Социальная сеть тестирует механизм обнаружения поддельной информации — об этом стало известно после того, как часть пользователей, попытавшихся поделиться фейковыми новостями, получила соответствующее предупреждение. Разбираемся, как это работает.
В ноябре минувшего года Марк Цукерберг пообещал сделать все от него зависящее, чтобы разрушить экономику распространения вымышленной информации.
Что случилось?
В преддверии Дня святого Патрика в Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) начала распространяться новость под заголовком «The Irish Slave Trade — The Slaves That Time Forgot» («Ирландская работорговля — рабы, о которых забыло время»), рассказывающая о якобы тысячах ирландцев, завезенных в Соединенные Штаты в качестве рабов. Информация оказалась фальшивкой, о чем пользователи смогли узнать благодаря предупреждениям, предварявшим возможность репоста сообщения: в окошке появлялась надпись, говорящая о том, что Snopes и Associated Press сочли новость «спорной». При повторной попытке сделать репост возникало новое окно, предлагавшее более подробное разъяснение: «Порой люди репостят новости, даже не подозревая, что те поддельные. Информацию о том, почему независимые фактчекеры сочли контент спорным, вы можете найти на их официальных сайтах». Функция, однако, пока доступна ограниченному числу пользователей и охватывает далеко не всю географию Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) — эксперты предполагают, что механизмы только тестируются и будут введены в повсеместную эксплуатацию позже.
Почему об этом говорят?
В ноябре минувшего года Марк Цукерберг заявил, что намерен остановить распространение фальшивого контента, поскольку авторы поддельных новостей подчас зарабатывают больше, чем профессиональные журналисты. Для этого основатель Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) решил привлечь третью сторону. В январе пользователям был представлен The Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) Journalism Project, призванный установить тесный контакт между социальной сетью и журналистским сообществом. В планы компании входило решение сразу нескольких задач: сотрудничество с независимыми экспертами и фактчекерами, улучшение алгоритмов поиска поддельных новостей, введение предупреждения для читателей и облегчение отправки жалоб в том случае, если фейк обнаружен.
Как это работает?
Точный алгоритм пока не известен, однако предполагается, что, если на контент поступает слишком много жалоб, к проверке подлинности той или иной информации подключаются профессиональные журналисты и фактчекеры из пяти (на данный момент) организаций: ABC News, Associated Press, FactCheck. org, PolitiFact и Snopes. Они исследуют новость и выносят вердикт: если согласно их изысканиям новость фейковая, ее распространение сопровождается предупредительным анонсом, сообщающим о недостоверности данных.
Почему Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) решил бороться с фейковыми новостями именно сейчас?
Согласно мнению экспертов, одной из причин, по которым Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) объявил войну недостоверной информации, стали обвинения социальной сети в игре на стороне Дональда Трампа — якобы распространение огромного количества фейковых сообщений обеспечило действующему президенту победу на выборах. Более того, в середине ноября 2016 года портал BuzzFeed обнародовал сообщение, в котором говорилось, что незадолго до голосования ложные новости в Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) опередили по популярности настоящие. Вскоре после этого Марк Цукерберг опубликовал на своей странице программную речь, в которой пообещал бороться с дезинформацией. Трудность, однако, по мнению бизнесмена, заключается в том, чтобы не стать «арбитрами истины». «Мы должны быть предельно осторожными, чтобы не препятствовать распространению информации», — подчеркнул Цукерберг, отметив, что перед его компанией стоит крайне сложная задача как с технической, так и философской точки зрения.