Стиль жизни

Posta Art c Ренатой Пиотровски: генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова — о создании музея с нуля, эпохе конструктивизма и ответственности перед потомками

Дарья Филиппова

В Центре «Зотов» 6 марта открылась грандиозная выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937», посвященная истории известного во всем мире архитектурного направления. Колумнист Posta-Magazine поговорила с генеральным директором Центра «Зотов» Дарьей Филипповой о том, как создавалась выставка, как создавался музей и… и кому все это нужно!

Рената Пиотровски: Центру «Зотов» полтора года, а создавался он около четырех лет. Расскажите, пожалуйста, о вашей роли в развитии центра на этапе идеи, строительства, разработки концепции?

Дарья Филиппова: История долгая и одновременно короткая. Я пришла на новую работу в ВТБ в 2019 году и уже тогда знала: у банка есть вот такой актив в виде бывшего хлебозавода — и есть намерение сделать из этой локации культурное пространство. А больше вводных не было — все нужно было придумать и сделать с нуля. Я уже понимала к этому моменту, что такое музей, потому и работала когда-то в музее, и в другом банке занималась спонсорскими проектами в культурной сфере. В целом я всегда специализировалась на музеях как институциях, то есть сфера была мне понятна, определенный круг знакомств уже существовал. А вот что было совершенно новым для меня, так это задача стройки. Потому что в банке на меня полностью легла вся координация со строителями — это был настоящий квест и для меня, и для моих коллег. Год шла разработка проекта, затем — стройка и еженедельные собрания с рабочими в каске…

Уникальный генеральный директор, который прошел этап создания музея от бумажки и каски до готового центра! Есть ли еще такие герои в России…

Думаю, найдутся. (Улыбается.) Но мне самой этот опыт важен. Попутно мы много работали с главным архитектором проекта Сергеем Чобаном, это наша совместная идея — сделать здесь музейный центр, посвященный конструктивизму, и идея была подкреплена именно взглядом человека, понимающего запросы иностранца на то, что это великая часть нашего наследия, которая все еще остается без какого-то своего места и дома. Запрос на такой музей действительно был! А когда появилась эта идея, все завертелось с новой скоростью, и мы поняли, что коллеги в музейном мире готовы нас поддержать. Мы поставили себе дедлайн — открыться в ноябре 2022 года — и понеслись к этой цели. И все получилось. Важно отметить, это мы ставили себе задачу построить музей именно в современном ключе с точки зрения функциональности для аудитории. И я, наверное, не без гордости могу сказать, что получилось именно так, как мы планировали — и все те направления, которые мы хотели развивать, сейчас тут функционируют в заметном объеме.

А это музей условно только для взрослых? В одном из интервью вы сказали, что ваша тематика достаточно сложная для школьников, что они не совсем ваша целевая аудитория. Что-то изменилось в этом плане?

Сама тема конструктивизма — это часть наследия авангарда, а авангард — это довольно сложная вещь с точки зрения осмысления, восприятия. Это не «Мишками в лесу» любоваться. Но это важная часть нашего наследия, которую нужно изучать — и именно мы сейчас серьезно заняты тем, чтобы создавать экскурсионные продукты по своим выставкам, которые были бы ориентированы именно на детей разных возрастов в рамках школьного образования. И я страшно мучаю своих коллег, чтобы мы наращивали сеть знакомств со школами, чтобы они приезжали к нам на экскурсии. Мы им звоним, мы их зовем — и у нас точно есть общее будущее. И даже к выставке «Работать и жить» у нас есть в разработке пара экскурсионных программ для детей. Потому что мы будем развиваться в сторону музея, создавать постоянную экспозицию — и хотим заполнить какую-то лакуну, брешь с этой темой.

Дарья Филиппова и Рената Пиотровски

А насколько Центр «Зотов» гармонично вписывается в окружающее пространство, какое место он занимает в Пресненском районе Москвы?

На мой субъективный взгляд, мы вписались идеально. Возможно, это связано с тем, что мы — часть новой истории развития района. Потому что он сейчас переживает активное развитие, идет строительство большого количества новых жилых комплексов. Приезжают новые люди и начинают тут новую жизнь — и изучают историю этих мест. Так что мы — вполне «органичный» житель района. И выставка «Пресня», которую мы делали в конце прошлого года, была для нас в том числе способом найти тут свое место. Хлебозавод был построен тут 100 лет назад — а теперь функция этого места другая. Раньше тут выпекался хлеб, а теперь здесь «выпекаются» какие-то культурные креативные идеи. Пища для тела и для духа, от хлеба теперь — к зрелищам. И сам хлебозавод — это пространство круглое, уютное, какое-то доброе и домашнее, и, мне кажется, мы здесь именно в такой атмосфере и существуем. Это не холодный чопорный музей, это дружелюбное к гостям пространство. И к нам идут, хотя наша тема может казаться сложной и даже конечной. Меня порой спрашивают: «Как еще одну выставку придумали? Нам казалось, тема уже исчерпана»…

Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 19171937»: что это за слоган — «работать и жить» — в данном контексте?

В контексте конкретно этой выставки слоган «работать и жить» — это часть идеологии, которой руководствовались архитекторы-конструктивисты, развивая свои идеи. Потому что начиналось все с мысли о человеке, о том, как ему в новом обществе, которое они строили, жить комфортно и работать эффективно. И эта комбинация слов отражает две ипостаси жизни, в которых человек существует. Но есть и менее серьезные интерпретации, знакомые рекомендуют делать следующие выставки под названиями «Жить, чтобы работать» и «Работать, чтобы жить»… Для меня «работать и жить» — это про философию, с которой конструктивисты подходили к тому, что делали. А мы иллюстрируем эту идею и обыгрываем ее в коллекции сувениров. У нас, например, есть сувениры для жизни и сувениры для работы. (Улыбается.)

Эпоха конструктивизма — это про строительство нового мира и «нового человека» — осознанного, умного, спортивного. А сегодня архитекторы строят с оглядкой на какого человека? Какой, на ваш взгляд, современный человек?

Это великолепный вопрос — и оно давно меня мучает. Хочу опросить всех знакомых архитекторов: для каких людей они сейчас строят? Кто они — современные герои? Видимо, активные жители большого города, которые ищут какого-то комфорта и местами уединения. Поэтому, может быть, есть спрос на такие камерные проекты. Сейчас много внимания уделяется приватности…

Скажем честно, и Москва сегодня уже не кипит, сегодня это не такой сумасшедший город, каким он был 15–20 лет назад…

Я в целом провожу параллель между теми идеями, которые видны в работах архитекторов 1920–1930-х годов, и тем, что мы видим сейчас. С одной стороны, большое внимание уделяется многофункциональности пространств, чтобы все было под рукой, чтобы и магазин, и спортзал, и детский сад, и коворкинг — все под боком. А во-вторых, есть акцент на общественной, социальной составляющей: внутренний двор, большое лобби…. Сегодня определенные функции снова выносятся в общественную среду. Я для себя не могу ответить на вопрос, почему так происходит. Явно не потому, что мы все страшно горим желанием друг с другом общаться и выходить из дома. Потому что мы все же стремимся к большему личному пространству по сравнению с тем, что было 100 лет назад, когда личное пространство максимально ужималось в минимум и человек выгонялся из личной ячейки в социальную жизнь, в которой все было общее…

Дарья Филиппова
Рената Пиотровски

Но конструктивизм — он же еще и про комфортный быт, про удобные рабочие и личные пространства. Как мы от этих идей пришли к скучным офисным оупен-спейсам?

А мне кажется, что как раз-таки оупен-спейс — это идея, созвучная принципам 1920-х, потому что это как раз общее пространство. Это как общий цех на заводе. А теперь такой цех в офисе. Вопрос в том, может ли такой оупен-спейс быть действительно комфортным, когда человека максимально лишают личного пространства. Скорее, это были идеи не про комфорт, а про представления о некой эффективности, функциональности и открытости. Все открыто, все честно. Все видно, все заняты делом!

В экспозиции более 500 экспонатов из 30 разных музеев, фондов, собраний. Расскажите с точки зрения генерального директора, менеджера насколько это сложно — договориться со всеми и собрать все это в одном месте?

Это и правда очень сложно. И за этим стоит огромная командная работа, работа в режиме нон-стоп. Сначала кураторская работа — найти, отобрать, исследовать, изучить архивы. Какие-то вещи — настоящие открытия и вообще выставляются впервые! Какие-то архивы до нас в последний раз, судя по отметкам, открывали в 70-е годы! Затем — гигантский объем технической работы, которую выполняют наши продюсеры: все оформить, заключить контракты, застраховать, привезти, упаковать. В этом смысле музеям, у которых есть свои коллекции, которые они используют в организации временных выставок, наверное, немного попроще. В общем, то, что мы видим, результат огромного труда. Спасибо команде! Мы внутри можем обсуждать какие-то погрешности, какие-то организационные недочеты, но это огромный труд — и интеллектуальный, и физический. Есть люди, которые придумывают, есть люди, которые руками это все реализуют. И каждый участник этого процесса в нашем случае — большой молодец. Потому что у нас ограниченные ресурсы, но очень большие объемы работы и большие цели, которые мы себе ставим и перевариваем.

Фокус выставки сделан на четырех городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. А вы с точки зрения архитектуры какой из этих городов больше цените и почему?

Мы выбрали все те места, где находились яркие примеры конструктивистской архитектуры, подходящие под концепцию этой выставки. Екатеринбург — абсолютный кладезь конструктивистской архитектуры. И одна из моих ближайших мечт — просто поехать в Екатеринбург на отдельные архитектурные экскурсии. Потому что много много объектов, которые я не видела своими глазами, а то, что я видела, производит очень большое впечатление. Ты чувствуешь эту градостроительную идею на себе, когда попадаешь в эти кварталы.

А ведь не все было реализовано…

И про некоторые проекты можно сказать: «И слава Богу!» (Смеется.) Да, не были реализованы известные всем проекты Чернихова или Леонидова, которые стали иконами. И многие мировые топ-архитекторы вдохновляются именно ими…

Центр «Зотов»

И сегодня архитекторы заимствуют эти идеи, потому что тогда они опережали время, а сейчас правильное время настало…

Да, Как говорил Пикассо, «хорошие художники копируют, великие художники воруют»… Каждый художник что-то где-то «своровал»! И мы показываем в том числе и нереализованные вещи, чтобы понимать масштаб мысли: насколько передовые идеи рождались в головах у людей в условиях жуткого дефицита.

У выставки — классные кураторы. Полина Стрельцова — в прошлом научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева, Ирина Финская — специалист по древнерусскому искусству и советской архитектуре. Как вы выбирали этих специалистов?

Полина Стрельцова работает у нас с момента основания, она сторожил команды, под ее началом делалась самая первая наша выставка. А еще у нас есть куратор Аня Замрий, она, например, занималась выставкой «Родченко. Личное» и «Пресня: выставка моей памяти». Мы сделали ставку на то, что работаем с молодыми и амбициозными кураторами, а не с кураторами с большим именем. Я считаю, что это в целом стратегия, сыгравшая нам в плюс, потому что у коллег очень большое количество идей и энергии, чтобы просто заниматься этими исследованиями. Это какое-то визионерское движение и желание все охватить, желание всех привлечь, всех вовлечь. При этом мы привлекаем сокураторов и научных консультантов из сообществ — чтобы не находиться в некоем вакууме. Это все время работа для выхода за свои границы — чтобы создавать комплексные продукты. Недаром же мы назвали себя «Центром», наша миссия — собирать и объединять эти идеи, потому что очень много исследователей работают разрозненно.

Вы рассказывали про полугоризонтальный формат работы в коллективе: каждый может подойти к руководителю и поделиться своими идеями. А это не размывает обязательства?

Я, безусловно, выстраиваю здесь некие формальные отношения, без них невозможно. Ты в любом случае начинаешь утыкаться в какие-то сложности, которые тебе просто дают двигаться дальше, если люди банально не выполняют каких-то своих задач. Тем не менее, возможность общения напрямую «без перекладных» в виде десяти руководителей, которые до тебя стоят, мне кажется важной. У нас, например, есть общие еженедельные собрания, где участвуют все вместе — и руководители направлений, и их подчиненные.

Вы получили социологическое образование в Высшей школе экономики и учились в Лондоне по специальности «арт-менеджмент». Как вам сейчас кажется — это правильное «комбо» для вашей нынешней должности?

В общем — да. Я считаю, что очень классно в мое «комбо» добавлен рабочий опыт, потому что в нем есть и абсолютно суперклассический художественный музей, и бизнес-структура. Это вместе дает очень большой объем ценных компетенций. С одной стороны, этот опыт общения внутри музея с хранителями и со всей структурой, это дало много с точки зрения правильного отношения ценностей именно музейного характера, которые я здесь стараюсь развивать и поддерживать. Мне хочется, чтобы это был нормальный музей, и мы работали как нормальная музейная институция, а не просто как компания симпатичных людей, собравшихся и решивших, что могут делать выставки.

С другой стороны, опыт в бизнес-структурах важен с точки зрения организации процессов, тайм-менеджмента, банального понимания, как делаются рекламные кампании, как создаются продукты, как функционируют структуры системы и что такое деловая этика и взаимоотношений между людьми. В культурных организациях больше такого эмоционального, а бизнес учит большей рациональности и снижению эмоционального градуса, что, безусловно, очень нужно для культурных институций. Творческие люди постоянно эмоционируют, у них постоянно все горит, умирает, эта идея лучше, хочу только этот мультик иначе умру… И если у тебя есть способность рационально отсеивать лишнее — это хорошо.

Рената Пиотровски и Дарья Филиппова

Вы рассказывали, что в Лондоне преподаватели делили всю креативную сферу на зарабатывающую и тратящую. Как это функционирует?

Бизнес ориентирован на получение прибыли. А никакая культурная работа на получение прибыли не ориентирована, то есть в этом основная разница. Это разные цели. В бизнесе у тебя цель — заработать, поэтому ты к ней планомерно идешь. В культуре, мы не будем лукавить, естественно, на выставки продаются билеты, на театральные постановки продаются билеты, но это несопоставимые масштабы с теми затратами, которые ты несешь, когда ты организуешь некий этот проект. И те 3–4 месяца, которые может пройти выставка, никогда в жизни не окупят по билетам или экскурсиям те затраты, которые ты понесешь на организацию. Это частично всегда меценатская работа. И все культурные институции — и мы не исключение, несмотря на надежное плечо в виде ВТБ, — озабочены тем, чтобы просто снижать ту долю, которую они имеют в качестве субсидий или некой спонсорской поддержки, и наращивать ту долю, которую они могут «поднять» за счет собственной деятельности, но опять же связанной со своей основной деятельностью. Да, мы можем продавать билеты, мы можем проводить экскурсии, мы можем делать какие-то лекции, какие-то перформансы, но это все наша творческая работа. Мы не начнем вдруг внезапно продавать какую-нибудь странную вещь, какие-то продукты, например.

Дарья Филиппова

Мне кажется, что вы чувствуете достаточно большую ответственность перед молодым поколением. Это ощущается в центре…

Безусловно! Для меня вся эта работа — это все работа с культурным наследием. Меня в детстве водили в музее, я выросла — и поняла, что эти музеи — это Третьяковская галерея, это Пушкинский на Волхонке. Хотелось бы, чтобы дети, которые сейчас приходят к нам на какие-то мастер-классы, продолжали ходить сюда, когда вырастут. Хочется, чтобы это место осталось и во времени, и в городе, запомнилось и стало полезным. Мы здесь все в какой-то степени живем визионерской историей, и, возможно, у нас получается, потому что каждый, кто здесь работает по какому-либо из направлений, ставит себе суперамбициозную задачу. Вот мы придумали, что к выставкам будем показывать кино, а потом вышли планомерно на то, что залы настолько профессионально сделаны, что мы можем позволить себе открыть кинотеатр: специальные показы, кинобранчи, встречи — и это снова масса работы! И людей приходит масса!

А кто приходит в Центр «Зотов»? Что это за люди?

Молодежь! Мы провели исследование: костяк нашей аудитории — молодежь, те люди, которых мечтают привлечь все государственные музеи. И как-то так получилось, что у нас очень много айтишников. Но нам есть куда расти. Огромное количество людей, которые любят книги и культурный досуг, до нас еще не дошли. К нам пришли все самые опытные — но придут и остальные! (Смеется.)

Дарья Филиппова
Рената Пиотровски

Какие планы у центра на ближайшие 5 лет? Есть понимание? В каком направлении вы будете двигаться?

Мы хотим, во-первых, сделать постоянную экспозицию. Когда мы открывались, казалось, что это невозможно. Но через короткое время мы поняли, что и возможно, и нужно, и будет востребовано. Дальше — образовательное развитие, функции и гранты. Нам очень понравились разные лабораторные форматы, которые мы уже успели попробовать, речь про исследовательские лаборатории, результатом которых становится какое-то событие в центре, а в процессе люди вместе работают над каким-то исследованием. Мы сразу начали делать свои книги — и будем продолжать эту историю. И мы бы хотели привлекать исследователей из разных регионов, из разных направлений, чтобы вместе делать выставки и выпускать книги, то есть внести вклад с точки зрения академической. Мы назвали себя центром — и хотим быть в коммуникации с исследователями и учеными. И в наших планах — попасть в топ-5 музеев города! Чтобы люди, приезжающие в Москву и интересующиеся искусством и архитектурой, знали, куда пойти. В Германии ты можешь пойти в музей Bauhaus, а у нас будет «Зотов»!

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Саша Мурашкин
Фото экспозиции: Александр Гронский. Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»