Культура

«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид»: как простой вестерн сделал этот мир лучше?

50 лет назад на экраны вышел фильм «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» Джорджа Роя Хилла, вошедший в историю Голливуда как самый кассовый вестерн и превративший Роберта Редфорда и Пола Ньюмана в недосягаемые кинобожества.

Как картина, получившая четыре «Оскара» и попавшая в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США, изменила мир?

Редфорд и Ньюман — два голубоглазых героя, по любви к которым можно делить весь мир на два лагеря. Роберт Редфорд — это интеллектуальные поиски в паре с Барбарой Стрейзанд во «Встрече двух сердец» или страстная одержимость Гэтсби. Пол Ньюман — бесстрашный гонщик, щедрый меценат, уязвимый напарник Софи Лорен в «Кошке, которая живет на крыше» или азартный Эдди в «Цвете денег» Скорсезе. Но вместе они — явление нового порядка, доказывающее простую холистическую истину: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. И картина «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» — классический образец фильма в жанре buddy film, главными героями которого выступают харизматичные друзья-напарники, — тому явное доказательство, в том числе и потому, какое огромное влияние она оказала не только на жизнь актеров, не только на киноиндустрию, но и на мир в целом.


Sundance Film Festival


Фильм стал кульминацией кинокарьеры Ньюмана, а Редфорда сделал узнаваемой суперзвездой, что имело и свои финансовые последствия. Но горному поместью, приобретенному Редфордом на гонорар от съемок, была уготована более интересная судьба, чем простое «вложение средств». Именно там теперь проходит один из самых авторитетных в мире кинофестивалей независимого кино (и одновременно кинорынок!) «Санденс», основанный самим Редфордом. «Институт Сандэнс» — некоммерческая организация, на которую «молятся» независимые кино- и театральные режиссеры со всего мира. Именно здесь начинающие кинематографисты могут в рамках творческих лабораторий встретиться со своими кумирами и получить дельный совет, а также познакомиться с дистрибьюторами. И именно здесь в 1985 году дебютировали на большом экране «Берта по прозвищу „Товарный вагон“» Мартина Скорсезе, «Безумие-13» Фрэнсиса Форда Копполы и «Пурпурная роза Каира» Вуди Аллена.


The Hole in the Wall


Кроме «Санденса», еще одно имя собственное из фильма стало синонимом великого дела. Картина начинается с того, что Бутч и Сандэнс возвращаются с очередного «дельца» в свое логово — долину «Дырка в стене». Именно так, Hole in the Wall Gang Camp, Пол Ньюман, всю жизнь активно занимавшийся благотворительностью, назвал сеть лагерей, где отдыхают дети, страдающие серьезными заболеваниями. Лагеря существуют с 1988 года — в том числе и благодаря гонорару от фильма — и оказывают поддержку детям не только в США, но и во Франции, Ирландии и других странах Европы, а также с радостью делятся своими ноу-хау со всем миром. Например, не так давно детский лагерь по «формуле» Ньюмана открылся и в России. В основе восстановительных «практик» — игра: Пол Ньюман, настаивавший на том, что серьезные болезни нужно лечить с несерьезным лицом, сам ловил с детьми рыбу, рисовал флаги и ставил спектакли — а теперь это продолжают делать преданные его идее профессионалы и волонтеры со всего мира.

26 сентября 2019
Posta-Magazine для раздела Культура