Культура

Кино недели: «Дикая история» и «Блокбастер»

В прокат выходят две разные, но совпадающие в главном картины — испанская «Дикая история» Алекса де ла Иглесиа и российский «Блокбастер» Романа Волобуева.

Кино недели: «Дикая история» и «Блокбастер»

Авторы обоих фильмов не скрывают скепсиса по отношению к мужской половине человечества — не в пример сильным женщинам.

Кино недели: «Дикая история»

«Дикая история»: трэш, кровь и никакой любви

«Дикая история» испанского (если быть точным — баскского) режиссера Алекса де ла Иглесиа в оригинале называется El Bar, что логичным образом переводится как «бар». Но русскоязычная адаптация, как ни странно, точнее передает суть фильма (действие которого и правда разворачивается в баре). Также это явная отсылка прокатчиков к другой недавней испаноязычной ленте — аргентинским «Диким историям» (2014) Дамиана Шифрона, снятым под продюсерским предводительством братьев Альмодовар. Эта остросоциальная и очень смешная трагикомедия сначала вызвала восторг критиков на Каннском фестивале, а потом обрела и поклонников среди обычных зрителей. Но даже безумные происшествия из альманаха Шифрона кажутся вполне нормальными по сравнениями с событиями из фильма Алекса де ла Иглесиа.

Кино недели: «Дикая история»

По сюжету несколько человек по разным причинам заходят в ничем не примечательный мадридский бар. Гламурная молодая девушка Элена (любимая и де ла Иглесиа, и Альмодоваром красавица Бланка Суарес) хочет зарядить севший мобильник. Женщина средних лет Трини (также известная по ролям у этих режиссеров Кармен Мачи) приходит сюда поиграть в автоматы, что она делает почти каждый день. Также среди посетителей бородатый хипстер-рекламщик Начо (обожаемый девушками Марио Касас из «Трех метров над уровнем неба», не первый раз у де ла Иглесиа показывающий себя незаурядным характерным актером), бывший полицейский, продавец женского нижнего белья, полусумасшедший бомж, цитирующий Библию, и еще несколько человек. Плюс хозяйка бара, повар и неизвестный с истошным кашлем, закрывшийся в туалете. Когда так и не получивший свой завтрак пожилой мужчина выходит на улицу, в него стреляют. Убивают и выбежавшего на помощь из бара дорожного рабочего. Наши герои в панике, к тому же, оказывается, что на улице — пустота: все прохожие молниеносно куда-то исчезли. Более того: трупы тоже исчезают с улицы, а по ТВ почему-то молчат о происходящем. Мобильной связи нет. Далее — классический сюжет о людях, попавших в экстремальную ситуацию в замкнутом пространстве, который де ла Иглесиа умудрился превратить в нечто невиданное.

Персонажи пытаются найти объяснение происходящему, и каждая их версия является отсылкой к целому ряду фильмов. Может, это просто чей-то дурной сон? Может, дело связано с пришельцами? Или это правительство проводит эксперименты над людьми? Возможно, все это комедия или пародия — думает зритель. Пожалуй, так, но это тот редкий случай, когда чем дальше смотришь ленту, тем менее смешно и более страшно становится. Не столько от эстетически неприятного (хотя такого в фильме много), сколько от неприятного этически: конфликты, взаимные подозрения, подлости и предательства начинаются почти сразу же. И, что самое противное, вероятно, никто из зрителей не знает, как бы повел себя в подобной ситуации. По крайней мере, режиссер явно не питает никаких иллюзий по поводу человеческой гуманности.

Кино недели: «Дикая история»

Испанский кинематограф в целом — совершенно отдельная вселенная. В ней не боятся физиологичности, максимально правдоподобно показанного насилия и секса. Не страшатся сильных чувств: страсти, всепоглощающих любви, ненависти или страха. Причем в той или иной степени это проявляется и в картинах, рассчитанных на массовую аудиторию, и в авторском кино.

Алекс де ла Иглесиа, малоизвестный российскому зрителю в отличие от того же Альмодовара, снимает всегда именно авторское кино, несмотря на игры с жанрами. Он на сто процентов испанский режиссер: в его лентах все эмоции — с приставкой «сверх». Это экстремальный кинематограф, шокирующий натуралистичностью, неочевидными сюжетными поворотами, гротескными характерами и общей атмосферой сюрреалистичного сумасшествия. В 90-е появилась его культовая картина со смешным для русского уха названием «Пердита Дуранго». Это всего лишь имя героини актрисы Рози Перес. Пердита отправляется на поиски криминальных приключений вместе со своим новым знакомым — длинноволосым бандитом Ромео — невероятным в этой роли Хавьером Бардемом. Не по-голливудски (и даже не по-тарантиновски) отвязная история, где кровь рифмуется с любовью, а зрительское отвращение соседствует с восторгом, к финалу выливается в антибуржуазное высказывание о лицемерном обществе. «Дичь» и социальная критика соседствуют в фильмографии режиссера и в дальнейшем.

Одна из его главных удач — «Печальная баллада для трубы», картина 2010 года, завоевавшая на Венецианском фестивале награду за лучшую режиссуру и лучший сценарий. В ней сын участника Гражданской войны в Испании становится, как и его отец, белым клоуном. Робкий поначалу, он вступает в борьбу за любовь прекрасной акробатки, соперничая с рыжим паяцем — жестоким и опасным. Вскоре их противостояние превращается в фантасмагорическую кровавую резню, и девушка уже не знает, кого из героев ей бояться больше. Самая распространенная трактовка ленты заключается в том, что акробатка — это Испания под гнетом Гражданской войны и власти Франко. За «Печальной балладой для трубы» последовали более легкие, но не менее безумные фильмы: фантастическая комедия «Ведьмы из Сугаррамурди», а также злая и очень смешная сатира на мир ТВ и шоу-бизнеса «Убойный огонек». И вот сейчас — «Дикая история» — новая сумасшедшая смесь хоррора, драмы и комедии. Посмотрите — если не боитесь за свои нервы. Впрочем, если боитесь — все равно посмотрите.


Кино недели: «Блокбастер»

«Блокбастер»: феминизм и женская дружба

Показ «Блокбастера» на «Кинотавре» начался со скандала. Бывший кинокритик, а ныне режиссер и сценарист Роман Волобуев объявил, что снимет свою фамилию с титров. Причиной послужило то, что широкая публика увидит на экранах кинотеатров не режиссерскую, а продюсерскую версию картины. Она короче и лишена многих важных для Волобуева деталей, а оттого, по его словам, не передает его режиссерский замысел. На «Кинотавре» показали как раз продюсерский вариант «Блокбастера». Другой, не вполне еще доделанный, вроде бы демонстрировали только критикам журнала «Сеанс». В итоге из положения вышли элегантно: постановщиком и автором сценария картины в титрах значится Наташа Тюльпанова — так зовут одну из главных героинь, сыгранную Анной Чиповской.

Сюжет фильма вдохновлен реальными событиями. Несколько лет назад молодая девушка ограбила центр микрокредитования в Нижнем Новгороде. Героиня Чиповской Наташа совершает то же самое, только в подмосковных Электроуглях. Там с ней и сталкивается телеведущая Лиза (Светлана Устинова, исполнившая одну из главных ролей и в дебютном эстетском триллере Волобуева «Холодный фронт»). У Лизы жизненный кризис: соведущий по программе об отношениях (Михаил Ефремов) без конца ее лапает прямо на съемочной площадке. Коллеги говорят за спиной гадости. Да еще и бойфренд (актер и режиссер Александр Молочников, также занятый в «Холодном фронте») изменяет ей с более молодой. После такого — только напиться и рвануть вечером в Электроугли есть шаурму. Наташа, которую в фильме несколько раз величают дурой, прячется в Лизиной машине и, взяв ее в заложницы, вполне нежно просит отвезти ее в Москву на встречу с бойфрендом. Тот, конечно, тоже окажется порядочной скотиной, как и почти все мужчины в этом фильме. За Наташей будет охотиться полиция, загадочный коллектор и кто только не, а Лиза превратится из заложницы в подругу.

Кино недели: «Блокбастер»

«Блокбастер» в первую очередь сравнивают с феминистским роуд-муви Ридли Скотта «Тельма и Луиза». Картина — безусловно, удачный для России эксперимент с жанровым кино: это не только роуд-муви, но еще и бодрая смешная криминальная комедия с погонями и драками. Кино, пропущенное через фильтр авторской иронии, не притворяющееся реальностью. События показаны с точки зрения полицейского в исполнении Евгения Цыганова, который пишет о Наташе и Лизе книгу. Впрочем, похоже, Наташа, подобно персонажам Квентина Тарантино, тоже ощущает себя героиней фильма, а не реальным человеком. Возможно, именно поэтому она разговаривает с провинциальным акцентом, которым не обладают девушки, родившиеся в часе езды от Москвы, и о котором она по этой причине порой забывает.

Кино недели: «Блокбастер»

Визуально «Блокбастер», снятый все тем же оператором «Холодного фронта» Михаилом Хасая, невероятно красив. Москва и Подмосковье утопают в тумане, озаряются огнями светофоров, напоминая о богатых цветом лентах Вонга Кар Вая.

Если «Холодный фронт» упрекали в том, что он интересен в первую очередь московской творческой тусовке, коей и был посвящен,
то «Блокбастер» гораздо более универсален. В нем тоже есть детали вроде бы «для своих», но они забавны и ненавязчивы. Например, интервью у героя Цыганова берет сценарист Елена Ванина в исполнении Юлии Снигирь, а сама Ванина мелькает в эпизоде как ведущая Life News.

При всех плюсах «Блокбастер» в том виде, в каком его можно увидеть сейчас, скорее приятный легкий фильм, в котором под облаком шуток и иронии не каждый разглядит серьезные размышления о российской сексистской действительности.

 

 

 

13 июля 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура