Культура

Что это будет: Beat Film Festival в Москве

Уже скоро Москву ждет восьмой по счету фестиваль документального кино о музыке и новой культуре Beat Film Festival. Выбираем фильмы, на которые стоит пойти.

С 25 мая по 4 июня
нас ждут картины о Дэвиде Боуи, Леонарде Коэне, Игги Попе, Гертруде Белл, а также перевоплощения Кейт Бланшетт и безумные истории об авантюрах, ошибках и успехах.

Что такое Beat Film Festival

Появившись как фестиваль документального кино о музыке, за восемь лет Beat Film Festival прошел путь до фестиваля о новой культуре вообще. Музыка — по-прежнему одна из главных тем его программы, но уже не единственная. Теперь без историй о писателях, художниках и философах Beat Film Festival представить так же сложно, как и без историй о музыкантах с их воспоминаниями — иногда не менее философскими. Каждый год в Москву съезжаются режиссеры, с которыми зрители охотно обсуждают героев их фильмов. Кроме фестиваля в Москве, команда Beat Film Festival ежегодно устраивает его региональное продолжение под названием Beat Weekend. Масштабное мероприятие, проходящее одновременно в 16 городах, собирает лучшее из программы основного фестиваля и дает возможность увидеть те фильмы, которые до широкого проката не доберутся никогда.

Как ориентироваться в расписании и выбирать фильмы

35 полнометражных работ распределились в этом году по шести тематическим блокам. Программы, получившие название «Художник за кадром», «Ночные животные», «Поездки за город», «Последствия медиа», «Музыка» и «Дивный новый мир», включают фильмы о новой культуре в самых разных ее проявлениях: от сюжетов про рейв и воспоминаний об андеграундной сцене Сиэтла образца 1990-х до ироничной документации событий дней сегодняшних, среди которых оказался и выход Британии из Евросоюза. Порой метафоричные, названия программ при этом вполне содержательны. Заручившись поддержкой музея современного искусства «Гараж», фестиваль придумал тему «Художник за кадром», в рамках которой можно, например, услышать, как 13 персонажей — от телеведущей до бездомного — в исполнении Кейт Бланшетт проговаривают ключевые для XX века арт-манифесты, или узнать, как и чем живет золотая молодежь Катара.

В этом году программный директор Beat Film Festival Кирилл Сорокин выбирал фильмы не один, а в компании экспертов. Одним из них стал журналист Юрий Сапрыкин, курирующий программу «Поездки за город». В нее вошли истории про гастрольный тур Леонарда Коэна, невероятные приключения словенской группы Laibach, решившей отыграть концерт в Северной Корее, жизнеописание Гертруды Белл, не боявшейся Востока британки, и прогулка по графству Саффолк в компании режиссера Гранта Джи.

Где смотреть

Новый летний кинотеатр музея «Гараж», любимый интеллектуалами двор «Стрелки», залы «Мультимедиа Арт Музея» и Центра документального кино или просторы кинотеатра «Октябрь» — все пять площадок, выбранных для фестивальных показов, московскому зрителю хорошо знакомы. За продуманную логистику организаторов хочется поблагодарить отдельно: извечные столичные пробки не помешают запланировать на день сразу несколько кинопросмотров. Куда бы вы ни купили билет, все залы находятся в пределах короткой пешей прогулки друг от друга.

Что смотреть

Не ставя перед собой цели перечислить все фильмы из расписания фестиваля, рассказываем про некоторые из них с целью доказать: двух похожих работ в программе не найти.

«Оставаться живым. Руководство»

27 мая в 18:00 и 2 июня в 21:30 («Каро 11 Октябрь»)

«Оставаться живым. Руководство»
27 мая в 18:00 и 2 июня в 21:30 («Каро 11 Октябрь»)

Названный в честь эссе Мишеля Уэльбека, фильм голландского режиссера Эрика Лисхаута пропитан тем же странным сочетанием саркастичного юмора и повышенного уровня лиричности. Его героем становится Игги Поп — еще один возмутитель спокойствия новой культуры. В описаниях французского писателя он узнает не только себя, но и десятки других мятущихся, не всегда ценящих дар жизни, но вынужденных оставаться живыми, чтобы страдать и творить.

«Все эти бессонные ночи»

25 мая в 21:00 (институт «Стрелка»), 27 мая в 21:00 (Центр документального кино) и 4 июня в 18:00 («Каро 11 Октябрь»)

«Все эти бессонные ночи»
25 мая в 21:00 (институт «Стрелка»), 27 мая в 21:00 (Центр документального кино) и 4 июня в 18:00 («Каро 11 Октябрь»)

Покоривший фестиваль Sundance союз документального и игрового кино, затягивающий в мир Кшиштофа и Михала, двух друзей из Варшавы. Их жизнь похожа на цветной сон, в котором вечеринки сменяют друг друга, проблем не существует, как не существует и тормозов. Впрочем, как и любой сон, юность когда-то подходит к концу. Но два друга-соседа и до этого успеют понять, что у всего есть своя цена, а сновидения бывают не только цветными, но и черно-белыми. Наблюдение за поколением 20-летних удается режиссеру мастерски. И награда, увезенная Михалом Марчаком из фестивального Парк-Сити, штат Юта, служит лишним тому подтверждением.

«Леонард Коэн: Птичка на проводе»

26 и 31 мая в 20:00 («Каро 11 Октябрь»)

«Леонард Коэн: Птичка на проводе»
26 и 31 мая в 20:00 («Каро 11 Октябрь»)

Из 2017 года фильм Тони Палмера, который тот снимал во время европейских гастролей Коэна в 1972-м, выглядит документом ушедшей во всех смыслах эпохи. Тогда, четыре с лишним десятка лет назад, музыканту получившаяся история не понравилась, так что пленку спрятали подальше от глаз, а потом и вовсе потеряли. Обретенные вновь, фрагменты отснятых в том непростом туре разговоров, выступлений и даже скандалов сложились в фильм — свидетельство силы личности и таланта Леонарда Коэна.

«Манифесто»

26 и 29 мая в 21:00 (музей современного искусства «Гараж»)

«Манифесто»
26 и 29 мая в 21:00 (музей современного искусства «Гараж»)

Без манифестов XX век, прожитый в искусстве, представить себе сложно. Свои программные тексты писали литераторы, художники и режиссеры, излагая понимание мира и творчества, осмысляя и формулируя принципы работы. Художник Юлиан Розефельдт собирает их в похожую на коллаж череду эпизодов, где Кейт Бланшетт предстает в образах то рокерши, то бездомной, то школьной учительницы, устами которых говорят Андре Бретон, Джим Джармуш или Клас Олденбург.

«Челлендж»

1 июня в 20:00, 3 июня в 21:00 (музей современного искусства «Гараж»)

«Челлендж»
1 июня в 20:00, 3 июня в 21:00 (музей современного искусства «Гараж»)

За многие тысячи километров от нас, в Иране, джипы готовятся к гонкам по пустыне, взметая под своими колесами песок. В другой день шейхи будут ждать старта соколиного турнира, чтобы после рассесться по своим выпущенным в единственном экземпляре машинам или самолетам и придумать себе новые развлечения. Итальянский режиссер Юрий Анкарани снял историю о закрытом и недоступном для чужих глаз мире традиций и денег, выбрав для своего высказывания весьма необычную форму.

«Последние пять лет Дэвида Боуи»

3 июня в 19:00 («Каро 11 Октябрь»)

«Последние пять лет Дэвида Боуи»
3 июня в 19:00 («Каро 11 Октябрь»)

В смерть Дэвида Боуи до сих пор отказываются верить миллионы поклонников по всему миру. Тех самых, что собирались вместе на площадях и скверах, чтобы проводить майора Тома и Зигги Стардаста под любимые композиции. Но уходить без последних аккордов он не собирался и сам. «Последние пять лет Дэвида Боуи» — это хроника событий, включающая в себя запись альбомов «The Next Day» и «Blackstar», съемки видео, подготовку бродвейского мюзикла. После смерти музыканта выяснилось, что все новости о проектах, которым так радовались фанаты, были частью его продуманного плана, ставшего доказательством того, что идти на поводу у диагноза и болезни Изможденный Белый Герцог не хотел.

 

 

 

03 мая 2017
Анастасия Каменская для раздела Культура