В Центре «Зотов» 6 марта открылась грандиозная выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937», посвященная истории известного во всем мире архитектурного направления. Колумнист Posta-Magazine поговорила с генеральным директором Центра «Зотов» Дарьей Филипповой о том, как создавалась выставка, как создавался музей и… и кому все это нужно!
Рената Пиотровски: Центру «Зотов» полтора года, а создавался он около четырех лет. Расскажите, пожалуйста, о вашей роли в развитии центра на этапе идеи, строительства, разработки концепции?
Дарья Филиппова: История долгая и одновременно короткая. Я пришла на новую работу в ВТБ в 2019 году и уже тогда знала: у банка есть вот такой актив в виде бывшего хлебозавода — и есть намерение сделать из этой локации культурное пространство. А больше вводных не было — все нужно было придумать и сделать с нуля. Я уже понимала к этому моменту, что такое музей, потому и работала когда-то в музее, и в другом банке занималась спонсорскими проектами в культурной сфере. В целом я всегда специализировалась на музеях как институциях, то есть сфера была мне понятна, определенный круг знакомств уже существовал. А вот что было совершенно новым для меня, так это задача стройки. Потому что в банке на меня полностью легла вся координация со строителями — это был настоящий квест и для меня, и для моих коллег. Год шла разработка проекта, затем — стройка и еженедельные собрания с рабочими в каске…
Уникальный генеральный директор, который прошел этап создания музея от бумажки и каски до готового центра! Есть ли еще такие герои в России…
Думаю, найдутся. (Улыбается.) Но мне самой этот опыт важен. Попутно мы много работали с главным архитектором проекта Сергеем Чобаном, это наша совместная идея — сделать здесь музейный центр, посвященный конструктивизму, и идея была подкреплена именно взглядом человека, понимающего запросы иностранца на то, что это великая часть нашего наследия, которая все еще остается без какого-то своего места и дома. Запрос на такой музей действительно был! А когда появилась эта идея, все завертелось с новой скоростью, и мы поняли, что коллеги в музейном мире готовы нас поддержать. Мы поставили себе дедлайн — открыться в ноябре 2022 года — и понеслись к этой цели. И все получилось. Важно отметить, это мы ставили себе задачу построить музей именно в современном ключе с точки зрения функциональности для аудитории. И я, наверное, не без гордости могу сказать, что получилось именно так, как мы планировали — и все те направления, которые мы хотели развивать, сейчас тут функционируют в заметном объеме.
А это музей условно только для взрослых? В одном из интервью вы сказали, что ваша тематика достаточно сложная для школьников, что они не совсем ваша целевая аудитория. Что-то изменилось в этом плане?
Сама тема конструктивизма — это часть наследия авангарда, а авангард — это довольно сложная вещь с точки зрения осмысления, восприятия. Это не «Мишками в лесу» любоваться. Но это важная часть нашего наследия, которую нужно изучать — и именно мы сейчас серьезно заняты тем, чтобы создавать экскурсионные продукты по своим выставкам, которые были бы ориентированы именно на детей разных возрастов в рамках школьного образования. И я страшно мучаю своих коллег, чтобы мы наращивали сеть знакомств со школами, чтобы они приезжали к нам на экскурсии. Мы им звоним, мы их зовем — и у нас точно есть общее будущее. И даже к выставке «Работать и жить» у нас есть в разработке пара экскурсионных программ для детей. Потому что мы будем развиваться в сторону музея, создавать постоянную экспозицию — и хотим заполнить какую-то лакуну, брешь с этой темой.
А насколько Центр «Зотов» гармонично вписывается в окружающее пространство, какое место он занимает в Пресненском районе Москвы?
На мой субъективный взгляд, мы вписались идеально. Возможно, это связано с тем, что мы — часть новой истории развития района. Потому что он сейчас переживает активное развитие, идет строительство большого количества новых жилых комплексов. Приезжают новые люди и начинают тут новую жизнь — и изучают историю этих мест. Так что мы — вполне «органичный» житель района. И выставка «Пресня», которую мы делали в конце прошлого года, была для нас в том числе способом найти тут свое место. Хлебозавод был построен тут 100 лет назад — а теперь функция этого места другая. Раньше тут выпекался хлеб, а теперь здесь «выпекаются» какие-то культурные креативные идеи. Пища для тела и для духа, от хлеба теперь — к зрелищам. И сам хлебозавод — это пространство круглое, уютное, какое-то доброе и домашнее, и, мне кажется, мы здесь именно в такой атмосфере и существуем. Это не холодный чопорный музей, это дружелюбное к гостям пространство. И к нам идут, хотя наша тема может казаться сложной и даже конечной. Меня порой спрашивают: «Как еще одну выставку придумали? Нам казалось, тема уже исчерпана»…
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937»: что это за слоган — «работать и жить» — в данном контексте?
В контексте конкретно этой выставки слоган «работать и жить» — это часть идеологии, которой руководствовались архитекторы-конструктивисты, развивая свои идеи. Потому что начиналось все с мысли о человеке, о том, как ему в новом обществе, которое они строили, жить комфортно и работать эффективно. И эта комбинация слов отражает две ипостаси жизни, в которых человек существует. Но есть и менее серьезные интерпретации, знакомые рекомендуют делать следующие выставки под названиями «Жить, чтобы работать» и «Работать, чтобы жить»… Для меня «работать и жить» — это про философию, с которой конструктивисты подходили к тому, что делали. А мы иллюстрируем эту идею и обыгрываем ее в коллекции сувениров. У нас, например, есть сувениры для жизни и сувениры для работы. (Улыбается.)