Недавно в прессе появились сообщения о стилисте, который в последнее время обеспечивает модными новостями почти все мировые околополитические СМИ. Речь идет о Матье Бартеле Колане: он ведет непубличный образ жизни, но, как выяснилось, уже несколько лет отвечает за имидж Брижит Макрон, первой леди Франции.
Человека, который умудрился превратить стиль своей знаменитой подопечной в повестку дня, почти никто не знает в лицо. Рассказываем подробнее о его профессии.
То, как выглядит Брижит Макрон, у одной половины мира вызывает отвращение, а у другой — восхищение: равнодушных к деятельности Матье Бартелы Колана практически нет. Кстати, по его «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» вообще сложно судить о роде его деятельности — в отличие от большинства коллег по цеху.
Вообще, в наш прогрессивный век стать публичным человеком не особенно сложно: достаточно владеть мобильным телефоном нового поколения и кредитной картой. Любой стиль получится создать с помощью фоторедактора в смартфоне, а овладеть навыками стилиста можно за счет онлайн-обучения. Тем не менее, эта профессия по-прежнему требует непосредственного контакта с клиентом, а также чуть ли не дружеских или даже почти семейных связей.
При поиске слова «стилист» в интернете вам выдадут огромный список ссылок: от многочисленных школ профессиональных имиджмейкеров до парикмахерских масштаба «а у нас во дворе». Что же на самом деле стоит за такой легкомысленной, на первый взгляд, профессией, доступ к которой обеспечивается, как уверяет тот же интернет, оплатой кратковременных курсов?
В Россию слово «стилист» было завезено глянцевой журналистикой. И это в целом отражает суть профессии, почти все гуру которой — от Полли Меллен до Рэйчел Зоуи — так или иначе прошли курс молодого бойца в глянцевых СМИ. Впрочем, еще в СССР существовали такие понятия, как «личный портной», отвечавший за «индпошив», и «личный парикмахер». Доступны они были только привилегированным классам якобы бесклассового советского общества, но факт остается фактом: даже тогда приветствовался персональный подход к созданию и поддержанию имиджа.
На Западе же практически с начала существования домов моды стилистами стали считаться модельеры и дизайнеры, основатели этих самых домов. И Габриэль Шанель, и Кристиан Диор, и их знаменитые предшественники и последователи создавали не только одежду, но и свой собственный уникальный стиль и несли его в мир в том числе с помощью именитых клиентов.
В начале 60-х годов Олег Кассини, американский модельер с русско-итальянскими корнями, стал официальным модельером первой леди США Жаклин Кеннеди. Но вот вопрос: кто из них был более полезен другому в этом тандеме? Ни одному стилисту еще не удавалось навязать клиенту свой вкус, если у него или у нее уже было определенное представление о себе. Миссис Кеннеди, имея прекрасное происхождение и образование, совершенно объективно оценивала собственные внешние данные. Красоту Жаклин нельзя было назвать классической: квадратное лицо с широко расставленными глазами, крупные кисти и ступни (Джеки носила обувь 41-го размера), короткая шея и небольшая грудь. Благодаря здравому смыслу, она очень хорошо понимала, как свои недостатки превратить в достоинства, а потом эти достоинства приумножить. В результате союз Олега Кассини и Жаклин Кеннеди стал легендарным и вывел модельера в лидеры индустрии, несмотря на то что американская первая леди имела в своем гардеробе одежду всех модных домов того времени.
В Советском Союзе слава стилиста первой леди Раисы Горбачевой почти случайно досталась Вячеславу Зайцеву, хотя заработал он этот статус, безусловно, упорным трудом. Самая модная супруга руководителя СССР одевалась на тот момент в Доме моды на Кузнецком мосту, но предпочитала почему-то называть имя тогда уже известного на весь мир Вячеслава Зайцева, особенно в зарубежных поездках. Это был своеобразный пиар-ход Раисы Максимовны, которая так же, как и Жаклин Кеннеди, изначально обладала хорошим вкусом.
С Вячеславом Зайцевым связана не одна подобная история. Еще большую популярность ему принес знаменитый балахон Аллы Пугачевой, изобретение которого приписывают именно Зайцеву. Правда, многие пытались с этим утверждением спорить — пожалуй, до тех пор, пока Примадонна не вступила в «молодежный период» и не начала выбирать другие наряды. Точно известно только одно: Алла Борисовна не позволяет никому полностью изменить свой стиль, а все возникающие на ее пути стилисты пусть и вхожи в дом, но в большинстве случаев не могут похвастаться своим влиянием на нее. Зато те, кто попадает в ее окружение, всегда имеют возможность прославиться либо в моде, либо в музыке — как это происходит, например, с нынешним стилистом Примадонны Алишером (Хозяиновым).
С появлением модных журналов профессия стилиста стала публичной. Так начали называть людей, имеющих вкус, острый глаз и смелость, достаточные для того, чтобы одеть другого человека для создания необходимого эффекта — будь то съемка в модном журнале или появление на публике при большом скоплении журналистов. Ну, или просто для того, чтобы выбрать одежду в магазине и полностью обновить чей-то гардероб. Но ведь после смены гардероба часто требуется смена прически и цвета волос, а возможно, и образа жизни! Так что настоящие стилисты сегодня играют еще и роль психологов: они тонко чувствуют, на какие потайные кнопки своих клиентов нужно нажимать, чтобы те дружили с ними и слушали их беспрекословно.
Талантливых стилистов передают из рук в руки или не делятся ими вообще — вот еще одна причина, по которой об этой профессии известно так немного. Мало кто из звезд готов признаться, что на самом деле ее (в редких случаях — особенно в России — его) любимый стиль — спортивный костюм и кроссовки. Стоимость услуг «звездного» стилиста может быть высокой, а порой его работа вообще не оплачивается: не верьте интернету, который говорит, что, отучившись на курсах стилиста-имиджмейкера, вы гарантированно сможете зарабатывать от 5000 рублей в час.
Одной из главных областей применения своих навыков для стилистов является, безусловно, телевидение. Именно стилисты одевают телеведущих для появления в кадре. Во времена больших бюджетов на НТВ, например, существовала даже специальная служба стилистов, равной которой не было ни на одном российском канале. Эта служба вела гардеробы почти всех ведущих НТВ — от Татьяны Митковой до Юлии Бордовских, а впоследствии стала кузницей кадров для многих СМИ, где требовались стилисты-одиночки.
Кинематографическая профессия «художника по костюмам» со временем и развитием сериального производства также претерпела изменения — с точки зрения как сути, так и названия. Бонусом стало публичное признание стилистов сериалов полноправными участниками списков номинантов на всевозможные награды. Слава «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)», который позволяет теперь оповестить об этом всех, кто интересуется индустрией. Аккаунт Кемаль Харрис, отвечающей за гардероб героини Робин Райт в сериале «Карточный домик», радует фотографиями многих знаменитых подопечных стилиста, а ее главная клиентка — все та же Райт — сотрудничает с Харрис и в повседневной жизни.
Так или иначе, профессия стилиста очень интересна и престижна и почти всегда связана с общением. Только не стоит думать, что получить ее можно с помощью курсов в любой так называемой академии имиджа, предлагающей за шесть часов и пять тысяч рублей овладеть искусством управления стилем. В лучшем случае вы никогда не поймете, что стилист — это не парикмахер, не портной и не визажист в вакууме. В худшем — поверите, что стилистом может стать кто угодно.
Мой хит-лист инстаграм-аккаунтов стилистов
Патриция Филд — Сара Джессика Паркер
Элизабет Стюарт — Джессика Честейн, Аманда Сейфрид, Джулия Робертс |
Карла Уэлш — The Wall Group |
Кейт Янг — Мишель Уильямс, Мэгги Джилленхол, Хилари Суонк, Натали Портман |
Кемаль Харрис — The Wall Group — Робин Райт |
Кэти Гранд — главный редактор Love Magazine |