Европейские выставки сентября, охватывающие период с середины XIX века до наших дней, складываются в концентрированную историю развития современного искусства, в котором переплетаются живопись, мода, комиксы и архитектура. Приглашаем в осеннее арт-путешествие.
Василий Кандинский на пути
к абстракции, живой классик fashion-фотографии Питер Линдберг, отец Тинтина Эрже или современная утопия глазами дизайнеров — выбор за вами, но лучше все-таки не выбирать, а увидеть как можно больше. Не пожалеете.
Выставка «Кандинский, Марк и „Синий всадник“»
В швейцарском Базеле открылась одна из самых значимых выставок нового сезона, посвященная революционному в свое время творчеству мюнхенской группы «Синий всадник». Да, сегодня абстракция в искусстве представляется чем-то совершенно естественным. Но чтобы она появилась и укрепилась, накануне Первой мировой войны, в 1908-м, должны были прийти экспрессионисты и громко заявить: «Мы освобождаем живопись от диктата реальности; художник не обязан воспроизводить на холсте „жизнь вещей“, его задача облечь в цвет и линию их метафизику — интеллектуальное и духовное содержание». Как следует из названия, акцент выставки — на творчестве двух главных идеологов «Синего всадника», Василия Кандинского и Франца Марка, — кстати, во многом расходившихся в своих взглядах на творимую ими художественную революцию. Кроме того, в экспозиции представлены другие известные участники объединения: Габриэле Мюнтер, Август Маке, русская муза мюнхенской богемы Марианна Веревкина, она же Марианна фон Веревкин, и Алексей фон Явленский (тоже, разумеется, русский, ученик Репина в Петербургской академии художеств).
Детали от Posta-Magazine
До 22 января
Фонд Бейелер (Fondation Beyeler), Базель, Швейцария
http://www.fondationbeyeler.ch/
Лондонская биеннале дизайна
Пятьсот лет назад Томас Мор написал «Золотую книжечку, столь же полезную, сколь и забавную о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», со школьной скамьи известную вам как «Утопия». Организаторы Первой лондонской биеннале решили, что самое время поговорить об устройстве острова, на котором мы все с вами сегодня живем. Дизайнеры из тридцати стран, на откуп которым отдают все пространство Сомерсет-хауса, представят здесь в виде интерактивных инсталляций свои утопии и размышления об обществе, современных городах, их жителях и нашем общем будущем. Инсталляции курируют крупнейшие мировые музеи дизайна от Нью-Йорка до Японии. И не упустите возможность (не исключено, что другой такой не представится) до 18 сентября увидеть выставленное в Британской библиотеке одно из нескольких сохранившихся прижизненных изданий Мора.
Детали от Posta-Magazine
7-27 сентября
Сомерсет-хаус (Somerset House), Лондон, Великобритания
http://www.londondesignbiennale.com/
Выставка «Клод Паран. Рисуя моду»
Выставка в галерее дизайнера Аззедина Алайи — одновременно оммаж легендарному французскому архитектору Клоду Парану, скончавшемуся в феврале этого года сразу после своего 93 дня рождения, и плод их совместной работы. «Философ от архитектуры», автор теории «жизни на склоне», предполагающей использование преимущественно косых поверхностей, как fashion-иллюстратор Паран гораздо менее известен. Вдохновленный дизайном своего друга Аззедина Алайи, он в течение года, до самой смерти, работал над графической серией, представленной сейчас в небольшой парижской галерее. Лучше самого Клода Парана об этих работах (как, впрочем, и о проектах архитектора) и не скажешь: «Алайя — художник, который создает движение форм в пространстве».
Детали от Posta-Magazine
До 25 сентября
Галерея Аззедина Алайи (Galerie Azzedine Alaïa), Париж, Франция
18 rue de la Verrerie
Выставка «Питер Линдберг. Другой взгляд на fashion-фотографию»
Имя немца Питера Линдберга вот уже на протяжении сорока лет является едва ли не синонимом модной фотографии и ее ориентиром. В начале сентября в Роттердаме открывается масштабная ретроспектива его работ с начала 1980-х до настоящего времени. Помимо 220 фотографий, среди которых как ставшие культовыми снимки, так и прежде неизвестные, на выставке можно будет увидеть весь арсенал артефактов творческого процесса: заметки, реквизит, контактные листы, отснятые пленки. Самого художника за работой представят многочисленные видео, снятые в его фирменной черно-белой стилистике. Среди разделов экспозиции — «Супермодели» (назовите любое звездное имя от Кейт Мосс до Карли Клосс — будьте уверены, что все они попали в объектив Линдберга), «Кутюрье», «Танец», «Темная комната», а также «Дух времени» — который живой классик чувствует и передает на своих снимках как никто.
Детали от Posta-Magazine
С 10 сентября по 12 февраля
Кюнстхал (Kunsthal), Роттердам, Нидерланды
http://www.kunsthal.nl/
Выставка «Мастер красоты. Пленительные образы Карла Шенкера»
В 1910-1920-е фотографа Карла Шенкера называли «режиссером женских голов» — что бы это ни значило в прямом и переносном смыслах. Его берлинская студия на знаменитом «бульваре миллионеров» Курфюрстендамм была местом паломничества всех светских красавиц Европы — актрис, танцовщиц и богатых наследниц. На тот момент Шенкеру не было равных в искусстве женского портрета — как и в технике ретуши. Да, он знал толк в женской красоте, а также, как ее преподнести: укутывал своих моделей в тюль и меха, виртуозно подбирал выигрышные ракурсы, чтобы придать им изломанной томности и загадочности. На выставке будет представлено более 250 работ Шенкера, чье творчество, долго остававшееся в забвении, было заново открыто историками фотографии.
Детали от Posta-Magazine
С 10 сентября по 8 января
Музей Людвига (Museum Ludwig), Кельн, Германия
http://www.museum-ludwig.de/
À fleur de peau. Выставка Анри Фантен-Латура
Французский фразеологизм «à fleur de peau», вынесенный в название выставки, означает крайнюю степень чувствительности. Современник импрессионистов Анри Фантен-Латур, даже выставлявшийся с ними на знаменитом Салоне отверженных в апреле 1863 года, пошел своим путем. Его живопись — не впечатление, а скрупулезное, доведенное до совершенства и при этом поэтизированное воспроизведение действительности. Он моментально узнаваем — стоит однажды увидеть его цветочные натюрморты и вы полюбите цветы, даже если всегда считали их верхом сентиментальности. И разглядывать это разнообразие композиций можно до бесконечности. Уверяю — вам не надоест. Кроме того, Фантен-Латур был виртуозным портретистом, сочетая в своих работах, казалось бы, несовместимые вещи: психологизм и символизм. Одним словом, к просмотру обязательно — тем более что это первая крупная ретроспектива художника за последние тридцать с лишним лет.
Детали от Posta-Magazine
С 14 сентября по 12 февраля
Люксембургский музей (Musée du Luxembourg), Париж, Франция
http://museeduluxembourg.fr/
Эрже в Гран-Пале
«Приключения Тинтина» бельгийца Жоржа Проспера Реми, известного всему миру под коротким именем Эрже, до сих пор расходятся миллионными тиражами, а находчивый журналист Тинтин стал любимым героем не одного поколения детей и взрослых. Занятная история: перенеся в Старый Свет американский жанр, Эрже выработал в своих комиксах так называемый «стиль чистой линии», который впоследствии вернулся в Америку уже как одна из основных техник поп-арта. Стивен Спилберг считает Эрже идеальным сценаристом, а французский философ Мишель Серр — так и вообще автором шедевра, с которым «не может сравниться творчество ни одного французского романиста». Ну а мы, оставив за скобками искусствоведческий и литературный анализ, просто наслаждаемся рисунками и историями и наблюдаем, как загораются при виде Тинтина глаза наших любознательных отпрысков.
Детали от Posta-Magazine
С 28 сентября по 15 января
Гран-Пале, Париж, Франция
http://www.grandpalais.fr/