В Центре фотографии им. братьев Люмьер проходит выставка «За кулисами» культового американского фотографа Дугласа Киркланда, чья камера за шестьдесят лет запечатлела едва ли не весь цвет Голливуда за последние полвека — от Мэрилин Монро и Марчелло Мастроянни до Николь Кидман и Леонардо Ди Каприо.
О своей первой камере, любви к жизни и к России — Дуглас Киркланд и его жена Франсуаза в интервью Posta-Magazine.
В свои 83 Дуглас Киркланд, один из самых успешных фотографов современности, продолжает активно снимать — он просто не представляет своей жизни без работы. Начав карьеру в конце 1950-х, в 60–70-е он был фотографом журнала Life — символа золотого века фотожурналистики. Две самые известные серии молодого фотографа — съемки Мэрилин Монро и фоторепортаж о Коко Шанель для журнала Look.
Фото: Дуглас Киркланд/Photo Op Коко Шанель в своем ателье. Улица Камбон, 31, Париж. 1962 |
Фото: Дуглас Киркланд/Photo Op Мэрилин Монро. Голливуд. 1961 |
Более шестидесяти лет Дуглас Киркланд документирует закулисье голливудских киносъемок: на его счету работа с такими режиссерами, как Стэнли Кубрик, Сидни Поллак, Джеймс Кэмерон, Баз Лурман и десятки других, — по его фотографиям вполне можно изучать историю кино второй половины XX — начала XXI века. Впрочем, дело не в громких именах, а в самих снимках — живых, искренних, сделанных с большой любовью к своим героям.
На протяжении полувека музой, ангелом-хранителем и партнером Дугласа Киркланда остается его жена Франсуаза. Без ее участия не обходится ни одна съемка, книга или интервью. Так было и в этот раз. Рассказывая о своей работе, Дуглас неизменно говорит «мы», Франсуаза с энтузиазмом дополняет его слова, вспоминая какие-то подробности событий. Они производят впечатление по-настоящему счастливой — и молодой — пары, настолько в них сильны жажда жизни, любопытство к миру и искренняя радость от общения друг с другом и занятия любимым делом. Так бывает не только в кино — просто двое нашли друг друга.
Инна Логунова: Вы помните, как впервые взяли в руки камеру? Что вы почувствовали?
Дуглас Киркланд: Я был еще ребенком. Однажды на Рождество мне вручили фотоаппарат и разрешили сделать семейный портрет. Я очень хорошо помню тот момент: волнение, радость и гордость, которые я ощутил. Я до сих пор храню эту камеру — хотя и не использую: к ней больше не выпускают пленку.
— Чем вас зацепила фотография? Что привлекло в самом процессе?
Д.К.: Я провел детство в маленьком канадском городе с населением в семь тысяч человек — жизнь там была довольно однообразной и предсказуемой, но стоило взять в руки камеру, все преображалось, самые обычные вещи становились настоящим приключением. Вообще в нашей семье все любили фотографию, хотя никто не занимался ей профессионально. Мой отец всегда много снимал, чем увлек и меня. Я фотографировал все, что видел.
— Как вы стали профессионально заниматься фотографией, зарабатывать этим на жизнь?
Д.К.: Я начинал в Канаде как детский и свадебный фотограф, а через какое-то время устроился в небольшую еженедельную газету репортером — именно тогда я почувствовал страсть к фотографии, которая и определила всю мою последующую жизнь. В двадцать с небольшим я переехал в США, где сначала работал в журнале Look (он выходил в штате Айова), а позже стал снимать для журнала Life — так я оказался в Нью-Йорке, который впоследствии сменил на Лос-Анджелес и Голливуд.
Фото: Дуглас Киркланд/Photo Op Дастин Хоффман, «Человек дождя». Нью-Йорк. 1988 |
Фото: Дуглас Киркланд/Photo Op Джек Николсон у себя дома в Беверли-Хиллз. 1975 |
— Какое впечатление на вас произвел Нью-Йорк — после маленького городка, в котором вы жили в детстве?
Д.К.: Впервые я попал в Нью-Йорк студентом, прожив там полгода, а вернулся уже профессиональным фотографом. Это было фантастическое время. Я и сейчас очень люблю этот город, у нас там много друзей, нередко бывают съемки, так что да, с Нью-Йорком у нас давняя любовь.
— Как работа в кино повлияла на ваше восприятие этого искусства, на то, как вы смотрите и оцениваете фильмы?
Д.К.: Я работал на съемочных площадках почти 200 фильмов. И конечно, общение и наблюдение за режиссерами и актерами сильно на меня повлияли: взгляд на кино изнутри позволяет лучше понять взаимосвязь между визуальной стороной образа и его содержанием.
Франсуаза Киркланд: К слову, около десяти лет назад мы сделали красивый проект для итальянского издания Vanity Fair, где в серии фотографий мы воссоздали сцены из итальянской киноклассики. Думаю, фотография и кинематограф взаимно влияют друг на друга, это двусторонний процесс. Так, на съемках фильма «Из Африки» Сидни Поллак, увидев фотографии Дугласа, повторил в кадре те же сцены, с таким же освещением и ракурсом.
Фото: Дуглас Киркланд/Photo Op Питер МакНикол, Мерил Стрип, и Кевин Клайн, «Выбор Софи». Нью-Йорк. 1982 |
Фото: Дуглас Киркланд/Photo Op Фэй Данауэй и Марчелло Мастроянни на съемках фильма «Любовники». Тревизо. 1968 |
— Есть ли любимые герои среди тех, которых вы снимали на протяжении карьеры? Или какие-то связанные с ними моменты, которые особенно запомнились?
Д.К.: За шестьдесят лет карьеры мне посчастливилось поработать с огромным количеством талантливых людей — от Мэрилин Монро и Одри Хепбёрн до Мерил Стрип и Джека Николсона, из них просто невозможно выделить одного или нескольких. Каждый новый герой в кадре — любимый.
Ф.К.: Это все равно что говорить, кого из своих детей вы любите больше всех.
Д.К.: Мы до сих пор работаем, постоянно снимаем. Мне 83, и я рассчитываю еще долго этим заниматься. Вообще, мне невероятно повезло в жизни.
Фото: Дуглас Киркланд/Photo Op Одри Хепберн. Париж. 1965 |
Фото: Дуглас Киркланд/Photo Op Питер МакНикол, Мерил Стрип, и Кевин Клайн, «Выбор Софи». Нью-Йорк, 1982 |
— Над чем вы сейчас работаете?
Ф.К.: Вот только вчера снимали режиссера Луку Гуаданьино, чей фильм «Зови меня своим именем» номинирован на «Оскар». А на следующей неделе у нас съемка с художниками и дизайнерами, братьями Хаас. Кроме того, сейчас идет работа над полнометражным документальным фильмом о Дугласе. Так что мы постоянно заняты, никогда не сидим на месте.
— Как вы готовитесь к съемке — если готовитесь? Изучаете ли биографии людей, которых вам предстоит фотографировать?
Д.К.: Я с большой тщательностью подхожу к выбору камеры, объективов, света… Если речь о съемках фильма, всегда внимательно читаю сценарий. И конечно, я стараюсь найти как можно больше информации о людях, в каждом своем проекте я выкладываюсь на сто процентов.
Ф.К.: Интернет значительно облегчил жизнь. Раньше мы проводили много времени в библиотеке, изучая архивы прошлых публикаций, интервью, фотографий. Если герои — актеры или режиссеры, обязательно смотрим все их фильмы. Но при этом Дуглас избегает заранее сложившихся представлений. Он позволяет людям быть самими собой в кадре, что, думаю, заметно в его фотографиях. Герои его съемок никогда не бывают похожи на кого-то еще, они всегда предельно индивидуальны.
— А что происходит непосредственно перед съемкой? Как вы общаетесь с героями? Даете какие-то указания или просто болтаете, чтобы они расслабились?
Д.К.: Я стараюсь сделать так, чтобы людям было максимально комфортно в моей студии.
Ф.К.: Студия расположена в нашем доме. Мы можем сначала пообщаться немного за чашкой кофе, поговорить на отвлеченные темы. Или даже вместе пообедать. Это ведь не визит к врачу, в кабинет которого вы приходите по расписанию исключительно для осмотра и получения консультации. У Дугласа талант располагать к себе людей. А непосредственно во время съемки он постоянно ободряет их, говорит, как они красивы, показывает получившиеся снимки.
Д.К.: С цифровой камерой это легко. Раньше мы показывали рабочие поляроидные снимки.
— Когда вы сменили пленочный фотоаппарат на цифровой?
Д.К.: Это происходило постепенно. Полностью перешел на цифровую камеру, наверное, в 2005-м. У меня несколько фотоаппаратов, но самый любимый — Canon.
— В своих интервью вы не раз говорили, что любая фотография требует установления определенных отношений между героем и фотографом. А какие отношения складываются между вами и камерой?
Д.К.: Камера — это часть моего тела. Я почти никогда не выпускаю ее из рук.
— Что значит — быть фотографом? Какими качествами нужно обладать?
Д.К.: Нужны преданность, наблюдательность, желание создавать, а все остальное — технические детали.
Ф.К.: Фотографией нужно жить и дышать. Всегда, каждую минуту. Для Дугласа фотография — это все. Он говорит о ней засыпая и просыпаясь. А когда у него случаются дурные сны, то самое страшное в них — неработающая камера.
Д.К.: К счастью, камеры у меня ломались не так часто. Вообще сегодня фотоаппараты стали гораздо более надежными.
— Вы женаты полвека и все это время работаете в тандеме. Как это происходит?
Ф.К.: Дуглас — художник, а я создаю ему условия для творчества. Занимаюсь всем, что необходимо для того, чтобы ему было комфортно работать. И мы оба получаем от этого огромное удовольствие, нам обоим очень весело!
Д.К.: Мы очень любим Россию, не раз были в вашей стране, она прекрасна.
Фото: Карен Киркланд Дуглас и Франсуаза Киркланд. Июнь 2017 |
Фото: Том Сьюэлл Дуглас и Франсуаза Киркланд. Декабрь 2017 |
— Чем вам нравится Россия?
Ф.К.: Культурой.
Д.К.: Россия — это страна интеллектуалов, великой истории, великого искусства.
Ф.К.: И людей, конечно, — русские такие теплые, душевные, страстные. Я выросла в Париже, где в моем окружении было много русских — друзей моих родителей. Они были замечательными людьми, с ними было так хорошо и весело. Я люблю русскую литературу, музыку — культуру, одним словом.
— Что вас вдохновляет?
Д.К.: Меня вдохновляет мир. Этот разговор с вами. Сад, в котором мы сейчас находимся. В мире столько радости.
Ф.К.: Дуглас очень любознателен. Он смотрит на мир глазами молодого человека. Он сохранил невинный, незамутненный взгляд на жизнь, способность увлекаться и восхищаться. Например, сегодня, когда мы смотрели видеосюжеты о выставке в Москве, он совершенно искренне радовался прекрасной кураторской работе и тому, что на открытии было много людей. Он не воспринимает это как должное, несмотря на свою известность и опыт. Дуглас очень скромен.
Д.К.: Я уверен, что, сколько бы вам ни было лет, нельзя отказываться от жизни, нужно продолжать работать и получать от этого удовольствие. Мне очень повезло, я счастливый человек.
Детали
Выставка «За кулисами» открыта до 15 апреля
Центр фотографии им. братьев Люмьер, Болотная наб., 3, стр. 1