Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг. Главный критерий — гарантия качества, от которой, в случае с механизмами, иногда зависит очень многое.
Должен признаться,
мой японский — так себе. Поэтому, получив предложение побывать в Академии Jinba Ittai, я сначала понятия не имел, что это такое. В надежде, что скалолазания или рисования пальцами там точно не будет, я буквально шагнул в неизвестность, сев на самолет по направлению в Белград.
Что же такого интересного есть в Белграде, спросите вы? Много всего, наверное, но в тот день нас интересовала только испытательная трасса Национальной академии вождения Navak. Прибыв на место, мы узнали и что такое «джинба иттай», и что это понятие символизирует в дизайн-философии Mazda. В японской культуре это — «единство» лошади и наездника. Концепция идеального вождения, когда автомобиль становится продолжением тебя и твоих мыслей. Благородная цель, спору нет. Древние японцы, окажись они сегодня в Москве на наших дорогах, ужаснулись бы. Для начала стоило бы сделать среднестатистического наездника менее похожим на лошадь и более похожим на наездника. Но я отвлекся.
Само собой, услышав такие слова как «удовольствие от вождения», я сразу же вообразил себя в роскошной MX-5. Мне тут же представилось, как я буду вести ее от вершины к вершине, элегантно выдерживая оптимальный угол увода и понижая передачу с пятки на носок на входе в резкий поворот. Реальность умеет несколько умерить излишний энтузиазм — подумал я, узнав, что нашими жеребцами сегодня будут модели Mazda 3 и 6… на автоматической коробке передач. «Семейный автомобиль, да еще и на зимних шинах, убивает саму идею удовольствия от вождения!» — подумалось мне. Оказывается, зря я так переживал.
Имея некоторый опыт общения с академиями по вождению, поездок по треку и так далее, начинаешь уставать от того, что весь процесс тормозит толстый слой инструктажа по технике безопасности. «Не разгоняйся слишком быстро, следуй за инструктором, не отключай контроль стабилизации» и все такое. Однако, в академии Jinba Ittai буквально первое, что мы сделали — отключили контроль устойчивости! Неожиданно и круто. И первое же задание, которое нам досталось — «дрифт-слалом». Что-что?!
Безусловно, переднеприводные машины не могут собственно «дрифтовать». Да, у них бывает занос на повороте, но вообще-то дрифтинг подразумевает скольжение с использованием двигателя, да так, чтобы задние колеса продолжали вращаться быстрее передних. Но оставим незначительные погрешности в терминологии — первый тест оказался реальным испытанием. На трассе стояло несколько конусов, выставленных по прямой линии, как для слалома, и нам надо было их объехать. Загвоздка в том, что объезжать их надо было… боком! После минимальных устных разъяснений («просто идете 70 км/ч, отпускаете педаль и поворачиваете») и наглядной демонстрации от инструктора нам выдали ключи от авто и велели попробовать. С выключенными системами безопасности, само собой. Как вам такое обучение из серии «бросили в воду — и давай плыви»? По мне так — лучше не бывает.
Чтобы направить переднеприводную Mazda 3 боком, нужно принудительно перенести вес на передние колеса и резко повернуть. По сути, входя в поворот, ты отпускаешь педаль, выжидаешь мгновение, пока вес переместится вперед, и затем наотмашь дергаешь руль в ту сторону, куда собираешься свернуть. Твоя Mazda повернет, но боковая часть попытается обогнать переднюю, поскольку на задних шинах слишком мало веса для достаточного сцепления с дорогой. В этот момент надо вывернуть руль в противоположную сторону и выровнять машину. Это ты делаешь интуитивно, но поскольку тебе предстоит объехать еще несколько конусов, следует специально выждать немного перед контррулением, чтобы машина не выпрямлялась, а бросилась в другую сторону, как раз вовремя для следующего конуса. Пожалуй, самое сложное в этом задании — не идти на поводу у интуиции.
Без опыта такой трюк получается не сразу. На первых конусах я дрифтовал еще более-менее убедительно, но боковое скольжение сильно гасит скорость, и к следующему конусу у меня уже не хватало разгона для заноса. Прибавить достаточно газа, чтобы на дольше хватило — это сложное дополнительное задание в ситуации, которая и так уже требует массу внимания. Это было очень забавно — и, несомненно, познавательно, поскольку такое управление машиной на московской дороге не попрактикуешь. Больше того, даже на большинстве гоночных треков за такой корявый автомобильный балет тебя забанят.
И тут я реально хотел бы сказать пару слов о машине, на который мы это выделывали. Это была довольно стандартная Mazda 3. Может показаться, что подобные трюки легко выполнить на любой другой машине, но на мой взгляд именно Mazda однозначно более пригодны для такого, чем большинство других машин. Для начала, рулевое управление по ощущениям у них превосходное, а водителю просто необходимо чувствовать ситуацию, чтобы иметь шанс выровнять опрокидывающуюся машину. Подвеска очень комфортная и в то же время отлично ведет себя, когда загружаешь ее в поворот, и крен кузова контролируется отлично. Наконец, все заботливые системы-няньки отключаются одной единственной кнопкой. От тебя не требуется учить какие-то секретные жесты руками или стоять на голове носом на северо-восток ровно девять с половиной секунд. Просто нажал кнопку — и ты сам себе хозяин. Как достойная настоящей езды лошадь Mazda доверяет всаднику, он сам должен знать, что для него лучше. Хорошая лошадка, получишь морковку.
Перед следующим упражнением первым делом инструктор поинтересовался: «Кто-нибудь раньше делал поворот на ручнике?». Таких вопросов я на мероприятиях по вождению раньше не слышал, «джинба иттай» это явно что-то с чем-то! Итак, мы приближаемся к конусу, объезжаем его на ручном тормозе, затем — поворот на ручнике вокруг другого конуса и обратно и под конец «паркуемся» с помощью ручника на стоянке. Только сначала отключите систему стабилизации. Готово. Тут я однозначно повеселился как надо. Ручник на скорости я не дергал лет эдак с 18. Считается, что такое баловство просто надо перерасти и повзрослеть. Уж точно не мог предположить, что мне вежливо предложат сделать это на чужой машине, когда мне будет за 30.
И вот я снова дергаю рычаг тормоза, и наша Mazda 3 радостно разворачивает зад в скольжении на 180 градусов и галопом несется к следующему конусу. Элегантно закатить машину в скольжении на довольно узкое парковочное место было нелегко, но некоторые мои коллеги по офису и в городе паркуются куда хуже. Мне настолько понравилось, что я с радостью попробовал второй раз, когда оказалось, что есть еще немного времени. Ребята, забудьте вы про свои низкокалорийные диеты и детокс-процедуры, курс разворотов на ручнике — все, что вам нужно, чтобы почувствовать себя моложе!
По стечению обстоятельств, следует отметить, что именно эти модели Mazda — в числе последних автомобилей, доступных с настоящими механическими ручными тормозами, которые можно использовать для таких безобразий. Сегодня какую машину ни купи, хоть люкс, хоть спорт, от ручника там осталась лишь кнопка, посылающая сигнал на электрический ручной тормоз. А с ними так уже не забалуешь. Как по мне — еще один отличный довод в пользу покупки Mazda. Также крайне важно положение водителя, и все модели Mazda, на которых я ездил, отлично вмещают меня с моим немаленьким ростом (193 см). В них я мог отрегулировать руль, чтобы он достаточно далеко уходил вглубь, и достаточно низко опустить кресло, тогда как во многих других авто мне часто приходится с этим мучаться.
Далее началось вождение чуть более дурашливое, но не менее развлекательное. Мы попробовали себя в маневрах а-ля кинокаскадеры: развернись на 180° задним ходом, догони другую машину и толкни ее в задний бампер так, чтобы она завертелась. Опять же, уникальный опыт, которого в реальной жизни нигде не получишь, если только твои дела не идут совсем уж худо. И хотя для лучшего понимания автомобилей это не так уж важно, но все же это вождение, выходящие за нормальные рамки, так что действительно есть ощущение, что ты научился чему-то, чего раньше не умел. Заключительные водительские испытания включали в себя автомобильную погоню под обстрелом из пейнтбольных ружей — такой опыт едва ли пригодится мне в жизни, разве что в случае радикальной смены карьеры. Сомневаюсь, правда, что в этой сфере я добьюсь какого-то успеха, поскольку я был так занят максимальным разгоном, что забыл одну маленькую деталь — собственно, остановиться в назначенном месте, а без этого задание не считалось выполненным. Ну что ж…
Итого первое впечатление от академии Mazda Jinba Ittai — удивительно, насколько даже самая средняя Mazda пригодна для неразумно жесткой и смехотворно скособоченной езды. Я испытал несколько поистине новых ощущений, которых однозначно хочется еще. Вот бы еще чуть поменьше пейнтбольных ружей и парочку MX-5 — было бы еще круче, но, в конечном счете, благодаря знакомству с нормальной машиной в ненормальной ситуации ты становишься лучше как водитель. И для этого мне даже не пришлось учить японский!