С каждым годом документальное кино привлекает все больше зрителей, интересы которых уже давно не ограничиваются лишь игровым кинематографом. Еще один тематический фестиваль, на который непременно стоит обратить внимание, — Center Festival.
Организованный Центром документального кино, фестиваль пройдет в Москве с 6 по 10 сентября и расскажет о жизни современного общества и его культуре.
Что такое Center Festival
Каждый год в начале сентября московские зрители получают возможность узнать новое о том, что происходит в мире — будь то задокументированные при помощи камеры эксперименты по применению экономических теорий, истории о буднях в большом городе или фильмы, повествующие о героях нашего времени. Жизнь современного мегаполиса и проблемы, неизбежно связанные с существованием в нем, — тема, волнующая документалистов всего мира, так что на экране она находит самые разные воплощения. Режиссеры, фильмы которых получали награды на ведущих кинофестивалях — от Sundance и Tribeca до Берлинале, — не боятся следовать за своими героями на максимально близком расстоянии, превращая повествование в исследование и проработку тех тем, разговора о которых зачастую принято избегать.
Место человека в городе и мире, его взаимодействие не только с другими людьми, но и с сегодняшним днем, — этому посвящены сюжеты, оказавшиеся в фокусе фестиваля. Впрочем, о поэтических высказываниях, воспевающих не людскую жестокость, а нежность и трогательность, кураторы тоже не забывают.
Как выбирать фильмы
В этом году все 12 событий программы разделились по четырем направлениям, получившим названия «В центре внимания», «Культура», «Общество» и «Киноархив». Под первым скрывается обращение к темам, важным для понимания идеи того, что не стоит выстраивать границы между «ними» и «нами». Люди, живущие другой жизнью и, казалось бы, максимально не похожие на этих самых «нас», сталкиваются с теми же проблемами и имеют те же страхи, прорвавшиеся из детства во взрослый мир. Направление «Культура» предлагает знакомство с художниками и проповедниками нового образа жизни. Такими, как, например, господин Морияма, чей выстроенный лауреатом Притцкеровской премии дом превратился в один из символов современного Токио. «Общество», в свою очередь, становится опорной точкой программы, отвечая главной задаче фестиваля — «исследовать вопросы городского и общественного устройства». Последнее же направление, «киноархив», в этом году полностью принадлежит фильму Шанталь Акерман, уже ставшему классикой.
Что смотреть
«Новости из дома»
8 сентября в 21:00 (Центр документального кино)
Привет из конца 70-х, «Новости из дома» — это наблюдения Шанталь Акерман за Нью-Йорком и одновременно разговор с матерью, на письма которой режиссер и отвечает с помощью фильма. Привыкшая не расставаться со своей камерой, она бродит по улицам, задерживается в магазинах, спускается в подземку и заглядывается на спешащих мимо людей. Нью-йоркские будни на экране и тексты писем за ним дополняют друг друга, рисуя портрет города и самой жизни, в которой всегда — кто бы ни получил свое письмо из дома — кто-то идет на взлет, а кто-то находится в падении, кто-то женится, а кто-то болеет. Скорее бытовые, чем философские, эти послания становятся метафорой проходящего времени, приобретая вместе с оказавшимися в кадре нью-йоркскими ландшафтами новые смыслы.
«Внутренняя работа»
8 сентября в 19:00 (Каро Октябрь),
10 сентября в 13:00 (Центр документального кино)
Каждый год в калифорнийской тюрьме строгого режима сталкиваются несколько совсем не похожих друг на друга миров. Здесь проходят сессии групповой психологической поддержки для заключенных, для участия в которых приезжают люди с воли. У всех — и у осужденных, и у посетителей — своя боль, свои проблемы и попытки разобраться с собой. Между теми, кто совершил тяжкие преступления, и теми, кто имеет свободу перемещения и право каждый день ходить на работу, гораздо больше общего, чем принято и привычно думать. Роднящие их страхи и комплексы становятся поводом для откровенных разговоров. Они помогают разобраться в себе и приучают к тому, что обсуждать то, о чем люди обычно стараются промолчать, не стыдно, а, наоборот, очень правильно. После терапии одни разойдутся по камерам, а другие уедут из тюрьмы и вернутся к своим привычным делам, но перед этим они еще успеют друг другу помочь. Простой по форме и сложный по содержанию, этот фильм документирует события, способные стать ключом к внутренней — а значит, истинной — свободе.
«Дина»
7 сентября в 20:00 (Каро Октябрь),
10 сентября в 17:00 (Центр документального кино)
Перед тем, как пожениться, Дина и Скотт начинают жить вместе и, как следствие, учатся уважать привычки друг друга, ценить не только собственный комфорт, но и комфорт того, кто рядом. Дина и Скотт — особенная пара. У обоих — синдром Аспергера, поэтому им нужно потратить еще больше сил, чтобы рассказать друг другу о своих желаниях, постараться принять их. Темой для обсуждения становится секс, обязательная часть семейной жизни для Дины и то, о чем совсем не помнит и не думает Скотт. Камера следует за ними через их будни, запечатлевая сложности, через которые приходится пройти людям, стремящимся сохранить свою любовь. Она, меж тем, сочится с экрана, превращая «Дину» в настоящую романтическую комедию.
«Маурицио Каттелан: ушел, скоро буду»
8 сентября в 20:00 (музей современного искусства «Гараж»),
9 сентября в 13:00 (Центр документального кино)
Поклонники сериала «Молодой Папа», отгремевшего в прошлом году, наверняка помнят титры, в финале которых Папу Римского сражает метеорит. Эту скульптуру под названием «Девятый час» Маурицио Каттелан создал в 1999 году. Ироничный провокатор, он привык к тому, что его искусство не только обсуждают, но и осуждают. Особенного внимания он на это никогда не обращал, продолжая сыпать противоречивыми образами, с помощью которых, по словам художника, он лишь документирует реальность. Такое искусство не остается незамеченным, а экспрессивные высказывания находят своего слушателя. Работа режиссера Мауры Аксельрод, не раз снимавшей в горячих точках, погружает нас в мир больших художников, музеев и галерей, где о Каттелане знает каждый. И каждый имеет мнение на его счет. Поводом для разговора о художнике становится его выставка в нью-йоркском музее Гуггенхайма, за подготовкой которой камера тоже следит.
«Теория бесплатных завтраков»
7 сентября в 19:00 (Центр документального кино),
10 сентября в 20:00 (музей современного искусства «Гараж»)
Мир, в котором безусловный базовый доход перестал бы быть экспериментом и превратился в реальность, отличался бы от сегодняшнего в лучшую сторону, считают сторонники концепции. Люди смогли бы думать не только о необходимости заработать, но и о том, чем им по-настоящему хочется заняться, будь то давнее увлечение или более интересная, но не столь высокооплачиваемая работа. Критиков у концепции безусловного базового дохода, не считающих, что самореализация граждан касается государства, тоже достаточно. Регулярные выплаты разбалуют людей, — утверждают они. Режиссер Кристиан Тод при помощи фильма выражает свой взгляд на тему, которая уже многие годы остается предметом оживленных дискуссий, и видит за «бесплатными завтраками» большие перспективы.
Детали
Полный список фильмов и расписание можно найти на сайте фестиваля: http://centerfestival.cdkino.ru/