В течение последней пары лет в российском ресторанном бизнесе происходит настоящая революция. У нас наконец-то появились места, приходя в которые даже ведущие зарубежные критики удивленно поднимают бровь. Такого от России не ожидали. На днях московский White Rabbit установил рекорд для страны, поднявшись на 15-е место в знаменитом списке The World’s 50 Best Restaurants.
Фото: Ян Кооманс, Александр Ермаков
Muah: Карташова Анна, Нарек Сиреканян
Мы рады, что именно на Posta-Magazine выходит первое после триумфа на церемонии в Бильбао интервью главного виновника торжества — бизнесмена, владельца White Rabbit Family Бориса Зарькова. Кстати, еще один его ресторан — московский Selfie — в этом году впервые оказался в лучшей сотне, на 70-м месте.
Понятно, что Борис Зарьков и шеф «Кролика» Владимир Мухин не в одиночку этой революцией управляют. Более того, не они ее начали, и не они первыми попали в мировой рейтинг лучших. Но в истории бизнес-успехов есть один момент, который многое значит: не так важно быть первым — важно вовремя выстрелить. Все как в автомобильных гонках: побеждает необязательно тот, кто сразу вырывается вперед, а скорее тот, кто с умом тратит бензин, правильно подбирает тип шин и вовремя успевает поменять настройки.
На сегодняшний момент бесспорно одно: именно в White Rabbit, прилетая в Москву, едут все именитые зарубежные шефы, ведущие гастрономические критики, генеральные директора лучших отелей мира и просто путешественники, имеющие хороший вкус. Помню свое недавнее интервью с великим французским шефом Аленом Дюкассом. На мой вопрос: «Что вы еще не успели сделать в Москве?» — он тут же ответил: «Я еще не был в вашем ресторане номер один, без этого не улечу!» Тогда я подумала: надо обязательно послушать историю человека, который стоит за новым гастробезумием. Сколько бизнесменов в разные годы вкладывали миллионы в ресторанный бизнес в России? Но Дюкасс спешит только к одному из них.
Татьяна Сабуренкова: Борис, в первую очередь, поздравляем с 15-м местом в 50 Best. До этого ни один ресторан из России так высоко в мировых рейтингах не забирался. В таких случаях мы, журналисты, невольно ждем, что у виновников торжества появится «корона»…
Борис Зарьков: Так оно и бывает. И вы, журналисты, очень даже этому способствуете, хвалите нас. (Улыбаясь.) Если серьезно, то я трезво отношусь к нашему результату и сам постоянно слежу за тем, чтобы не начать думать: «Ну все, друг, ты крут, можно расслабиться». У меня перед глазами масса примеров, когда именно так заканчивались хорошие истории и все катилось к чертям. В бизнесе нельзя расслабляться. Вы же помните, сколько ресторанов до нас оказывалось в этом списке? Тот же «Пушкинъ» был в свое время. Важно не то, что ты туда попал, а то, как ты этим фактом воспользовался. Мы не были первыми, но очень правильно расставили акценты и сделали так, чтобы все об этом узнали. Правила хорошего маркетинга еще никто не отменял.
— Это факт. Почти все мои знакомые из тех, кто далек от гастрономического бизнеса, уверены, что именно WR — первый ресторан в 50 Best.
— В мире бизнеса существует такая теория: есть первооткрыватели — те, кто идет напролом, ломает кучу дров, делает что-то раньше других. Этому человеку или компании очень тяжело, их не всегда понимают, они тратят огромное количество денег, энергии, нервов. И не всегда в результате получают сполна. А есть так называемые последователи. Они учатся на ошибках «первых», учитывают опыт, появляются в самое нужное время в правильном месте. Вот у них, чаще всего, и получается закрепиться в позиции лидера надолго. Я всегда был сторонником «второго» подхода в бизнесе: это позволяет тебе играть вдолгую.
— А как вообще получилось, что вы пришли в ресторанный бизнес? Вряд ли это мечта детства.
— Точно нет. И вообще я никогда раньше к ресторанному бизнесу серьезно не относился. Даже сейчас, имея несколько ресторанов, я прекрасно понимаю, что это нельзя назвать по-настоящему большим бизнесом. Что бы ты ни придумал, вкусно кормить людей — не нефть качать: размер доходов слишком разный. Но мне всегда нравились рестораны. Путешествуя, мы с женой выбирали, не только что будем смотреть, но и куда пойдем ужинать. Ради интересного ресторана готовы были перекроить всю карту поездки — настолько это было важно. Повторюсь, White Rabbit Family я лично начинал, даже не подозревая, что в какой-то момент брошу все остальное и буду заниматься только ресторанами. Но когда что-то «качает» и когда эмоционально тебе от самого процесса здорово — почему бы не попробовать?
Борис Зарьков с женой Ириной. Светская Москва уже давно считает их одной из самых красивых бизнес-пар города.
— Вы учились бизнесу или действовали скорее по наитию?
— Я учился и продолжаю учиться каждый день. Сейчас вот езжу на курс в Сколково, довольно часто хожу на семинары известных бизнес-коучей. Специально просыпаюсь рано, часов в шесть, чтобы у меня было несколько часов «для себя», когда никто не позвонит с какой-то проблемой или вопросом. Это время обязательно трачу на чтение и на спорт. В бизнесе вообще есть такое понятие — жить и работать блоками. Я в эту систему реально верю. Важно делать что-то в запланированное время и не отвлекаться на миллион других вещей, тогда этот блок ты выполнишь максимально хорошо и перейдешь к следующему. Иначе как у нас часто бывает? Ты вроде бы весь день в работе, а сделал минимум. Или уехал отдыхать, а мозг не может отвлечься от работы. В итоге ты возвращаешься, а энергии нет. Получается пустая трата времени и денег.
— Давайте еще поговорим о разных бизнес-подходах. Некоторые конкуренты среди рестораторов не разделяют ваш принцип работы. Вы очевидно вкладываетесь в своих шефов: Мухин давно стал селебрити-шефом, Казакова тоже все знают. Они постоянно ездят на гастроли, учатся, знакомятся, развиваются, но ведь это стоит больших денег.
— Да, есть такое мнение, что вкладываться в шефов рискованно: сегодня ты потратил на него миллион, а завтра он ушел от тебя в другое место с купленными на твои деньги опытом и знаниями. Но у меня встречный вопрос: а зачем работать с дураками? В чем смысл того, что ты все знаешь и все умеешь, а шеф у тебя целыми днями сидит на кухне и «тухнет» от недостатка вдохновения, энергии, свежих идей. Откуда ему брать новые фишки — из «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)»? Так не бывает. Понятно, что риски всегда есть: любой бизнес так устроен, если ты работаешь с людьми. Но я не верю в теорию «не надо делать из шефов звезд, а то они убегут». Это вызывает улыбку, не более того.
Борис Зарьков и бренд-шеф White Rabbit Family Владимир Мухин: друзья, коллеги, единомышленники.
— Ваши отношения с Владимиром Мухиным — шеф-поваром White Rabbit и бренд-шефом всех ваших ресторанов — похожи скорее на дружеские, чем на исключительно профессиональные. В качестве друга, а не владельца бренда, как бы вы объяснили его популярность?
— Знаете, бывают талантливые люди, которые не очень любят работать. А бывают просто очень работоспособные люди, которые не хватают звезд с неба, выпахивают свою дорогу и много чего добиваются. В Володе есть редкое сочетание как первого, так и второго — и это ценно! Вместе с талантом ему присуще огромное желание не упускать возможности, работать столько, сколько потребуется, при этом получать удовольствие от самого процесса. Он не боится признать, что в чем-то не разбирается, а на это способны только люди с определенным внутренним стержнем.
— White Rabbit — один из самых дорогих ресторанов Москвы. Остальные ваши рестораны вроде Selfie, Mushrooms или Chicha тоже не для среднего класса. Значит ли это, что в Москве нельзя сделать хорошее, но недорогое место с качественными продуктами? Или вы не пробовали?
— В стране, безусловно, есть проблема с тем, что качественные вещи и услуги может себе позволить лишь небольшая группа людей. Последний финансовый кризис эту историю окончательно «добил». Ведь если переводить наши цены в евро, то житель Европы, который привык ходить в гастрономические рестораны, даже бровью не поведет. Но проблема Москвы заключается в том, что у нас нет потока туристов, которые обеспечивают суперусловия для шефов и владельцев гастрономических ресторанов в Париже, Лондоне или Дубае. Месяц чемпионата мира по футболу в этом смысле — скорее исключение. А я уже говорил, что ресторанный бизнес — это хороший заработок, но не астрономический.
— Вы упомянули Дубай, где в апреле этого года как раз открыли первый ресторан WRF за границей. Это единичный опыт или вы планируете развивать зарубежный бизнес?
— Ресторан в Дубае мы открыли именно потому, что там для инвесторов и владельцев созданы почти идеальные условия. Финансово и юридически это даже близко не сравнится с той же Европой. В Европе открыть ресторан и зарабатывать на нем — сложнейшая задача, одни налоги чего стоят. Я пока не решил, готов ли в это играть. У меня и в Москве адреналина хватает. (Смеется.)
— Недавно я наткнулась в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» на аккаунт вашего сына — @lucaszarkov. Он, похоже, пока не планирует погружаться в семейный бизнес: ему ближе скорее рэп, хип-хоп, мода. Вы чувствуете, что его поколение гораздо более продвинутое, чем наше?
— Безусловно! Он, в первую очередь, очень самостоятельный: я в его годы таким не был. Сейчас Лукас учится в Лондоне, и как-то мы договорились полететь на выходные в Милан. Он сам сел в самолет, сам доехал до отеля, сам решил, что ему нужна новая стрижка, быстро нашел в интернете, какой салон ему подходит по стилю, съездил туда, вернулся и ждал моего прилета. Круто то, что многие представители нового поколения уже в юном возрасте знают, чего они хотят, ничего не боятся и не стесняются в хорошем смысле, идеально управляются с огромным объемом информации, за секунду ориентируются даже в чужом пространстве. И мне интересно за этим наблюдать. Что до стиля, то это его личное ощущение, не навязанное родителями или соседями. Мы все-таки росли в стране, где основная масса людей была одета в серое. А наши дети видят другой мир, они быстрее себя в нем находят, и это, конечно, здорово. Есть такое мнение, что добиваться успеха тебе мешают порой не объективные причины, а внутренний настрой. Ты либо позволяешь себе думать, что все возможно, либо нет. У ребят поколения моего сына с этой внутренней свободой — полный порядок.
Обязательно проверьте Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)-аккаунт сына Бориса Зарькова — @lucaszarkov. Если вы еще не знаете, как выглядит настоящий модный подросток — это тот самый пример
— Наше интервью выходит в рубрике «Безупречно броский»: мы создаем ее вместе с нашими коллегами из Audi. «Безупречно броский» — это слоган, подходящий как к новому автомобилю A7, который мы с вами тестировали во время фотосессии, так и к любому другому качественному продукту — от крутого ресторана до успешного отеля. Для того чтобы отличаться от других, нужно быть в хорошем смысле броским, но, выделяясь, ты должен быть готов к тому, что все на тебя смотрят, обсуждают, ищут брешь в твоей «безупречности». Как вы относитесь к такого рода критике?
— Я к ней привыкаю. Победителей, может, и не судят, но точно обсуждают. Нужно быть к этому готовым. И я абсолютно согласен с тем, что делать громкое заявление, показывать что-то броское можно лишь тогда, когда ты уверен в безупречности своего продукта. Если не уверен в качестве — лучше сначала доработать, а потом о себе говорить. Мы, например, точно понимаем, что современные гости ходят в ресторан за неким идеальным сочетанием, а не только ради чего-то одного. Раньше часто ходили ради тусовки, а сейчас ты обязан «приготовить» микс: вкусная еда, стильный дизайн, правильный уровень света и звука, отличная атмосфера, нужная публика. Как только ты начинаешь быть в теме и чувствовать все эти составляющие, а потом зовешь в гости тех, чьему мнению доверяют, и таким людям у тебя хорошо — значит, скоро о твоем продукте пойдет правильная молва. А там уже от тебя зависит, удержишь ты человека, или он уйдет в другое место и больше не вернется.
— Но встречают как людей, так и проекты — «по одежке», по дизайну. Вы с этим согласны?
— Безусловно, я всегда смотрю на дизайн и стиль проекта в целом. Но сейчас тренд не просто на красивое и модное пространство или на дизайн предмета: продукт должен быть интуитивно понятным. В машинах, например, в последнее время это чуть ли не одна из главных вещей. Новая A7, которую я увидел сегодня, как раз про это: красивый дизайн, но и внутри все понятно, комфортно, не надо ломать голову, на что нажимать и куда тянуться. В нашем бешеном графике мы совсем не хотим отвлекаться на лишние движения: все должно быть максимально удобно и понятно. С ресторанами та же история: многие пытаются усложнять блюда, миксовать в пространстве много разных стилей, а в результате теряют клиента. В каком-то смысле нужно каждый день придумывать золотую середину: задача бизнеса — не упростить и не перемудрить. Грань очень тонка.
— А по своему характеру вы гонщик или скорее ценитель комфорта?
— Раньше, когда я был молодой и глупый, мы, конечно, гоняли! А сегодня предъявляю к машине совсем другие требования. В прошлом мы что ценили? Двигатель помощнее: неважно, какой там внутри салон. Главное — рев и гул. Сегодня я даже не помню, когда последний раз ездил за рулем сам: последние несколько лет передвигаюсь по Москве только с водителем. Поэтому то, что я увидел в A7, отлично подходит для Москвы. Мы живем в городе, где ты постоянно стоишь в пробках, поэтому я ценю такие машины — стильные и комфортные, с максимально большим пространством на заднем сиденье. Что современный человек делает, передвигаясь по городу? Каждый день старается выжать максимум полезного из времени, проведенного в машине: работая, отвечая на звонки или просто переводя дух между встречами. А ведь именно время — самое ценное, что у нас есть. Это ощущение рано или поздно приходит к каждому.
«Клиенты на всю жизнь», Карл Сьюэлл, Пол Браун Успешный бизнесмен, владелец одной из лучших автодилерских компаний США Карл Сьюэлл — мастер удержать клиента, а потому его книга-руководство — незаменимая вещь для человека, думающего о своем бизнесе в долгосрочной перспективе и осознающего, что устойчивый интерес к своему продукту можно создать, только пересмотрев свои взгляды на обслуживание, а также организацию работы, оплату труда и даже дизайн ландшафта. Главное правило Карла, компания которого продает Cadillac, Hummer, Lexus и Infiniti, — «Делай то, что обещал, и делай это с первого раза». «Делегирование и управление», Брайан Трейси Хороший руководитель — это не тот, кто все превосходно и без заминки делает сам и падает с инсультом через год после открытия бизнеса, а тот, кто постиг искусство делегирования. В этой книге собран 21 принцип делегирования, каждый из которых эффективен на любом уровне управления. Это ваш шанс научиться правильно ставить задачи, эффективно следить за ходом работы и находить время для собственного профессионального роста. Брайан Трейси, консультирующий такие бренды, как Coca-Cola и Hewlett-Packard, также автор бестселлера «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь». Так что будьте готовы выйти из зоны комфорта! «Как есть осознанно», Тит Нат Хан «Каждая ложка содержит вселенную», — говорит один из самых известных дзен-учителей в мире Тит Нат Хан. За этими словами — конкретные правила, которые научат нас осознанности в питании. Необычное руководство для гурманов, интересующихся последними «трендами» в психологии, заставит посмотреть на свою тарелку, свою кухню или мытье посуды по-новому и превратит рутину в ежедневный праздник.
«Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха», Маршалл Голдсмит «Размышления о личном развитии», Ицхак Адизес Это книга, которая не стремится стать советчиком и заставить вас прыгнуть выше головы, автор «Размышлений» Ицхак Адизес — писатель-блогер, который любит спровоцировать читателя на дискуссию и в процессе вдумчивой беседы выйти на верные для него ответы. Среди горячих тем — управление изменениями в жизни, правильное питание, поиски счастья, особенности создания бизнеса с родственниками и друзьями и даже отношения между супругами и воспитание детей. Лично, ненавязчиво и мудро. |