Культура

Art Weekend в Москве: метагеометрия Эдуарда Штейнберга в ММСИ

В Московском музее современного искусства открылась выставка графики Эдуарда Штейнберга «Если в колодце живет вода…», приуроченная к 80-летию классика второй волны русского авангарда.

Эдуард Штейнберг, «Композиция», 2011 г.

Геометрические абстракции Штейнберга —

это вовсе не чистая форма или способ организации пространства, а визуализация метафизических законов этого мира. Его работы, как пазл, складываются в сложную философскую систему.

Эдуард Штейнберг

В название выставки — «Если в колодце живет вода…» — вынесена цитата из философского эссе Эдуарда Штейнберга; тот же образ колодца как символа встречи земного и небесного, жизни и смерти использован архитектором Сергеем Ситаром в оформлении экспозиционного пространства, разделенного на шесть больших тематических блоков: «Почвенничество», «Экзистенциализм», «Метафизический натюрморт», «Дневники», «Метагеометрия» и «Синтез».

В основе творчества Штейнберга лежит философия почвенничества, которое он понимает как органичную целостность людей и культур, природного и искусственного. Собственно, искусство для него и было неким проводником и посредником между универсумом и индивидуальным человеческим существованием. Отчасти это восприятие связано с личным опытом: он долгое время жил и работал в Тарусе, где после освобождения из лагеря поселился его отец, поэт и художник Аркадий Штейнберг.

Эдуард Штейнберг, «Пейзаж», 1966 г.

Эдуард Штейнберг, «Пейзаж», 1966 г.

Эдуард Штейнберг, «Фиса из г. Семенова», 1988 г.

Эдуард Штейнберг, «Фиса из г. Семенова», 1988 г.

Экспозиция начинается с деревенских пейзажей Штейнберга 1966 года, которые завершают этап рисования с натуры в его творчестве. Соседствующие с ними образы женщин, птиц, камней — это прежде всего символы, тайные знаки сакрального. Так, олицетворяющая одновременно бессмертие и страдание птица постепенно теряет предметные очертания, превращаясь в абстракцию, — самодостаточный чистый знак. То же самое происходит с камнями: узнаваемая органическая форма трансформируется в некие антропоморфные талисманы, в которых живое невозможно отделить от неживого.

Вообще, смерть как экзистенциальная категория — одна из центральных тем в творчестве Штейнберга. Отдельную серию образуют «поминальные записки» с изображением креста, абриса человека и датами жизни, в которых художник с помощью идеографического языка осмысляет свой опыт столкновения со смертью.

Эдуард Штейнберг, «Апрель месяц», 1986 г.

Эдуард Штейнберг, «Апрель месяц», 1986 г.

Art Weekend в Москве: метагеометрия Эдуарда Штейнберга в ММСИ

Art Weekend в Москве: метагеометрия Эдуарда Штейнберга в ММСИ

Развивая идея Кандинского «о духовном в искусстве», Штейнберг использует геометрические формы как знаки чего-то большего, как способ художественного выражения всеобщих оснований жизни. «Посмотрите на любое мое полотно: небо, земля, крест, круг — читайте, здесь все сказано, какая же это абстракция? В русском искусстве и не было чистых абстракционистов, — писал художник. — У Кандинского и Малевича всегда присутствует напоминание о сюжете, связь с пейзажем, в их работах нет голой игры форм или комбинации пятен».

Охватывающая период 1960-2011 годов, выставка подробно и последовательно прослеживает формирование художественного языка Штейнберга и метаморфозы сквозных образов. Расположенные на двух этажа здания музея на Гоголевском бульваре, его работы действительно образуют некий самодостаточный мир, герметичный и открытый одновременно.

Art Weekend в Москве: метагеометрия Эдуарда Штейнберга в ММСИ

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 19 марта
Московский музей современного искусства, Гоголевский б-р, 10/2
www.mmoma.ru

 

 

 

09 февраля 2017
Инна Логунова для раздела Культура