Биллу Мюррею сегодня исполняется 67 лет. И хоть говорить об актере мы готовы каждый день, используем эту знаменательную дату как повод вспомнить о его талантах и чудачествах.
Сыгравший десятки запоминающихся ролей и прочитавший сотни сценариев, сам Мюррей по-прежнему считает лучшим своим фильмом «День сурка».
Предположим, вы голливудский режиссер. Предположим, вы непременно хотите отдать роль в своем новом фильме Биллу Мюррею. Встретиться с его агентом и через него предложить актеру прочитать сценарий — как это принято в Голливуде — не получится: агентов Мюррей не терпит и не держит. Вам придется рассказать о проекте автоответчику, а после надеяться, что актер заинтересуется и выйдет на связь. Ну, или ждать случайной встречи в баре, караоке или на поле для гольфа. Большой эксцентрик, Билл Мюррей часто подходит к незнакомцам, чтобы влезть в кадр, произнести тост или исполнить песню.
Что касается работы, то гонорары его интересуют в последнюю очередь. Главное, что заставляет актера соглашаться на роль или ее игнорировать, — это сценарий. Своих героев Мюррей искренне любит и, если соглашается на съемки, отдается им сполна. Так что нет ничего удивительного в том, что многие из его персонажей стали культовыми. Каждого он наделяет фирменными чертами, будь то уставший от работы и от жизни Фил Коннорс в «Дне сурка», успевающий за фильм провести переоценку ценностей, бесстрашный и предприимчивый охотник за привидениями Питер Венкман или приехавший в Токио сниматься в рекламе актер Боб Харрис. Впрочем, маленькие эпизодические роли Билл Мюррей любит не меньше, чем роли первого плана. Чтобы запомниться зрителю, ему достаточно и пары минут, которые он с чемоданами в руках проводит в попытках догнать поезд на Дарджилинг. «Я верю в то, что главная задача актера — служить режиссеру», — говорил он в одном из интервью. Его работа с Уэсом Андерсоном — отличный тому пример, который актер часто приводит и сам. Первым их совместным фильмом стала «Академия Рашмор» — второй полнометражный проект Андерсона. Дальше были и «Семейка Тененбаум», где Мюррей становится мужем депрессивной Марго, и «Водная жизнь со Стивом Зиссу», в которой его герой не расстается со своей красной шапкой, и «Королевство полной луны», превращающее его в адвоката и отца главной героини.
Авторский взгляд Уэса Андерсона, заметный в любом, даже отдельно взятом кадре, соединился с не менее авторским подходом Билла Мюррея, чья поднятая бровь часто бывает дороже тысячи слов. Тандем удивительной по степени воздействия на зрителя силы получает от совместной работы явное удовольствие. «У меня не бывает проблем с теми, кто точно знает, что хочет делать», — говорил как-то актер про режиссеров, а Андерсон — как раз из таких.
«Академия Рашмор» со временем стала все больше ассоциироваться с новым этапом карьеры Билла Мюррея. Даже Джима Джармуша, чьи «Сломанные цветы» отправляют его героя в путь по главам из личной жизни, актер ставит в один ряд с Софией Копполой и Уэсом Андерсоном — режиссерами нового для него поколения. Независимые проекты Мюррею явно ближе, чем большие студийные начинания, как ближе и простая жизнь подальше от Голливуда, когда можно часами топтаться на поле для гольфа, а не на красных дорожках. Ну а в том, что его герои не забыты, Билл Мюррей легко может убедиться каждый Хеллоуин, когда сотни детей выбирают костюм не кого-нибудь, а Питера Венкмана. И хоть, как верно подметил сам актер, «не каждый может быть Индианой Джонсом, и не каждый может быть охотником за привидениями», почувствовать себя ими хотя бы на вечер мечтают многие.