Шарлиз Терон сегодня исполняется 42 года. Не рассматривая день рождения актрисы как повод анализировать ее достижения в мире кино, рассказываем, почему Терон — гораздо больше, чем просто очередная звезда из А-листа.
Воплощение красоты из рекламных кампаний Dior, опустившаяся Эйлин из «Монстра» или воинственная Фуриоса из «Безумного Макса» — всё это Шарлиз Терон, привыкшая не жалеть ради достижения цели ни пота, ни крови.
Шарлиз Терон легко можно назвать ролевой моделью и нисколько при этом не погрешить против истины. Ее фотография, вырванная из любого журнала — а издания пишут об актрисе наперебой, дай только повод, — украсит комнату каждой новой покорительницы Голливуда. Она напомнит, что одной только красотой, без таланта, упорства и стального характера, не обойтись. Впрочем, девушек и женщин, которые хотят быть похожи на Терон внешне, тоже не сосчитать. Как и тех, кто покупает J’adore Dior в первую очередь из-за нее, а уже потом из-за аромата. Среди поклонников Терон — деловые женщины, ценящие короткие и емкие ответы на вопросы о том, как им удается совмещать в своей жизни рабочее и личное. Актеры завидуют ее умению выглядеть достойно даже в самом провальном фильме, продюсеры — хватке, позволяющей ей добиваться впечатляющих результатов при незначительных бюджетах.
Терон не пытается никому понравиться: ей это попросту не нужно. После каждого нового интервью с ней не останется впечатления, что она — девчонка из соседнего двора, которую вы знаете всю жизнь. Она широко улыбается на телешоу, премьерах и красных дорожках, ведь это — часть ее работы, но частную жизнь предпочитает оставлять за закрытыми дверями. Явно не задаваясь целью стать примером для подражания, она, конечно, давно в него превратилась. Ратуя за справедливость, она не раз возмущалась тем, как несправедливо поступает Голливуд с актрисами, чьи гонорары гораздо меньше, чем гонорары мужчин-актеров. Двойные стандарты киноиндустрии она обличала и в интервью, и на церемониях вручения премий, оговариваясь, что одним Голливудом в частности и кинобизнесом в целом ситуация не ограничивается, поскольку затрагивает слишком многие сферы жизни.
Терон выросла в Южной Африке времен апартеида, и ее биография — лакомый кусочек для прессы. Алкоголик-отец, застреленный матерью в целях самообороны на глазах у пятнадцатилетней Шарлиз, мечта стать балериной, модельные контракты, переезд в Америку, травма, поставившая крест на балетной карьере, случайная встреча с агентом, заметившим ее во время скандала в банке, начало и стремительное развитие уже актерской карьеры. Она могла бы выбирать однотипные роли и быть не менее знаменитой, но ей слишком хотелось проверить себя на прочность и доказать, что ее успех обусловлен не только прекрасным лицом. В качестве примера подойдет один из первых больших фильмов Терон — «Адвокат дьявола» Тейлора Хэкфорда, где она играет Мари-Энн, жену героя Киану Ривза, постепенно сходящую с ума в огромной нью-йоркской квартире. Эмоции Мари-Анн — от восхищения новой, благополучной жизнью до ужаса от понимания того, чем эта жизнь обернулась — актриса передает так психологически точно и достоверно, что с легкостью становится в кадре главной.
Другим примером выразительных перевоплощений актрисы может послужить, конечно, фильм «Монстр» Пэтти Дженкинс, за свой вклад в который Шарлиз Терон получила «Оскар» в категории «Лучшая женская роль». И критики, и зрители еще долго говорили о ее героине — опустошенной жизнью неопрятной Эйлин, вынужденной зарабатывать проституцией. В ней сложно узнать и саму Терон, и ее миловидных героинь из других проектов (от Кэнди из «Правил виноделов» до Лоры из «Проклятия нефритового скорпиона»). Ожесточенность, читающаяся на лице Эйлин, обращена по большей части к мужчинам, обходившимся с ней совсем не по-джентльменски. И ради возможности быть счастливой, которую она вдруг увидела в молодой Селби, она готова пойти на многое.
Терон играет на контрастах. Чтобы доказать это, можно разобрать всю ее фильмографию, в которой, к слову, хватает и не самых удачных проектов, а можно перечислить всего несколько названий, которые будут не менее красноречивы. В своей недавней премьере — «Взрывной блондинке» Дэвида Литча — она продолжает линию, заданную «Безумным Максом» Джорджа Миллера. У Миллера ее обритая наголо однорукая Фуриоса гоняла по пустыне, верша справедливость на свой лад. У Литча ее Лоррейн Бротон берется за дело уже двумя руками и под композиции Джорджа Майкла и New Order разбивает не одну голову.
Как и эти два персонажа, Шарлиз Терон привыкла добиваться всего сама, а словам она давно предпочитает дела, под которыми подразумеваются не только съемки, но и участие в работе правозащитных организаций. Тем, которые ее волнуют, немало: женщины и их место в современном мире, защита окружающей среды, развитие Южной Африки и предоставление ее жителям новых возможностей. О том, каким непростым может быть путь к вершине, Терон знает не понаслышке. Каждый новый проект для нее — возможность доказать, что красивая женщина из рекламы Dior — явно не единственная роль, которую ей хотелось бы сыграть.