Подводим итоги года. Анастасия Гладильщикова — о фильмах, которые стали главными кинособытиями 2017-го. Все они достойны того, чтобы остаться в синефильской медиатеке и быть увиденными, возможно, не один раз.
Интеллектуальные хорроры, откровенная эротика, история Второй мировой войны — в этом субъективном топе все грани человеческих страстей, надежд и страхов.
«Бегущий по лезвию 2049»
О сиквеле культового «Бегущего по лезвию», за который отважно взялся канадец Дени Вильнёв, много спорили. Модно было называть автора новой картины репликантом по отношению к создателю оригинального фильма Ридли Скотту. Но, тем не менее, спустя пару месяцев после премьеры, как и в случае с «Бегущим по лезвию» 1982 года, в памяти остаются прежде всего визуальные образы — гипнотические, волшебные и самобытные. Пугающая пустыня Лас-Вегас, где даже воздух стал кричаще-оранжевым, огромная голографическая девушка из рекламы на небоскребе в дождливом городе как воспоминание о былой любви, одна из самых необычных в киноистории эротических сцен. Плюс к этому — интересное развитие темы о природе человеческого и неожиданный финал, в котором ломаются стереотипы антиутопий.
|
«Прочь»
Низкобюджетная картина Джордана Пила собрала в прокате сумасшедшие деньги, а сейчас одерживает победы на американских критических кинопремиях. Фильм претендует на «Золотой глобус» в категории «Лучшая комедия / мюзикл», но, хотя своеобразный юмор в «Прочь» и присутствует, все-таки в первую очередь это социальный хоррор. Режиссерский дебют известного по скетч-шоу «Ки и Пил» актера и сценариста Джордана Пила посвящен тому, как белая девушка (Эллисон Уильямс из сериала «Девочки») везет знакомиться с родителями, живущими в элитном пригороде Нью-Йорка, своего парня-афроамериканца (Дэниел Калуя). Хотя те и высказываются в прогрессивном духе, вскоре герой понимает, что вокруг творится что-то неладное. Страшное, здорово придуманное и своевременное высказывание о расизме, и близко не изжитом в современном американском обществе.
|
«Тайна Коко»
Очередной мультфильм Disney / Pixar для всех возрастов, который наверняка останется в истории анимации. Мальчик Мигель из Мексики страстно мечтает стать музыкантом, но его родня наложила вето на эту профессию — предок героя был знаменитым певцом и из-за этого оставил свою жену и дочь. Пытаясь отстоять право на самоидентификацию, Мигель в праздник День мертвых случайно попадает в загробный мир, откуда теперь ему нужно выбраться до утра. В «Тайне Коко» прекрасно все: от изобретательных гэгов и красочного, детально проработанного экзотического мира до основного посыла. Там есть уморительно-неуклюжий пес Данте с вечно высунутым языком, разноцветные гибридные фантастические твари с того света, Фрида Кало, которая в стране мертвых ставит дикие, но четко выдержанные в стиле эпатажной художницы музыкальные шоу. Но главное, что после «Тайны Коко» и дети и взрослые задумываются о том, как важно помнить и бережно хранить семейную историю, и, кажется, чуть меньше страшатся смерти.
|
«Оно»
Самый кассовый ужастик в истории (если не учитывать инфляцию) заполучил столько зрителей не только потому, что является экранизацией известнейшего романа Стивена Кинга: это действительно очень хороший фильм. Клоун Пеннивайз, питающийся детскими страхами (Билл Скарсгард), в каком-то смысле скрепляет дружбу нескольких мальчишек и одной девчонки, обитающих в конце 1980-х в городе Дерри, — герои начинают вместе расследовать злодеяния этого инфернального создания. Попутно члены «клуба неудачников» в фильме аргентинца Андреса Мускетти подвергаются различным испытаниям: от буллинга в школе до домогательств родителей. Таким образом, «Оно» затрагивает важные социальные вопросы. Отчасти и политические: когда взрослые (читай: любые наделенные силой и властью люди) проявляют равнодушие к чрезвычайной ситуации в городе, дети понимают, что никто, кроме них, не займется решением проблемы. Но, несмотря на все ужасные события, «Оно» в первую очередь — упоительное и нежное кино о любви, дружбе, взрослении и преодолении страхов. У картины много общего с популярным фантастическим сериалом о 1980-х «Очень странные дела». Связывает их и общий юный актер — Финн Вулфард. Вообще, все герои и воплотившие их артисты в работе Мускетти крайне запоминающиеся. Особенно хороша рыжеволосая выразительная красавица София Лиллис.
|
«О теле и душе»
Удивительная история о сближении двух работников мясокомбината в Венгрии: молодой женщины — эксперта по качеству и пожилого мужчины — финансового директора предприятия. Оба — одиночки, испытывающие большие трудности в общении с людьми. Но один факт заставляет их начать ломать себя: герои видят одинаковый сон, в котором предстают в образе оленей, живущих вместе в заснеженном лесу. Поэтическая, тонкая и порой забавная картина венгерской постановщицы Ильдико Эньеди посвящена трагически расколотому мирозданию: между идеалом и действительностью, чарующим сном и суровой реальностью, душой и телом — пропасть. Преодолеть ее можно, но результат способен и разочаровать: жизнь убивает магию. Впрочем, все зависит от вашей интерпретации этой выигравшей главный приз Берлинского фестиваля загадочной работы.
|
«Аритмия»
Победившая на «Кинотавре» «Аритмия» Бориса Хлебникова, снятая им по совместному с Наталией Мещаниновой сценарию, влюбила в себя, кажется, всех своих зрителей. Редкие критики увидели в ней слащавость и приукрашивание российской действительности, но их там нет и в помине — лишь зачатки надежды, отсутствующие в «Нелюбви» Андрея Звягинцева (что не делает последнюю менее замечательной). Врач скорой помощи в провинциальном городе Олег (Александр Яценко) проходит одновременно и через кризис в браке, и через кризис на работе. Яценко и феноменальная Ирина Горбачева, сыгравшая жену Олега — врача приемного покоя Катю, — настолько вживаются в свои образы, что невозможно отделаться от ощущения, будто на экране твои реальные приятели. Иногда нелепые или даже жалкие, но неизменно обаятельные и по-настоящему хорошие люди. Правдоподобия и узнаваемости всех без исключения типажей Хлебников добивается, конечно, и за счет почти документальной стилистики. Не в последнюю очередь «Аритмия» — острое социально-политическое высказывание. У Олега просто не остается сил на выстраивание нормальных отношений с Катей: всю свою страсть, волю и талант он направляет на борьбу с проявлениями абсурда, мешающими ему полноценно выполнять свою работу.
|
«мама!»
Фильм, задолго до премьерного показа на Венецианском фестивале опутанный паутиной мифов. Одними критиками освистанный, а другими — вознесенный до небес. Именно такие картины с течением времени становятся культовыми. Даррен Аронофски с чувством снимает портрет своей новой музы Дженнифер Лоуренс и одновременно поет оду любой женщине, способной на любовь и самопожертвование. В то же время знатный мизантроп Аронофски ужасается патриархальному устройству мира, который, возможно, уже давно стоило раз и навсегда уничтожить. События интеллектуального арт-хоррора «мама!» (главные герои — гениальный поэт в кризисе и его жена, восстановившая с нуля сгоревший дом мужа) стремительно принимают все более абсурдный характер. Самая логичная трактовка заключается в том, что в картине изображены события Ветхого и Нового Завета с точки зрения Девы Марии. Можно интерпретировать «маму!» и как анализ взаимоотношений писателя, музы и толпы.
|
«Квадрат»
Эту работу шведа Рубена Эстлунда включили в основной конкурс Каннского фестиваля в последний момент, но это не помешало режиссеру заслуженно завоевать «Золотую пальмовую ветвь». Куратор музея современного искусства в Стокгольме Кристиан крайне воодушевлен идеей новой инсталляции под названием «Квадрат». Ее суть в том, что любой человек, который пересечет границу нарисованного квадрата, может просить проходящих мимо людей о необходимой ему помощи. Когда Кристиан окажется жертвой ограбления, станет понятно, что красивая концепция в реальной жизни не работает: всем вокруг на него наплевать. Дальше — больше. Эстлунд в своей едкой, остроумной и местами гомерически смешной трагикомедии рассуждает чуть ли не обо всех важных проблемах современного буржуазного общества. В фокусе его внимания перегибы политкорректности и неудачный секс, идиотские пиар-кампании и часто не обладающее ценностью современное искусство. Но самый важный мотив в фильме — тотальная разобщенность богатых и бедных даже в одной из самых благополучных стран Европы и страх первых перед последними.
|
«Дюнкерк»
Монументальная и в то же время интимная работа британца Кристофера Нолана о Дюнкеркской эвакуации 1940 года, когда более трехсот тысяч окруженных немцами военнослужащих были переправлены морем из Франции в Великобританию. Нолан выбирает из тысяч людей нескольких героев и заставляет зрителя почувствовать на своей шкуре, каково это — быть каждую секунду на волосок от гибели. Эффект присутствия, созданный визуальными и драматургическими средствами, поистине невероятный: сердце колотится, голова кружится. Осуждать кого-то из персонажей за слабость или трусость почти невозможно. Выжить — это уже подвиг. Показывая людей, пришедших на помощь на своих лодках, Нолан также воспевает истинный патриотизм и неравнодушие — готовность пожертвовать собой не ради абстрактной идеи родины, а ради людей, которых можно спасти.
|
«Зови меня своим именем»
«Зови меня своим именем» итальянского режиссера Луки Гуаданьино так и не вышел в широкий прокат в России, но был неоднократно показан в рамках фестивалей «Амфест» и Why Not Movie. Картина стала настоящим хитом киносмотров по всему миру, а сейчас является одной из главных участниц «оскаровской гонки». Повествование умещается в одно жаркое лето, проведенное в 1983 году итальянским подростком Элио (Тимоти Шаламе) на семейной загородной вилле в компании не только родственников-интеллектуалов, но и взрослого ассистента своего отца — американца Оливера (Арми Хаммер). Элио, еще не определившийся со своей сексуальностью, начинает испытывать к Оливеру интерес, и тот внезапно отвечает ему взаимностью. «Зови меня своим именем» наполнен бескрайней чувственностью и почти непристойным сладострастием. Фильм манит бесконечными возможностями юности, соблазняет красотой итальянских пейзажей и качает на волнах лирической музыки. Но вслед за исполнением желаний, удовольствием и истомой почти всегда следует разрушение иллюзий. «Зови меня своим именем» устами отца Элио (замечательный Майкл Сталбарг) призывает не отворачиваться от боли и разочарования первой любви — наоборот, максимально их прочувствовать.