Новости

Posta Арт: архитектор Родион Еремеев — о том, как великий Фрэнк Гери перепридумал урбанистику

Фрэнк Гери

В минувшие выходные стало известно, что на 97-м году жизни скончался Фрэнк Оуэн Гери — легендарный архитектор, чьи работы изменили облик городов по всему миру. Автор знаменитого Музея Гуггенхайма в Бильбао, Фонда Louis Vuitton в Париже и «танцующего» дома в Праге, он был одним из главных представителей деконструктивизма. Мы попросили архитектора с мировым опытом Родиона Еремеева объяснить, почему уход Гери — это потеря для всей мировой культуры.

«Вы строите здания не для того, чтобы тешить свое эго. Вы строите для того, чтобы сделать кого-то счастливее»

Я считаю себя человеком, у которого нет кумиров и героев — особенно в архитектуре. На меня влияли личности из самых разных дисциплин, и каждого я по-своему уважаю. Но Фрэнк Гери — это исключение.

Еще когда я был студентом, меня привлекала мысль не о том, как создать какое-то новое красивое здание. Мне всегда было интересно, что можно сделать, чтобы действительно повлиять на индустрию. И Гери — редчайший пример человека, которому удалось осуществить это в нашей профессиональной среде. Он смог фундаментально повлиять на то, как мы работаем, как развивается рынок архитектуры и даже архитектурного образования. Его амбиции, его масштаб мышления произвели настоящий тектонический сдвиг, который проник во многие сферы. Для меня Фрэнк Гери — исторический (уже) персонаж невероятного уровня: человек, который оставил след не просто потому, что строил красивые здания, а потому, что изменил профессию архитектора.

Vitra Design Museum, Вайль-на-Рейне
Vitra Design Museum, Вайль-на-Рейне

Как это получилось? Его стилистика, поиск уникальных форм в какой-то момент уперлись в пределы технологических возможностей. Решения, которые были доступны тогда, не позволяли реализовать возникающие у него идеи.

Но это не остановило Гери: он взял решение из другой индустрии — авиапрома. И принес в архитектуру способ моделирования сложных поверхностей на основе NURBS. Выражаясь простым языком, это мощная математическая технология для создания и представления сложных 3D-геометрий (кривых, поверхностей), обеспечивающая высочайшую точность и гладкость.

Именно амбиции повлияли на то, что впоследствии была фактически перепридумана и создана новая система 3D-моделирования для архитекторов.


По сути, весь параметрический дизайн, вся бионическая архитектура, имитирующая природные формы, обязаны своим существованием тому, что когда-то Франку Гери просто хотелось большего.


Но, конечно, когда говоришь о влиянии Гери, невозможно обойти стороной его произведения. Каждое из них — это не просто формальный эксперимент или эффектная оболочка, а иллюстрация того, как архитектор способен менять жизнь города. Возьмем, например, музей Гуггенхайма в Бильбао. Это, пожалуй, один из тех редких случаев, когда здание стало не только архитектурным событием, но и экономическим феноменом. Так называемый «эффект Бильбао» — яркая демонстрация того, что архитектура может изменить судьбу целого региона, перезапустить город, дать ему новую точку идентичности. И самое удивительное, что для Гери это не было разовым совпадением: он органично умел попадать в контекст места и одновременно перепридумывать его.

Guggenheim Museum, Бильбао
Guggenheim Museum, Бильбао

Другой пример — его работа над концертным залом Уолта Диснея, с его невероятной пластикой и акустическим совершенством. Оно опровергает миф о том, что Гери мог создавать только необычную форму. Внутри концертного зала чувствуется, насколько продуманным может быть пространство, если архитектор не боится масштабных вызовов. Это тот случай, когда комплекс инженерных, акустических, конструктивных решений сливается воедино. И опять же — без революционного подхода Гери к моделированию, реализовать такую геометрию было бы просто невозможно.

Walt Disney Concert Hall, Лос-Анджелес
Walt Disney Concert Hall, Лос-Анджелес

Walt Disney Concert Hall, Лос-Анджелес

Если вспомнить Louis Vuitton Foundation, то здесь особенно видно, насколько Гери умел мыслить пространством. Каждый стеклянный «парус» — результат ювелирной работы с поверхностями, которые в традиционном CAD были бы совершенно недоступны. И при этом проект не превращен в чистый формализм: здание «живет» в парке Булонь именно так, как будто всегда там и находилось. Фрэнк Гери умел сделать сложную геометрию естественной частью среды.

Fondation Louis Vuitton, Париж
Fondation Louis Vuitton, Париж

Или его более ранние эксперименты, например, резиденция в Санта-Монике, — пример того, что Гери всегда двигался против течения. Он мог взять бытовые материалы — гофрированный металл, сетку, фанеру — и превратить их в жест архитектурной честности, который позже станет целым направлением.

Фото: IK's World Trip
Фото: IK’s World Trip

И в этом есть его удивительная способность: он никогда не стремился чем-то или кем-то быть, но любые его решения превращались в события.


Каждое здание Гери — это одновременно и уникальный результат, и очередное доказательство того, ради чего он вообще пришел в профессию. Для него архитектура была не только про форму и пространство, но про пересборку инструментов, которыми эта форма создается. Его произведения — это, по сути, зафиксированные в материале эксперименты, которые параллельно формируют и нашу практику.

И если смотреть на все это сегодня, становится понятно, почему его влияние настолько фундаментально. Он не просто создавал объекты — он демонстрировал, что архитектура может смело пересекать границы технологий, индустрий, привычных стандартов и даже ожиданий общества.


Его здания — это следствие его мышления, а его мышление стало тем самым импульсом, который действительно изменил архитектуру.


Grand Avenue Project, Лос-Анджелес
Grand Avenue Project, Лос-Анджелес

Фото: architectfrankgehry.art, Vitra Design Museum, Guggenheim Museum Bilbao, Fondation Louis Vuitton