Две женщины-ученые получили вчера Нобелевскую премию по химии за открытие революционного инструмента генной технологии CRISPR/Cas9. Французский генетик, микробиолог и биохимик Эмманюэль Шарпантье и американский биохимик Дженнифер Дудна шли к награде несколько лет: их первая работа, посвященная использованию CRISPR/Cas9 для редактирования генома, вышла еще в 2012 году. Собственно, к тому моменту сразу несколько исследовательских групп проводили эксперименты со способностью бактериального фермента делать точечные разрезы ДНК, в том числе научная группа литовского биохимика Виргиниюса Шиксниса.
Как это часто бывает в науке, которая здесь близка к спорту, кто быстрее добежит до финиша, читай, опубликует статью в научном журнале, тот и получит Нобелевку.
Что, разумеется, никак не отменяет ценность работы, проделанной Шарпантье и Дудной. Впрочем, в долгосрочной перспективе гораздо важнее то, что открыт и отлажен реальный механизм, благодаря которому можно редактировать геном очень точно и контролируемо. Это действительно огромный прорыв в науке: внедрение этого метода сделает реальностью лечение врожденных заболеваний, поможет усилить борьбу с раком и буквально ремонтировать мутации генов.