все обвиненные становятся виновными». Эпоха отмены во всей красе.

Кадр из фильма «Тар»
Кадр из фильма «Тар»

В общем, вера в «Оскар» не исчезнет, если академики решатся превратить любого из этих четырех достойнейших номинантов в лауреата. Но мы с особенной любовью и великой надеждой болеем все же за «Тар». Хотя для Тодда Филда фигурирование в подобного рода списках — уже победа феерическая: за столь уверенное посыпание соли на такую глубокую рану на теле обидчивого человечества можно было с легкостью попасть в число отмененных, а не в оскаровский шорт-лист.

Реальность

Но, вероятнее всего, награду возьмут «Фабельманы» Стивена Спилберга. Во-первых, маэстро уже стал триумфатором «Золотого глобуса», и с большой вероятностью «Оскар» повторит решение своего младшего брата. Во-вторых, дедушку Стивена все (особенно голливудцы) любят, поэтому почему бы и не порадовать хорошего человека. Но, помимо непоэтичных причин вероятного восхождения «Фабельманов» на кинематографический Олимп, есть и более приятные слова: фильм сам по себе отличный. Просто слишком уж личный и чересчур локальный для такой громадной премии.

Кадр из фильма «Фабельманы»
Кадр из фильма «Фабельманы»

Впрочем, ничего ужасного не случится, если Спилберг получит приз. Просто станет немного обидно, что прогулку по протоптанной дорожке собственного юношества академики оценят выше, чем распутывание более закрученных и извилистых тем.

Худший вариант

А вот тут претендентов хоть отбавляй. И безалаберного «Аватара» номинировали, и крепкий, но точно не заслуживающий стать лучшим боевик «Топ Ган», и идиотского «Элвиса», и битком набитое, но на самом деле страдающее от душевной пустоты «Все везде и сразу». С первыми двумя все ясно: блокбастеры с горе-сценариями, но с прекрасным визуалом со своей задачей справились, собрав в прокате миллиарды долларов. Номинировали потому, что мешки с деньгами нельзя оставлять не у дел.

Кадр из фильма «Топ Ган: Мэверик»
Кадр из фильма «Топ Ган: Мэверик»

«Все везде и сразу» получил невероятный отклик от гиков и прочих зрителей, неравнодушных к супергероике и комиксам, — аудитория размером чуть ли не со всю планету. Но нелюбители таких фантастических (не в плане качества) кроссоверов, где в глаза то и дело нарочито сыпется яркая мишура в виде пальцев-сосисок и философских камней, увидят лишь скудный и замусоленный сюжет о воссоединении семьи. Непонятно разве что, откуда аж 11 номинаций, но ладно, все равно фильм победит максимум в двух — и то за монтаж с костюмами.

Кадр из фильма «Все везде и сразу»
Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Но вот как «Элвис», выдохшийся спустя 30 минут после начала, умудрился добраться до основной категории — загадка вселенского масштаба. Если картина сама устает и ежеминутно рвется по швам от своего дерганого, судорожного, как танец Элвиса бедрами, монтажа, то зрители и подавно захотят поскорее от нее отвернуться. И отвернулись, судя по рейтингам.

Ко всему прочему режиссер Баз Лурман, чтобы хоть как-то привлечь внимание аудитории, придумывает нечто гениальное: в фильм об Элвисе Пресли он вставляет песню Doja Cat (строчка Flewed out with my boobs out во время зума на лицо короля рок-н-ролла заставляет усомниться в адекватности этого решения) и треки Эминема с Дензелом Карри (хотя бы талантливый рэп в этом фильме радует). В общем, если Лурман еще и статуэтку возьмет за сие творение, то судьба премии точно будет сочтена.

Кадр из фильма «Элвис»
Кадр из фильма «Элвис»

Лучшая режиссерская работа


  • Дэниел Кван и Дэниел Шайнерт («Все везде и сразу»)
  • Тодд Филд («Тар»)
  • Мартин Макдона («Банши Инишерина»)
  • Рубен Эстлунд («Треугольник печали»)
  • Стивен Спилберг («Фабельманы»)

Ожидание

Здесь каждый заслужил награду за свои выдающиеся навыки в постановочном ремесле и уникальную работу с актерами. Например, Кейт Бланшетт ни разу за всю карьеру не блистала так ярко, как при Тодде Филде, а Макдона в картине «Банши Инишерина» довел тандем Колина Фаррелла и Брендана Глисона до совершенства. Но мы отдадим предпочтение обладателю двух Золотых пальмовых ветвей Рубену Эстлунду за его поразительное умение очень колко и очень вовремя упрекнуть (уже в который раз) человечество за безрассудство. Хоть и в лауреатство шведа в этом сезоне верится с трудом.

Рубен Эстлунд на Каннском кинофестивале, 2022 год (Фото: Jean-Louis Hupé / Festival de Cannes)
Рубен Эстлунд на Каннском кинофестивале, 2022 год (Фото: Jean-Louis Hupé / Festival de Cannes)

Реальность

А все потому, что, скорее всего, академики не устоят перед желанием наградить Спилберга за его лучшую работу за последние лет так 25. Причины этого мы уже назвали.

Худший вариант

Наверное, двух Дэниелов пока рановато называть лучшими режиссерами. А то зазнаются еще ненароком.

Дэниел Шайнерт и Дэниел Кван на презентации фильма «Все везде и сразу», 2022 год
Дэниел Шайнерт и Дэниел Кван на презентации фильма «Все везде и сразу», 2022 год

Лучший актер


  • Остин Батлер («Элвис»)
  • Брендан Фрейзер («Кит»)
  • Колин Фаррелл («Банши Инишерина»)
  • Пол Мескал («Солнце мое»)
  • Билл Найи («Жить»)

Ожидание

Колин Фаррелл. Пришла пора и ему взять в руки заслуженный «Оскар». И дело не только в отменных бровях ирландца: слишком долго он оставался обделенным на больших кинопремиях. Во время работы над картиной «Банши Инишерина», Фаррелл, видимо, очень серьезно настроился на свой потенциальный триумф. И эта серьезность, граничащая с воздушной легкостью и уверенным владением способностями выразительного лица, позволила ему неповторимым образом передать на экране двойственный характер главного героя макдоновской ленты. «Золотой глобус» актер уже покорил, на очереди — следующая престижная блестяшка.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»
Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Реальность

Но что-то (по крайней мере, списки победителей BAFTA и «Глобуса») подсказывает, что, к превеликому сожалению, статуэтку заберет Остин Батлер за роль Элвиса Пресли. Видимо, слишком уж сильно артист завлек уважаемых членов жюри своими вертлявыми ляжками, от которых в фильме фанатки впадали в экстаз. Но на самом деле тут можно падать только в обморок от всей этой ситуации — не таких сенсаций от «Оскара» мы ждали.

Кадр из фильма «Элвис»
Кадр из фильма «Элвис»

Худший вариант

Самые непозитивные прогнозы — те, которые рождены от скрещения возможной реальности с худшими фантазиями. Трудолюбивый Остин Батлер взял, как нам кажется, на себя эту тяжелую ношу нежеланного триумфатора.


Лучшая актриса


  • Мишель Йео («Все везде и сразу»)
  • Кейт Бланшетт («Тар»)
  • Ана де Армас («Блондинка»)
  • Мишель Уильямс («Фабельманы»)
  • Андреа Райзборо («Ради Лесли»)

Ожидание

Все актрисы из списка сыграли в этих лентах чуть ли не лучшие роли в жизни. Каким бы скучным ни было «Все везде и сразу», мощнейшая работа Мишель Йео не позволяет выключить фильм на середине, хотя и очень хочется. А восхитительная кубинская дива Ана де Армас создала, наверное, самый яркий и разноплановый образ Мэрилин Монро за всю историю кино.

Мэрилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок»
Мэрилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок»
Ана де Армас в роли Мэрилин Монро в фильме «Блондинка»
Ана де Армас в роли Мэрилин Монро в фильме «Блондинка»

Но позволить Кейт Бланшетт пролететь как фанера над Парижем с наградой за роль Лидии Тар — преступление непростительное: такие перформансы случаются далеко не каждый год.

Реальность

Первое возможное совпадение ожидания и реальности в нашем списке. Да, и тут леди Кейт.

Худший вариант

Его нет, но выбор академиков, пожалуй, покажется сомнительным, если это будет не Бланшетт.

Кадр из фильма «Тар»
Кадр из фильма «Тар»

Лучший оригинальный сценарий


  • Мартин Макдона («Банши Инишерина»)
  • Дэниел Кван и Дэниел Шайнерт («Все везде и сразу»)
  • Стивен Спилберг и Тони Кушнер («Фабельманы»)
  • Тодд Филд («Тар»)
  • Рубен Эстлунд («Треугольник печали»)

Ожидание

Великолепного драматурга Макдону здесь никто не в силах обставить. Сначала ирландец моментально и очень удачно набил руку своим дебютным полным метром «Залечь на дно в Брюгге», который сразу же после выхода попал в список величайших фильмов всех времен, а потом продолжил радовать весь мир абсурдными и оттого прекрасными «Семью психопатами» и «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури».

Брендан Глисон, Мартин Макдона и Колин Фаррелл на съемках фильма «Залечь на дно в Брюгге»
Брендан Глисон, Мартин Макдона и Колин Фаррелл на съемках фильма «Залечь на дно в Брюгге»

Любой другой режиссер бы уже потерял над собой контроль после подобного успеха и начал бы напыщенно и горделиво снимать черт-те что — сценарий, хорошо знакомый в мире кино. Но Макдона взял и спокойненько пропал из виду на 5 лет после выхода «Билбордов», а теперь по-королевски вернулся в индустрию со своей, пожалуй, лучшей и самой скрупулезно выделанной картиной. Однозначно камбэк года.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»
Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Реальность

Без лишних слов — Макдона.

Худший вариант

Но бдительности терять не будем: жюри вполне может по вредной привычке повести себя странно и назвать двух Дэниелов победителями. Искренне надеемся, что злодейства академиков закончатся на вручении награды Батлеру и они оставят хотя бы эту категорию в покое.


Лучший адаптированный сценарий


  • Эдвард Бергер («На Западном фронте без перемен»)
  • Райан Джонсон («Достать ножи: Стеклянная луковица»)
  • Кадзуо Исигуро («Жить»)
  • Эрен Крюгер, Эрик Уоррен Сингер и Кристофер Маккуорри («Топ Ган: Мэверик»)
  • Сара Полли («Говорят женщины»)

Ожидание

Когда вышла очередная экранизация шедевра Ремарка, многие книголюбы начали вопить во все горло о том, что авторы фильма «На Западном фронте без перемен» плевать хотели на первоисточник. Другие же зрители моментом назвали картину лучшей адаптацией произведения немецкого писателя. Классическая ситуация, история стара как мир. Но раз уж у нас номинация звучит как «Лучшая адаптация», а не как «Самая точная адаптация», то и кричать смысла никакого нет: голос только сорвешь, пока лента Бергера уверенно забирает все подряд призы и размеренным шагом идет до «Оскара».

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»
Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Да, авторские фантазии и отклонения от первоисточника, конечно, в ленте есть. При том что многие значимые эпизоды из книги на экран перенесены не были. Но со своей задачей «На Западном фронте…» справился: фильм Бергера походит не на ура-патриотичные пострелушки с героическими пафосными вояками, а на пронзительные антивоенные картины вроде «Иди и смотри» Элема Климова или «Подводной лодки» Вольфганга Петерсена. Гниющие тела, кровь, смешанная с грязью, оторванные конечности — на войне перемен не бывает.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»
Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Реальность

Кроме Бергера, здесь некому получать награду.

Худший вариант

Кино, ровно противоположное нашему фавориту, — второй «Топ Ган». Варварский, старомодный, чисто голливудский боевик будет отлично смотреться под попкорн с газировкой или еще чего покрепче. В этом нет ничего плохого: развлекательные фильмы — явление чудесное, спасение от скуки и плохого настроения, все дела. Но вот на полном серьезе номинировать их на большие премии (еще и в сценарных категориях) — поступок, мягко говоря, малоадекватный и практически всегда кажущийся глупой шуткой.

Кадр из фильма «Топ Ган: Мэверик»
Кадр из фильма «Топ Ган: Мэверик»

Лучший анимационный фильм


  • «Пиноккио Гильермо дель Торо»
  • «Марсель, ракушка в ботинках»
  • «Кот в сапогах 2: Последнее желание»
  • «Морской монстр»
  • «Я краснею»

Ожидание

Одна из немногих категорий в этом году, в которой каждый претендент вполне заслуживает если и не главный приз, то хотя бы уважительные овации. Только вот вышли все эти мультфильмы в один год, поэтому кому-то да придется остаться ни с чем.

И жертвами таких обидных обстоятельств станут отличный приключенческий и притом умный «Морской монстр», напоминающий «Пиратов Карибского моря» и одновременно «Тихоокеанский рубеж»; очередной пиксаровский успех «Я краснею», которому по силам вогнать в краску и самого занудного сноба; новаторский и невероятно эстетичный «Марсель, ракушка в ботинках», псевдодокументалка от студии A24. Да даже великолепный второй «Кот в сапогах» окажется в мешке, а не с золотой статуэткой в лапах.

Кадр из фильма «Кот в сапогах 2: Последнее желание»
Кадр из фильма «Кот в сапогах 2: Последнее желание»

Что поделать, им просто не повезло: приходится терпеть аутсайдерство, когда соревнуешься с мексиканским мэтром фантастики Гильермо дель Торо, покорившим весь мир своим новым прочтением истории о Пиноккио. Вскрывать карты и растолковывать ценность этого кукольного бриллианта будет поступком совершенно лишним: такое кинособытие нужно посещать лично и без предварительных настойчивых приглашений, доверху начиненных спойлерами.

Кадр из фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Кадр из фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Реальность

Тех же разношерстных соперников деревянный мальчик обогнал и на других престижных премиях. Вряд ли оскаровские академики выдумают что-то новое и оставят «Пиноккио» с носом.

Худший вариант

Такого нет.


Лучший фильм на иностранном языке


  • «На Западном фронте без перемен» (Германия)
  • «Аргентина, 1985» (Аргентина)
  • «Близко» (Бельгия)
  • «Иа» (Польша)
  • «Тихоня» (Ирландия)

Ожидание

Наша любимая категория. Именно здесь хранятся неограненные драгоценности кинематографа. Отборные фестивальные ленты, немейнстримные великолепия, на которых массовый зритель, включивший от делать нечего церемонию награждения, особого внимания не обращает. Но «Оскар» — вещь сама по себе, понятное дело, массовая и довольно-таки бесполезная в плане ознакомления с кинематографом. Так что ладно, наблюдать ежегодно за сей кутерьмой — занятие все равно увлекательное, и это главное.

Вернемся к номинантам, но растекаться мыслью по древу не будем: «Аргентина, 1985» — безоговорочный фаворит, и все тут. Пожалуй, самая талантливая судебная драма со времен «Нюрнбергского процесса». Хотя вот недавно был отличный «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина, но «Аргентина» — кино, конечно, жанрово схожее, однако фундаментально совсем иное: нечасто встретишь юридическую ленту, которая способна согреть душу более умело, чем какой-нибудь ромком для всей семьи. Жаль только, что академики не отправили картину состязаться в основной категории. Аргентинское чудо отлично бы смотрелось на месте горемыки «Элвиса».

Кадр из фильма «Аргентина, 1985»
Кадр из фильма «Аргентина, 1985»

Реальность

Хочется сказать, что «Аргентина», но, скорее всего, «На Западном фронте без перемен». Думается, немецкую картину академики попытаются наградить везде, где только возможно и неабсурдно. Во-первых, актуально и в повестку; во-вторых, триумф Бергера на BAFTA сложно проигнорировать; ну, и в-третьих, кино хорошее, на это тоже иногда внимание обращают.

Худший вариант

Он уже случился: триллер «Решение уйти» южнокорейского гения Пак Чхан-ука наглым образом не номинировали. А фильм, между прочим, — чуть ли не самый выдающийся в прошедшем году.

Кадр из фильма «Решение уйти»
Кадр из фильма «Решение уйти»

Все и везде номинируют, а самое лучшее и нетривиальное обходят стороной. Ничего на «Оскаре» не меняется, все без перемен.

23 февраля 2023
Артём Гирик для раздела Культура