В Московском музее современного искусства открылась выставка графики Эдуарда Штейнберга «Если в колодце живет вода…», приуроченная к 80-летию классика второй волны русского авангарда.
Эдуард Штейнберг, «Композиция», 2011 г.
Геометрические абстракции Штейнберга —
это вовсе не чистая форма или способ организации пространства, а визуализация метафизических законов этого мира. Его работы, как пазл, складываются в сложную философскую систему.
В название выставки — «Если в колодце живет вода…» — вынесена цитата из философского эссе Эдуарда Штейнберга; тот же образ колодца как символа встречи земного и небесного, жизни и смерти использован архитектором Сергеем Ситаром в оформлении экспозиционного пространства, разделенного на шесть больших тематических блоков: «Почвенничество», «Экзистенциализм», «Метафизический натюрморт», «Дневники», «Метагеометрия» и «Синтез».
В основе творчества Штейнберга лежит философия почвенничества, которое он понимает как органичную целостность людей и культур, природного и искусственного. Собственно, искусство для него и было неким проводником и посредником между универсумом и индивидуальным человеческим существованием. Отчасти это восприятие связано с личным опытом: он долгое время жил и работал в Тарусе, где после освобождения из лагеря поселился его отец, поэт и художник Аркадий Штейнберг.
Эдуард Штейнберг, «Пейзаж», 1966 г.
Эдуард Штейнберг, «Фиса из г. Семенова», 1988 г.
Экспозиция начинается с деревенских пейзажей Штейнберга 1966 года, которые завершают этап рисования с натуры в его творчестве. Соседствующие с ними образы женщин, птиц, камней — это прежде всего символы, тайные знаки сакрального. Так, олицетворяющая одновременно бессмертие и страдание птица постепенно теряет предметные очертания, превращаясь в абстракцию, — самодостаточный чистый знак. То же самое происходит с камнями: узнаваемая органическая форма трансформируется в некие антропоморфные талисманы, в которых живое невозможно отделить от неживого.
Вообще, смерть как экзистенциальная категория — одна из центральных тем в творчестве Штейнберга. Отдельную серию образуют «поминальные записки» с изображением креста, абриса человека и датами жизни, в которых художник с помощью идеографического языка осмысляет свой опыт столкновения со смертью.
Эдуард Штейнберг, «Апрель месяц», 1986 г.
Развивая идея Кандинского «о духовном в искусстве», Штейнберг использует геометрические формы как знаки чего-то большего, как способ художественного выражения всеобщих оснований жизни. «Посмотрите на любое мое полотно: небо, земля, крест, круг — читайте, здесь все сказано, какая же это абстракция? В русском искусстве и не было чистых абстракционистов, — писал художник. — У Кандинского и Малевича всегда присутствует напоминание о сюжете, связь с пейзажем, в их работах нет голой игры форм или комбинации пятен».
Охватывающая период 1960-2011 годов, выставка подробно и последовательно прослеживает формирование художественного языка Штейнберга и метаморфозы сквозных образов. Расположенные на двух этажа здания музея на Гоголевском бульваре, его работы действительно образуют некий самодостаточный мир, герметичный и открытый одновременно.
Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 19 марта
Московский музей современного искусства, Гоголевский б-р, 10/2
www.mmoma.ru