Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Человеку, выросшему в умеренном морском климате, суровые русские зимы кажутся воистину бесконечными. Хорошо хотя бы, что самое холодное время года дарит ряд уникальных возможностей, среди которых — Audi Winter Experience: езда по поверхности Ладожского озера под инструктажем русского ралли-гонщика Евгения Васина и специалистов его школы вождения.
В наши дни почти любой уважающий себя автомобильный бренд имеет собственную программу зимнего вождения в той или иной форме. Однако для большинства из них, похоже, это остается скорее маркетинговым ходом: участники получают теоретический экспресс-курс, основанный на самых базовых приемах, а потом — небольшую порцию вождения в условиях жесткого контроля. Audi же, будучи практически единоличным родоначальником полноприводной революции в лице системы quattro во времена раллийных гонок группы B, подходит к делу несколько иначе. Их сотрудничество со школой Васина вылилось в то, что вам предоставляют реальный курс вождения — включая неповторимое ощущение, когда сам Васин кричит на тебя по рации после запоротого поворота. Справедливости ради: он не менее щедр и на комплименты в случаях, когда у тебя получается успешно применить усвоенные на уроках знания на практике. Учитывая склонность учеников повторять одни и те же ошибки снова и снова, я бы сказал, что на самом деле у Евгения просто ангельское терпение: он ни разу не швырнул свою рацию никому из нас в голову.
В этом году школа Васина учит ездить на автомобилях Audi Q7 3.0 TDI и A5 Sportback 2.0 TFSI. Обе модели, конечно же, на полном приводе quattro. Выбор крупного SUV-джипа для курсов вождения «на пределе» хоть, на первый взгляд, и странноват, но в действительности не лишен логики. Скажем, вылет с трассы в сугроб — нередкое явление. Дорожный просвет Q7 позволяет просто выехать обратно самостоятельно, а не застрять в ожидании тягача, что привело бы к постоянным проволочкам. Кроме того, это более чем подходящий тренировочный аппарат, ведь с ним жизнь медом не покажется. Учитывая размеры и вес Q7, а также упор на безопасную езду вместо зимних акробатических трюков, только безошибочная техника вождения позволит вам надеяться на быстрое и изящное прохождение поворота. Если вы справитесь с такой задачей на Q7, то после этого практически на любой другой машине быстрая езда по льду не вызовет сложностей. Попытки аккуратно скользить на крупном SUV очень похожи на фигурное катание в паре со слоном: весьма мудреная задача, а сам процесс смотрится довольно причудливо.
Когда солидная масса Q7 движется в заданном направлении, его уже не так-то просто изменить — особенно на стандартных дорожных шинах с крошечными металлическими шипами. Если не выдержать четко идеальный баланс усилий, приложенных к акселератору, тормозу и рулю перед входом в поворот, велики шансы пополнить запас пластиковых конусов под машиной. Главная сложность (неважно, едете ли вы быстро или медленно) заключается в том, чтобы преодолеть снос передней оси, когда передок стремится увеличить размах. Сами по себе передние шины дают лишь ограниченное сцепление с дорогой для изменения скорости и направления движения. Если заставить все четыре колеса работать в нужном направлении за счет контролируемого скольжения, скорость прохождения поворота можно значительно повысить. Один из необходимых для этого базовых навыков — перенос веса автомобиля на шины, от которых вам требуется максимальное сцепление (передние), и снятие веса с тех колес, которые вы хотите от дороги отлепить (задние). По моему опыту, практика требуется немалая, и хорошо, что на курсах Audi Winter вождению на льду отведены два полных дня.
Большинство из нас, конечно же, с нетерпением ожидали, когда нам доверят порулить куда более спортивными моделями Audi A5 Sportback, с шинами на по-настоящему крупных шипах. На замерзшем озере размер шипов имеет значение: чем они больше, тем больше в конечном счете и сцепления. А значит, больше скорости, больше радости, больше веселья. После целого дня упражнений на Q7 ощущения от A5 Sportback были как от раллийного автомобиля: он намного легче и быстрее, и его проще направить в желаемом направлении. Передняя часть машины наделена абсолютной властью и позволяет с легкостью выбирать нужный угол вхождения боком в повороты. Само собой, более качественные шины тоже сыграли немалую роль, но в любом случае уровень удовольствия подскочил как минимум раз в пятьдесят, когда мы пересели на A5.
Уроки, усвоенные за рулем Q7, элементарно удалось перенести на управление новой машиной, пусть она и значительно отличалась от первой. Трансмиссия quattro в A5 намного больше предрасположена к спортивной езде, но она все равно позволяла ехать очень-очень сильно боком, а щедрая доза газа выводила автомобиль обратно на прямую линию из, казалось бы, невозможных углов. При этом так же легко можно было выбрать чистую скорость и эффективно ехать с меньшим углом увода колес. Если траектория машины после входа в поворот вас не совсем устраивает, на A5 все равно остается приличный шанс скорректировать ее и посреди дрифта, что серьезно облегчает жизнь. Эта машина способна польстить непрофессиональным водителям вплоть до того, что ты начинаешь чувствовать себя почти супергероем в том, что касается езды по льду.
Да, показатель «100 километров в час» звучит не особенно впечатляюще, но на льду такая скорость ощущается как минимум в два раза более высокой, чем на стандартном сухом гоночном треке. Под конец второго дня мы переместились на самую длинную ледяную трассу с несколькими скоростными участками и поворотами, и именно здесь для меня все словно встало на свои места. Хотя очень медленные повороты мне по-прежнему давались с трудом, на более значительных скоростях танцы из угла в угол стали получаться уже на интуитивном уровне, а A5 проявила себя как очень податливый партнер на каждом этапе пути. Даже когда мне казалось, что я выжал в повороте максимально возможную скорость, автомобиль придавал мне достаточно уверенности, чтобы в следующий раз прибавить еще чуть-чуть. Только когда инструкторы при моем приближении стали отступать на два шага от ледяного трека, я решил, что еду достаточно быстро.
Если что-то слегка и мешало, так это система pre sense — «опережающая безопасность» — от Audi. Она очень полезна на обычной дороге, поскольку способна определить момент, когда вы теряете управление автомобилем и рискуете попасть в серьезную аварию. Система «готовится» к возможному столкновению: резко натягивает ремни безопасности, включает аварийную световую сигнализацию и выводит предупреждение на приборную панель. В моем случае большую часть времени pre sense в дело не вмешивалась, но при первых признаках легкого хулиганства, когда я швырял машину вбок очень сильно и очень быстро, система явно не страдала от переизбытка веры в мою способность самостоятельно все разрулить и впадала в панику. Но, по крайней мере, она не вставляла палки в колеса управлению автомобилем, так что ее можно было просто игнорировать и дрифтовать дальше, пока тугие ремни пытались выжать весь воздух из моих легких. Через 30 секунд система ослабляла хватку — видимо, набравшись смелости снова открыть глаза и заметить, что мы еще живы. Это одна из тех мелочей, которые улучшают обычные дорожные автомобили, но приводят к непреднамеренным последствиям, когда пытаешься отчебучить какую-нибудь глупость. Например, закосить под Колина Макрея.
Нам также повезло получить небольшой мастер-класс от самого Евгения Васина в Audi S5, обутой, по всей видимости, в настоящие раллийные шины с шипами правильного размера. Если выпустить профессионального раллийного гонщика, пусть даже уже в почтенном возрасте, на ледяную трассу за рулем 350-сильного полноприводного автомобиля, то результат может быть только один, и это было потрясающе. Сцепление с дорогой и скорость просто в голове не укладывались, даже на абсолютно стандартной Audi S5. Те, кто читал мою статью о ней, знают, что она показалась мне очень удобной машиной для ежедневных поездок по Москве, причем скорее предназначенной для комфортных скоростей, нежели жесткой и спортивной. Оказывается, рецепт превращения ее в абсолютного монстра очень прост: ледяной простор, комплект раллийных шин и очень-очень быстрый дедушка.
Под занавес мероприятия, разумеется, было предусмотрено небольшое дружественное соревнование. Правда, с точным замером времени. Нам представили крутую и техничную трассу, по которой нужно было провести A5 Sportback как можно быстрее. За касание каждого из многочисленных пластиковых конусов вдоль трека к твоему результату прибавлялось по две штрафных секунды. Всем участникам давали только одну попытку пройти круг на время, так что это был заезд без права на ошибку. Я постарался заранее выдвинуть свои отмазки автогонщика, отметив, что еду последним и что трасса будет для меня более скользкой, ведь после каждого заезда на поверхности остается чуть меньше цепкого снега и больше обнаженного ладожского льда. Моя теория, похоже, никого не впечатлила. В свой заезд я, возможно, недостаточно серьезно отнесся к двум самым крутым и медленным поворотам на маршруте, после чего, как и следовало ожидать, оставил слишком мало места между передним бампером скользящей машины и крайней точкой более резкого поворота. Для стоящего там конуса рабочий день выдался неудачный. Для меня же это означало плюс две секунды к неплохому в остальном времени прохождения круга. Конечно, можно было бы отпустить пару крепких выражений, но оказалось, что моя ошибка не сильно повлияла на итоги гонки. С лишними двумя секундами я таки оказался на втором месте, но даже без них мне бы все равно чуть-чуть не хватило до первого. Серебро можно считать скудным искуплением прошлого участия в гонке на время (в тот раз я забыл переключить рычаг коробки передач в режим Drive, прежде чем загорелся зеленый свет), и я постарался утешить себя тем, что лед все-таки в любом случае не настолько естественная для меня поверхность, как асфальт. Что еще тут поделаешь.
Будучи автомобильным энтузиастом, нелегко передать словами, сколько кайфа принес мне этот курс зимнего вождения. Само собой, необходимость в крепко замерзшем озере подразумевала, что придется уехать далеко на север — в данном случае в Карелию неподалеку от финской границы. Нашей группе повезло попасть на заморозки, и, когда мы выдвигались в путь поутру, на приборной панели я видел цифру минус 25 градусов. Так что без теплой одежды было не обойтись. Размещение на прекрасной «Даче Винтера» тоже оказалось на высшем уровне — как и еда, которую нам подавали трижды в день, когда организм нуждался в дозаправке.
Автомобили Audi, в свою очередь, проявили себя крепкими как скала. Да, сегодня можно приобрести практически любую машину премиального сегмента с полным приводом. Но опыт по-прежнему имеет немаловажное значение, и Audi первыми задали эту традицию. С каждым поколением quattro демонстрирует нешуточный прогресс, оставаясь при этом надежной системой, которая работает чрезвычайно хорошо в любой ситуации. День за днем эти машины едут боком, колеса крутятся в два раза быстрее, чем движется автомобиль, — и никаких сигналов ошибки, никакого перегрева, а полный привод не отключается, сохраняя безмятежное спокойствие. Как верная собака хаски, A5 Sportback явно чувствовала себя абсолютно в своей тарелке на холодном скользком льду, в снегах. Сидя за рулем, я чувствовал, что ни на что не променял бы этот момент — и автомобиль, похоже, тоже едва ли предпочел бы заняться чем-то другим. При этом машина и выглядела просто прекрасно. Что касается процесса обучения, то Евгений Васин и его команда — истинные эксперты и отменные учителя. Если вы хотите повысить свой уровень контроля над автомобилем ради достижения безопасности вождения или освоения больших скоростей, курс Audi Winter останется с вами навсегда и к тому же подарит великолепные воспоминания. Рискуя показаться мазохистом, должен признаться, что жду не дождусь следующей зимы.