На днях Amazon начал продавать первую биографию Эухении Эррасурис — чилийской миллионерши, которая открыла публике Пабло Пикассо и ввела в моду стильную бедность интерьера.
Эухения Эррасурис и ее портрет работы Пабло Пикассо
Приводим семь примеров ее инноваций в дизайне, которые актуальны и сегодня.
Сесил Битон в воспоминаниях «Зеркало моды» посвятил Эухении Эррасурис главу «Дама из Чили». Столько же внимания он уделил и Коко Шанель. Светский фотограф, декоратор и человек отменного вкуса, Битон был знаком со всеми знаменитостями и с самыми элегантными женщинами первой половины XX века. И если в мемуарах он сравнивает чилийскую миллионершу с солнцем, то к его оценке стоит прислушаться, а к ее стилю — присмотреться.
Эухения Уичи Аргуэдас де Эррасурис (1860–1951) родилась в многодетной семье в чилийской деревне. В этот момент читатель наверняка начинает готовиться к рассказу о Золушке. Но нет: с тем же успехом у наследника какого-нибудь олигарха в паспорте в качестве места рождения может быть указан Когалым. Ее семья была очень богата: им принадлежали серебряные прииски, а в деревне находилось их имение. Зато братьев и сестер у Эухении действительно было много: двенадцать.
Девочку воспитывали в Вальпараисо английские гувернантки, позже она поехала во Францию учиться в католическом пансионе. Юной девушкой Эухения вышла замуж за Хосе Томаса Эррасуриса, дипломата, выходца из богатой чилийской семьи виноделов. Сперва пара жила в имении мужа, но Эухения убедила его перебраться в Европу. Молодые супруги путешествовали между Парижем, Лондоном и Венецией. Муж был художником-дилетантом и вращался в мире искусства: его знакомства определили круг общения Эухении, всю жизнь чувствовавшей себя среди богемы гораздо более органично, чем в свете.
Она позировала Сардженту, Болдини и многим другим выдающимся художникам. Ее упоминал Пруст в эпопее «В поисках утраченного времени». Она дружила с Роденом, Сандраром, Дягилевым и Стравинским. После того как в 1916 году Кокто познакомил ее с Пикассо, она одной из первых стала покупать работы гениального каталонца и даже занялась его «огранкой», помогая необузданному художнику приобрести манеры и светский лоск. Пикассо в долгу не остался: он рисовал латиноамериканку 24 раза. Она же одной из первых поверила в талант создателя моды Кристобаля Баленсиаги.
Джон Сарджент. Мадам Эррасурис, ок. 1883-84 |
Джованни Болдини. Портрет Эухении Эррасурис, 1892 |
Эухения Эррасурис, Пабло Пикассо и Ольга Хохлова. 1917 |
Портрет Эухении Эррасурис работы Пабло Пикассо |
В 1900-е годы Хосе Томас заболел туберкулезом и все больше
времени проводил в Швейцарии без семьи. Еще в 1910-х Эухения облюбовала виллу в Биаррице, а после смерти мужа сделала ее своим основным местом жительства. Она сильно поиздержалась и, хоть и не была бедной, вела аскетический образ жизни. Впрочем, это был дорогой аскетизм: лен для «простых» штор — только высшего качества. Она по-прежнему могла охотиться за понравившимися ей антикварными вещами и готова была отдать за них любые деньги.
По некоторым сведениям, она приняла монашеский обет, хотя и оставалась жить в миру (у католиков существует такая практика), а религиозную одежду, похожую на монашескую, для нее придумала Коко Шанель. В дизайне интерьера имя Эухении Эррасурис связано с минимализмом и «стильной бедностью». Двумя главными полигонами для испытания ее декораторских идей были апартаменты в Париже и вилла в Биаррице.
В Париже Эррасурис занимала крыло строения, которое, по воспоминаниям Битона, было довольно ветхим, но поддерживалось хозяйкой в идеальном порядке. Она выкрасила стены белым, перила лестницы — черным. Поставила китайский буфет. Ее дизайнерские решения были важным источником вдохновения для Жан-Мишеля Франка: автор минималистских интерьеров из роскошных материалов и добрый знакомый чилийской дамы, в феврале 1938 года он написал о ее удачных находках восторженную статью для Harper’s Bazaar.
Парижский павильон Эухении Эррасурис
Прихожая |
Салон |
Вилла La Mimoseraie в Биаррице (10, Rue de Constantine) стала воплощением идеи Эррасурис о чистоте, простоте и здоровье. Вспоминая об этом доме, она отмечала, что ей нравилась обстановка: там было чисто и бедно. Она любила сама ухаживать за садом и воссоздала на вилле мимоз крестьянский быт. Именно там провели медовый месяц Пикассо и Ольга Хохлова.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в Биаррице
В 1930-е годы мадам Эррасурис мечтала построить себе дом в Чили на берегу Тихого океана по проекту еще одного своего друга, Ле Корбюзье. Минималистское строение должно было сочетать в себе белые стены, цоколь из грубого камня и деревянную крышу. Ле Корбюзье предполагал сделать ее двускатной, снижающейся к центру: это был бы один из первых примеров применения его любимого приема — крыши в форме латинской буквы V или бабочки. Планы сбылись, но совсем не так, как предполагалось. В 1951 году Эухению Эррасурис насмерть сбила машина в Сантьяго. Однако проект был реализован в Японии.
Ле Корбюзье. Проект и макет дома Эррасурис, Чили, 1930
Какие инновации в дизайне принадлежат авторству Эухении Эррасурис
1. Отказ от лишних вещей. Вспоминает Сесил Битон: «Она выкинула из комнат всю обстановку и заменила ее всего несколькими предметами мебели: повинуясь непостижимому инстинкту, она обставила все по закону динамической симметрии. Единые гарнитуры, состоящие из дивана и стульев, ей категорически не нравились, она в принципе отвергала единообразие».
2. Белые стены с неровной штукатуркой. На вилле в Биаррице не было никаких обоев, стеновых панелей или натянутых тканей. Только выкрашенные белым стены, специально оставленные неровными.
3. Шторы изо льна без подкладки. В эпоху, когда шторы делались из дорогих тканей, богато отделывались фурнитурой и дополнялись подкладкой, Эухения Эррасурис сделала выбор в пользу простоты и грубой текстуры ткани. Правда, лен она выбирала самый качественный и дорогой.
4. Пол с кирпично-красной плиткой, не закрытый коврами. Еще одно заимствование из концепции сельского дома.
5. Покупка мебели на сельских блошиных рынках. Эухения Эррасурис могла приобрести и редчайший фарфор у именитого антиквара, и простую мебель на блошином рынке. А потом поставить фарфор на эту мебель. Одной из первых она стала ценить не статус вещи, а ее красоту, в том числе и красоту трещин, потертостей и других знаков времени, хотя в остальном для нее были чрезвычайно важны аккуратность и чистота.
6. Сочетание в интерьере модернизма и искусства XVIII века. Кажется, нет ничего более далекого, чем столик с гнутыми ножками и кубистическая картина Пикассо, но Эррасурис удавалось сочетать их со вкусом. Это стремление к эклектике и неожиданным комбинациям шло вразрез с тотальным подходом к интерьеру, встречающимся в ее время в стилях модерн и ар-деко. Вспомним, к примеру, классика ар-нуво Анри ван де Вельде, продумывавшего заранее все жизненное пространство, от пола до потолка, включая домашнюю одежду. Сегодняшний канон сочетания разных стилей восходит в том числе к находкам Эррасурис.
7. Утилитарные предметы как деталь интерьера. В прихожей ее парижской квартиры стояла выкрашенная серым приставная лестница. В гостиной виллы в Биаррице на самом видном месте была подвешена длиннющая крестьянская полка, заставленная вялеными окороками, сырными головами и хлебом под стеклянными колпаками.
|