Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с Гавриилом Гордеевым

Гавриил Гордеев и Рената Пиотровски

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с продюсером по оригинальному контенту Okko Гавриилом Гордеевым о будущем онлайн-кинотеатров, любви к зрителю, фестивале «Новый сезон» и сериалах как новой… литературе.

Я не сплю

Я не сплю, потому что много читаю — читаю сценарии. Я давно в индустрии, очень много лет в коммуникациях, поэтому ко мне идет поток очень сильный. И я не оставляю сценарии без фитбека. Когда от уважаемого продакшена или продюсера приходит заявка, я не могу отвечать не своими словами, хотя в других случаях ребята из команды могут обработать какую-то историю и дать комментарии. А в плане отказов и отзывов я честный и откровенный. Я никогда не скажу, что плохо, потому что это в любом случае труд, я сам ровно так же тружусь во всем этом — и что-то из моих усилий может по каким-то причинам не подходить под нашу стратегию или под наши цели.

Я комик, но я не актер

Что сложнее: писать шутки для Comedy Club или делать такие глобальные проекты, как Okko? Отвечу жестко. Это все одно и то же. (Cмеется.) Творчество с точки зрения сценарной короткой репризы… да, какой-то период моей жизни выступления были одним из главных источников дохода, но главное, что этот источник одновременно давал возможность заниматься более глобальными вещами. В целом я себя артистом не вижу. Я комик, но я не актер, не полноценный артист, хотя я могу в каком-то режиме развеселить аудиторию, самостоятельно придумав материал, которым собираюсь веселить.

Гавриил Гордеев

Это коммуникация

Я не могу привести примеры комиков, которые работают по написанным кем-то материалам. Никто не сможет показать то, что ты придумал. Стендап-комедия — это коммуникация со зрителем здесь и сейчас. И ты не обманешь зрителя. Я вот сажусь давать интервью, и что бы я ни придумал заранее, ничего из этого не сработает, мы все равно будем здесь и сейчас выстраивать коммуникацию. И просто теперь — по сравнению с Comedy Club — я выстраиваю эту коммуникацию в более масштабном варианте. Можно выступать на тысячу человек в зале, а можно делать ролик, который потенциально увидят 50 миллионов зрителей, или запустить сериал на огромную аудиторию. И аплодисменты в конце шутки у тебя монетизируются, превращаясь в купленную подписку на онлайн-кинотеатр, например.

Предугадать запрос зрителя

Я не считаю, что это плохо, когда автор, режиссер, продюсер пытаются навязать свой вкус. Но этот вкус формируется вокруг чего-то — иначе ничего навязать не получится. Важно понять запрос, предугадать запрос зрителя — или сделать историю, которая может быть не конъюнктурной, актуальной, а на вечную тему и при этом рассказать ее так на свой вкус, что все поймут и примут. Вот Руслан Братов, снявший фильм «Экспресс», так умеет, пропуская любую тему через свое сердце. «Экспресс» — это классно и тонко, но это не чистой воды развлечение. Это тот момент, когда автор навязал нам свой вкус — но это прекрасный вкус. При этом не ориентироваться на то, что актуально, что заходит, что вдруг стало успешным, сложно — и отсюда у нас берутся такие «продюсерские» волны, которые мы ошибочно принимаем за тренды.

Гавриил Гордеев и Рената Пиотровски

Okko будет доверять

Автору всегда нужно давать возможность высказаться. Поэтому, когда меня спрашивают, что и как Okko дальше будет делать, я отвечаю, что Okko будет доверять. Все пытаются сузить все до какого-то формата, это связано в том числе и с тем, что мы стали называть творческую индустрию рынком. Да, я сам из этой телевизионной школы вышел, да, ТВ ограничивает формат. А вот онлайн-платформа — это совсем другое. В онлайн-кинотеатр зритель приходит осознанно и выбирает сам, что смотреть. И когда он вдруг понимает, что он сделал выбор неправильно, что не получил тех ответов, которых ждал, не получил нужную эмоцию, он уходит. Не потому что ему дорого, а потому что он разочарован. Если я доверяю бренду, я знаю, что он не будет мне подсовывать то, что меня будет расстраивать.

Всю жизнь ошибаюсь

Я всю жизнь ошибаюсь. Вся школа комедийная и школа репризы построена на ошибках. Пока ты десять раз не провалился на сцене в КВНе, ты не выступишь хорошо. Хорошо выступишь только на 11-й. И смысл в том, чтобы не относиться к ошибке как к провалу, а продолжать прокачивать свой скил, учиться чувствовать аудиторию, реагировать на аудиторию. Нет, не конъюнктурить, но чувствовать зал.

Рената Пиотровски

Без любви невозможно

Нужно любить тех, кому ты поставляешь контент. Без любви невозможно. Если я буду думать о том, что мне нужно любыми путями из человека вытащить деньги за подписку, но между нами не возникнет эмоциональной связи, ничего не получится. Это, возможно, не совсем бизнес-подход — но именно поэтому я не занимаюсь бизнесом, а занимаюсь творчеством. А правильные бизнесмены должны пользоваться такими, как я, чтобы построить свой бизнес.

Я пережил запуск футбольного проекта!

Когда ты натыкаешься на негатив, нет смысла просто искусственно давать в ответ позитив, потому что у любого негатива есть причина. Если ты нашел причину, почему человек на тебя гневается, ты ему можешь помочь решить проблему его гнева. Потому что ты решаешь не свою обиду, а его проблему злости. И когда ты решил его проблему злости, в этот момент он становится твоей лояльной аудиторией. Извините, я пережил запуск футбольного проекта! (Смеется.) Там аудитория очень резко высказывается — и это тоже опыт, на котором я понял: между ненавистью и любовью один шаг. И все, кто ненавидят, могут полюбить, потому что у их ненависти есть причина.

Гавриил Гордеев и Рената Пиотровски

С точки зрения вечности

Творческий мир делится на трендсеттеров и хайпожоров — поэтому разнообразия на ТВ мало. Есть те, кто что-то увидел, заметил — и пытается на этом вытащить свой проект, иногда это бывает успешно с точки зрения бизнеса, но с точки зрения вечности это неправильно. А есть те, кто соревнуется сами с собой, да, смотрит на окружающий мир, смотрит на какие-то тренды и веяния, но при этом остается творческой единицей, которая создает свое собственное высказывание, которое идет впереди. И вот здесь тоже есть грани. С одной стороны, от конкурентов и от трендов можно отгородиться, чтобы сохранить свое собственное мнение, но тогда можно закопаться в себе и потерять аудиторию. Поэтому единственный шанс на успех — сохранить свое мнение, но думать о зрителе, уважать зрителя и любить его за то, что любит он.

Баланс

Интерес к онлайн-платформам — от желания выбирать. Раньше вы приходили в магазин, и вам важно было присутствие продавца, без мнения продавца вы ничего не покупали. Сейчас мы приходим в магазин и хотим смотреть сами, выбирать. При этом есть и обратный эффект — в какой-то момент ты устаешь постоянно выбирать и хочешь, чтобы продавец был прокачанный и предлагал. И этот баланс нужно постоянно соблюдать. То же самое и в видеоконтенте.

На грани

Взаимоотношения с законами о цензуре — это вопрос адекватности творца. Все проекты, к которым я еще в прошлом был причастен, были, условно говоря, на грани, но на грани не какой-то цензуры или этики, это была правильная внутренняя редактура. Ты думаешь о зрителе, ты понимаешь, что ты зрителю хочешь сказать. Ты хочешь просто выбесить зрителя или все-таки с ним построить связь, диалог и продолжать с ним существовать?

Гавриил Гордеев и Рената Пиотровски

Беру в соучастники

Жизнь не такая длинная, чтобы заниматься переписыванием того, что уже придумано, и перепридумыванием чужих историй. По-настоящему творческому человеку, настоящему творцу времени на адаптации чужого не должно хватать, он должен заниматься тем, что он хочет сказать сам. При этом любой сценарий может быть похож на что-то, с чем-то пересекаться, но это же этический вопрос. Когда мы начинаем производить для Okko, я продюсеров беру в соучастники, я хочу, чтобы они делили со мной ответственность за то, что видит зритель. Ведь они тоже делают себе имя. Это не рынок, это искусство, это возможность оставить свой след в индустрии и в сердцах зрителей. Переработка и использование других форматов — это не плохо, она существует на ТВ. Но это не тот формат, который может представлять онлайн-кинотеатр, который выбирается зрителем осознанно.

Сразу же домой

Мне кажется, что без кинотеатров мы не останемся. Большой экран и поход в кино как ивент — это по-прежнему то, в чем мы нуждаемся. Это вопрос события. Да, качество события зависит от продюсеров и творцов. И дай бог, чтобы наши творцы правильно сейчас подходили к производству и к созданию новых кинолент, чтобы зрители возвращались в кино. При этом да, поход в кино в формате «пойдем, а там решим, что посмотреть», пропал. Просто в кино на свидание? Уже нет. Онлайн-кинотеатр на рынке свиданий — единственный, который приводит в кино сразу же домой. (Смеется.) Так что я уверен, что мы влияем на демографическую обстановку в стране!

Гавриил Гордеев
Рената Пиотровски

Победит зритель!

Фестиваль онлайн-кинотеатров «Новой сезон» — это правильный прецедент: онлайн платформы в какой-то степени объединились, чтобы услышать мнение именно зрительского голосования! Это точно начало большого пути. Я уже сейчас думаю, что я повезу на следующий фестиваль, думаю, как подходить, как собирать обратную связь. Здесь кинотеатры-конкуренты находятся в диалоге, смотрят друг на друга, где-то завидуют, где-то сотрудничают и придумывают, как вместе удивить индустрию. Это здоровое соревнование, и кайф, что в этой «борьбе»… победит зритель!

Сериалы — это новая литература

В попытке взрослых продюсеров создавать контент для молодежной аудитории случается масса промахов, пишутся сценарии, на которые мои дети скажут: «Мы так не разговариваем, кто это вообще писал?» И сериал «Лэйт Найт Скул» — приятное исключение. Это абсолютно искренняя попытка ответить на вопросы именно молодой аудитории. Я не знаю, как правильно говорить про буллинг, шейминг, сталкинг и прочие вещи, я в другом обществе сформировался, команда «Лэйт Найт Скул» нашли правильный язык и интонацию. На премьере были школьники с учителями: учителя сказали «спасибо, что вы сформулировали, это поможет нам говорить с детьми», а дети сказали «мы будем делать у себя в школе такое шоу». Кайф! Это хорошо сформулированный диалог на актуальную тему. Да, это контент для аудитории 16–24, но это и для меня как для родителя важно, это возможность заглянуть в мир, в который у меня обычно нет доступа. Заглянуть и понять. Миссия «Лэйт Найт Скул» — объединять поколения, давать возможность диалога между поколениями. И вот тогда это будет успех. Сериалы — это новая литература. И что-то будут проходить в будущем в школах, а что-то нет.

Только в вере

По воскресеньям я хожу в церковь. Просто любовь все решает, без этого нельзя. А где самая крепкая и чистая любовь? Только в вере.

Гавриил Гордеев

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко