Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актрисой Евгенией Брик о детстве, любимых фильмах, съемках у супруга Валерия Тодоровского и… музыке Чайковского.
Я была девочкой боевой
В детстве было так: пришли гости — Женечка сыграет на фортепиано. Но это не значит, что я была прилежным ,скромным ребенком. Я была девочкой боевой, у меня друзья в основном были мальчики, причем не в смысле каких-то романтических отношений. Есть девочки, которые при виде мальчика сразу меняются, а для меня мальчики были просто партнерами по играм.
Дом моделей на Кузнецком Мосту
Я с пяти лет была задействована в Доме моделей на Кузнецком Мосту как манекенщица — это Всесоюзный дом моделей, где обшивали еще чуть ли не Брежнева. Там был «цех» маленьких детей. И это была настоящая работа, я за это получала деньги, стоя на примерках. Интереснейшая жизнь! Платили около 25 рублей — это большие деньги, мы с мамой на такси ездили! У нас даже были свои ритуалы: заходить в зоомагазин на Кузнецком мосту, рассматривать рыбок, хомячков и других животных. Напротив Архитектурного института была пирожковая, которая на всю жизнь у меня осталась в памяти — после показа или примерки мы с мамой часто туда ходили.
Не смогу раствориться
Благодаря Дому моделей я участвовала в показе Armani, Анны Бурды, смотрела на приезжающих моделей из Франции и США, видела всю эту красивую жизнь — и понимала, что сама в этом не смогу раствориться и быть счастлива.
Мир тесен
Работа манекенщицы окружила меня интереснейшими подругами, одна из них — Лиза Соломина, с которой мы вместе фотографировались. По идее, я могла и с Асей Дубровской тогда пересечься — хотя познакомились мы только на «Адаптации». Она с детства дружила с Лизой Соломиной — мир тесен!
Желание быть на публике
Показ мод и игра в театре — это совершенно разные вещи, но желание и умение быть на публике в обеих профессиях — вещи одного порядка. Я не думала о том, хочу ли стать известной, но вот удовольствие от публики, от того, что ты несешь себя определенным образом в этом костюме, меня завораживало. Плюс я с детства много ходила по театрам. Успела даже посмотреть спектакли со Смоктуновским!
Школа 232
Папа, увидев мое желание стать актрисой, настраивал: «В театральные вузы приезжают со всей России очень талантливые люди, там будет тысяча человек на место». Я не строила воздушных замков. Меня учили быть здесь и сейчас, в реальности, объективно себя оценивать — и это обезопасило меня от каких-то травм. Я училась в физико-математической школе с углубленным изучением английского языка — и учеба давалась мне нелегко. И в девятом классе я уговорила папу перевести меня в школу 232, где был театральный класс при Щепкинском училище и где дают очень высокий уровень подготовки по русскому и литературе.
Можно сказать, изначальный стресс поступления я пережила еще в 14 лет — в эту школу тоже надо было поступать, я узнала, что такое сцендвижение, сценическая речь, читки и конкурсный настрой.
Кроме того, педагоги помогали нам определиться с программой для поступления. Одновременно я ходила на подготовительные курсы в технический вуз — это был папин запасной план, и это был абсолютно не мой мир. Я знала: либо я поступлю в театральный, либо меня ждет приборостроение и информатика… отличная мотивация — и в 16 лет я поступила на курс к Олегу Павловичу Табакову.
Это безобразие
Я считаю, это безобразие, что сейчас в моей жизни нет театра. Он был, я играла много в антрепризе. До последнего времени мы играли в «Современнике» спектакль по Бродскому «Посвящается Ялте», созданный моим другом музыкантом Борей Андриановым и Артуром Смольяниновым — это для меня как спектакль-десерт, что-то, от чего я всегда прихожу в немыслимую эйфорию. Я его каждый раз играла, как будто ела самый свой любимый торт ,испытывала такое же состояние. Сейчас, если бы меня пригласили в театр, где я могла бы работать в нескольких спектаклях с несколькими составами, я была бы счастлива. При нынешнем графике я не могу позволить себе быть в театре постоянно.
Разная энергия
Театр и съемочная площадка кино — это совершенно разные энергии, все это понимают. Театр — это обмен энергией со зрителями, это целительный стресс, это целостная эмоция — а не нарезанная в монтажной, это путь от начала и до конца на одном дыхании.
Начала все заново
МХАТ я не закончила — отучилась два года и ушла, потому что заболел и вскоре умер мой папа, я тогда слишком запустила учебу. Поэтому я поступила в ГИТИС и начала все заново. Училась у самого обаятельного артиста — Александра Збруева, он набирал первый курс — а значит был готов выложиться по полной. Я четыре года училась у человека, которого я обожаю как артиста и уважаю как личность. Он меня даже сниматься отпускал, хотя до третьего курса это было табу!
«Подмосковная элегия»
Сейчас мы сами снимаем себе визитки, а раньше как было? Приходил в институт кастинг-директор и снимал тебя на камеру, а ты при этом только что вышла со сцендвижения с немытой головой, ненакрашенная, с прыщом на лбу, стоишь в буфете, ешь батончик «Сникерс» и пьешь разбавленный кофе… И в этот момент тебе говорят: «Режиссер Говорухин ищет артистку». Вот так меня сняли на камеру, и меня пригласил на пробы режиссер Валерий Ахадов — в фильм «Подмосковная элегия», в котором снимались Михаил Александрович Ульянов ,Ирина Купченко и еще множество прекрасных артистов. Меня утвердили на роль девушки, которая хочет стать моделью — и Збруев меня отпустил: «Да ты что, Женя, твоего дедушку будет играть Михаил Александрович Ульянов? Беги! Ты научишься там большему, чем у меня сейчас!»
Кладезь историй
Валера — кладезь историй, человек-созидатель, который понимает, как превратить просто идею в фильм. Иногда история вырастает буквально из одной сцены. «Оттепель» родилась из первой сцены, в которой женщина бьется в истерике перед непробиваемым мужчиной-оператором, пробуя воздействовать на возлюбленного по-разному, даже выходит голая на улицу. Валера для меня — гений. Гением я его считала еще до личного знакомства. Может быть, я решусь когда-то написать наконец свою идею-историю — и Валера ее снимет. А вот в режиссеры я пока подаваться не готова — даже боюсь это себе представить.