Авто

Авто с Яном Коомансом. Audi Quattro Winter Experience: A7 и Q8 на льду

русская версия | english version

Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.

Вот уже третий год подряд, что, по моим расчетам, уже можно считать наполовину традицией, я отправился в Карелию поучаствовать в заездах Audi Quattro Winter Experience. Прошлые два раза меня так впечатлили, что пренебречь новой возможностью я просто не мог.

Наверняка не я один предпочитаю теплый климат холодному, но жизнь в местах с жутко морозной зимой однозначно имеет по меньшей мере парочку плюсов, в том числе возможность водить автомобили на замерзших озерах. Лучшего места для усовершенствования водительских навыков просто не найти — благодаря сочетанию скользкого по своей природе льда и практически неограниченного пространства на озере, где абсолютно не во что врезаться. На таком ледяном треке можно свободно рвануть в поворот на чрезвычайно оптимистической скорости, а уже потом искать способ удержаться на трассе и не застрять в снегу. Если вам не хватит таланта, что ж, самое худшее, что может с вами случиться — придется несколько минут подождать прибытия тягача. Ну и набраться смелости, чтобы смотреть в лицо другим водителям, которые могли бы с большей пользой провести это время, а не ждать спасения вашего автомобиля.

Авто с Яном Коомансом. Audi Quattro Winter Experience: A7 и Q8 на льду

В итоге развлечься можно на славу, хотя не стоит думать, что это одни лишь игры да веселье. Организатором выступает школа водительского мастерства Vasin Driving School, которую основал Евгений Васин, легенда ралли. И к обучению здесь относятся со всей серьезностью, так что просветительская часть мероприятия — на изумительном уровне. Плюс особая ценность для автомобильного журналиста: нам предоставили автомобили Audi A7 и Q8, оба с двигателями 55 TFSI, оба на знаменитом полном приводе Audi Quattro, но с двумя очень разными его версиями. Как вы наверняка знаете, Audi практически в одиночку изобрели всю эту историю с выводом мощности на все колеса для дорожных автомобилей. Так что уж кто-кто, а они в этом смыслят. Q8, на котором я не так давно ездил по куда менее промерзшей Португалии, использует конфигурацию, которую можно назвать классическим Quattro — мощность с продольно установленного двигателя распределяют на все колеса дифференциалы, чувствительные к крутящему моменту. Это традиционный стиль постоянного полного привода.

Авто с Яном Коомансом. Audi Quattro Winter Experience: A7 и Q8 на льду

С другой стороны, в A7 установлен привод Quattro с технологией ultra. Звучит довольно расплывчато, стоит признать, но по существу большое отличие от стандартного Quattro заключается в том, что это уже не постоянный полный привод. Он имеет муфты, которые отключают привод задних колес, когда проблем с тягой нет. Полноприводная система вам ни к чему во время движения по прямой дороге на постоянной скорости, например, по автомагистрали. В такие моменты A7 становится целиком переднеприводным. При этом, что немаловажно, время реакции системы для обратного включения задней части трансмиссии очень и очень короткое. Настолько, что вы его, пожалуй, и не заметите. Как и следовало ожидать, такое нововведение вызвало некоторое брюзжание от пуристов Quattro, так что возможность испытать новую систему в более чем требовательных условиях была очень кстати.

Авто с Яном Коомансом. Audi Quattro Winter Experience: A7 и Q8 на льду

Хотя сравнивать их напрямую нелегко, поскольку Q8 — это весьма крупный SUV на стандартном автомате, а A7 — что-то среднее между седаном и купе на S-tronic с двойным сцеплением, я точно не заметил особой разницы, не считая того, что A7 чуть быстрее реагировал на педаль газа благодаря своей коробке передач. Само собой, машины все время управлялись в «динамическом режиме», то есть, система Quattro Ultra ни разу не отключала привод на задние колеса, но этого хватило, чтобы убедить меня, что жаловаться абсолютно не на что. Это, конечно, не означает, что A7 и Q8 управляются одинаково.

Когда садишься в более крупный и тяжелый SUV, однозначно следует сбавить агрессию и проявить уважение к его размерам. По ощущениям Q8 лучше реагировал на легкие нажатия педали, надо только удерживать небольшой угол поворота колес и проявить некоторое терпение, прежде чем задняя часть автомобиля начнет выдвигаться и поможет направить перед машины в апекс предстоящего поворота. Если вы слегка перестарались или с запозданием применили контрруление, он очень быстро развернется боком. Ехал он тоже быстро, хотя чисто в плане скорости A7, более компактный и шустрый, обойти нереально. Тем не менее, на снежно-ледяном покрытии этот новый Q8 казался намного оживленнее, чем Q7 TDI, который мы использовали в прошлые разы. В этом отношении динамика Q8 действительно соответствует его внешности.

Авто с Яном Коомансом. Audi Quattro Winter Experience: A7 и Q8 на льду

A7 со своей стороны ничуть не возражал против сильной подачи газа, в отличие от кроссоверов, и на самом деле ехал по ощущениям намного ближе к тем A5, которые мы попробовали в прошлом году. Единственное, что его несколько сдерживало, так это дорожные шины Pirelli Ice Zero, установленные на все автомобили. Как по мне, они давали очень впечатляющее сцепление при разгоне и торможении, но поскольку они официально допущены к использованию на дорогах общего пользования, то шипы в них довольно маленькие. На замерзшем озере, чтобы получить реально внушительное сцепление, всегда приходится ставить шины с более агрессивными шипами, а в этом году таковых не было. Вследствие чего машинами было сложнее управлять, хотя это, пожалуй, как раз и не так плохо, если суть мероприятия в обучении и улучшении навыков вождения. Тем не менее, даже с тем относительно низким сцеплением, которого можно добиться от ледяного покрытия, на A7 можно вполне прилично разогнаться, если только на пути нет слишком резких поворотов. На более быстрых участках можно танцевать вместе с машиной из поворота в поворот, по крайней мере, пока на очередном повороте не случится неизбежное — слишком быстрый вход, широкая траектория и потеря ритма. Мне никогда не стать гонщиком ралли, но из всех видов автоспорта этот представляется мне самым амбициозным. Похоже, что способа научиться водить как раллийный гонщик просто не существует, если ты им не родился.

Авто с Яном Коомансом. Audi Quattro Winter Experience: A7 и Q8 на льду

Но это не мешает инструкторам Васина по меньшей мере попытаться обучить вас хотя бы азам. Их упорство на самом деле вызывает восхищение, хотя при этом они и не слишком терпимы к глупости. Если ты раз за разом лажаешь, они непременно без обиняков сообщат тебе по рации все, что о тебе думают. И в первую очередь сам главный босс Евгений Васин, прелюбезный человек, но в то же время лидер хит-парада по силе высказываний и уровню в децибелах, если говорить о его консультациях по радиосвязи. Ровно то, что нужно, если, конечно, и правда желаешь стать лучше в этом нелегком деле. Какой смысл в хвалебных дифирамбах, когда на самом деле ты только что у него на глазах напрочь запорол поворот. Под конец дня он прокатит тебя один круг пассажиром в Audi RS5 с более серьезными шипами на шинах и покажет, как надо. При этом мистер Васин создает впечатление, будто это все настолько легко и просто, что поневоле начинаешь задумываться, вот если бы только мне дали эту тачку, да на таких шипах, я бы небось так же смог бы. Хотя это, пожалуй, плохая идея, если ее реализовать на практике.

Авто с Яном Коомансом. Audi Quattro Winter Experience: A7 и Q8 на льду

На мой взгляд, неслучайно именно Audi (компания, написавшая учебное пособие по созданию дорожных luxury-автомобилей, которые заодно могут заехать вверх по горнолыжному склону) придумала, вне всяких сомнений, лучшую в России программу зимнего вождения. Мало того, что их автомобили чрезвычайно подходят для неутомимых метаний по замерзшему озеру с кучкой полнейших профанов за рулем, воображающих себя гонщиками. Объединившись с командой Vasin Driving School, они еще и заполучили самых лучших людей для этой задачи. Если вы любите автомобили и вождение и готовы выделить пару дней, чтобы прожить это грандиозное, пусть и холодное, приключение… Даже не знаю, что еще может быть круче. Я бы, пожалуй, даже не стал слишком сильно возражать, если бы мы побыстрее промотали весну, лето и осень, чтобы можно было снова повторить все это следующей зимой. Ладно, это все-таки некоторое преувеличение, так уж и быть. Но не очень большое.

03 апреля 2019
Ян Кооманс для раздела Авто