Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Когда любой автомобильный бренд запускает новую флагманскую модель, профильная пресса, как правило, обращает на это внимание. Когда Audi, со своим маркетинговым слоганом «К лидерству через технологии», запускает новую A8 — это достаточно серьезный повод полететь в солнечную Италию и испытать модель в деле. Дважды повторять свое приглашение им не пришлось.
Начнем с очевидного: A8 — это большая машина. Очень большая, если быть до конца честным. А та A8L, которая досталась мне, еще больше: ее длина составляет 5302 миллиметра. Очень много миллиметров. Колесная база (и, как следствие, пространство для ног на заднем сиденье) на 130 миллиметров больше, чем в обычной A8. Есть все-таки какое-то особое удовольствие в пересчете таких расстояний на миллиметры, не правда ли? Сразу звучит намного точнее, по-инженерному. В любом случае, если вам случилось оказаться в стане очень высоких, что само по себе беда под видом блага, то эта лишняя восьмая часть метра окажется как нельзя кстати.
Стоит признать, что автомобили вроде A8 обычно приобретают в первую очередь для того, чтобы сидеть сзади. От этого и будем плясать. Если переднее пассажирское сиденье сдвинуть максимально вперед и сложить, то даже настоящие гиганты с легкостью смогут вытянуть ноги. Компания Audi всегда была впереди планеты всей в том, что касается качества интерьера, поэтому изысканностью салона их новейшего флагманского автомобиля класса люкс никого не удивишь. Можно долго спорить о стиле и личных предпочтениях, но, по-моему, новая A8 по части интерьера заметно обходит своих немецких соперников. Правда, есть одно но, размер которого целиком зависит от того, насколько хорошо вы ладите с электронными приборами на базе сенсорных экранов: к новым элементам управления привыкаешь не сразу. Насколько я понял, в задней части салона аналоговой осталась только регулировка положения и угла наклона сиденья. Ну и еще дверная ручка, которая почему-то в первые несколько раз кажется как будто перевернутой вверх тормашками. Хотя вряд ли стоит ожидать, что пассажиры сзади будут слишком уж часто сами открывать себе дверь, так что они, вероятно, и не заметят.
А вот сенсорные экраны в новой A8 и правда буквально повсюду. Что бы вы ни захотели включить, выключить или отрегулировать — скорее всего, вам придется использовать тачскрин. Выглядят все дисплеи абсолютно шикарно и придают автомобилю поистине футуристичный вид. На задних сиденьях сенсорный пульт управления на первый взгляд как будто бы встроен в центральный подлокотник,
но при ближайшем рассмотрении замечаешь, что экран отсоединяется и становится больше похож на смартфон. Он регулирует температуру, зону действия массажного кресла и многое, многое другое. Обычное мультисенсорное управление дает доступ к бесконечному набору функций: новая A8 наверняка станет первым кандидатом на звание автомобиля с самой длинной в мире инструкцией по эксплуатации. Подозреваю, что некоторые из реально существующих космических аппаратов — куда менее навороченные.
Опционально новую A8 также можно заказать с двумя сенсорными экранами для пассажиров на заднем сиденье: они устанавливаются на подголовники передних сидений, примерно как телеэкраны, которые чаще всего используются, чтобы дети не шумели в дальних поездках. Разница заключается в том, что эти девайсы тоже отстегиваются и превращаются в полностью автономные планшеты, на которых можно делать практически все, что в голову взбредет. Кое-что, вероятно, покажется вам совсем уж невообразимым. Допустим, у вас есть возможность проверить уровень масла в двигателе и тому подобные важные вещи. Если вы один из тех надоедливых непрошеных штурманов, то вам повезло: планшет имеет полное подключение к системе навигации автомобиля, то есть дает вам множество инструментов, чтобы еще сильнее раздражать водителя. Однако пользоваться этой системой — сплошное удовольствие, особенно когда на задних креслах сидят два скучающих журналиста. Полчаса пролетают незаметно за виртуальными перемещениями по планете Земля в поисках знаменитых гоночных трасс. Еще один достойный вариант времяпрепровождения — борьба с конкурентами на переднем ряду за управление радиоканалами. Тут тоже можно сделать много новых и интересных открытий — например, итальянский радиоканал «Ватикан» звучит совсем не так, как ожидаешь. Я дам вам всего один намек: «мамбо».
Уровень комфорта при поездке на A8, само собой, образцово-показательный.
При этом никакой излишней мягкости и зыбкости: на самом деле у этого авто солидная амортизация. Адаптивная подвеска Audi с функцией прогноза постоянно подстраивает и регулирует жесткость отдельных амортизаторов в зависимости от выбранного вами режима вождения и от оценки сканируемой дорожной поверхности. Режимы вождения дают выбор от «эко» до «комфорта» и «динамики». А еще можно просто включить автоматическое управление — и пусть все решает компьютер. Что касается колес, то, если вы живете в городе с не самыми идеальными дорогами, возможно, лучше воздержаться от приобретения наиболее крупного из доступных вариантов для вашей A8. Диаметр 18 или 19 дюймов намного лучше подойдет для плохого покрытия, чем 20 дюймов или больше, поскольку покрышки на самых крупных колесах отличаются довольно низкими боковинами. Выглядят они, конечно, роскошно, но, покупая такой автомобиль, вряд ли стоит ради внешнего вида жертвовать хотя бы толикой комфорта.
Если говорить об ощущениях от вождения, то на ум первым делом приходит слово «гладко». На нашей машине стоял 340-сильный трехлитровый турбодвигатель V6, который шепчет в пробках и в движении с равномерной скоростью, но в то же время шесть цилиндров выдают приятно приглушенный мягкий звук, когда просишь ощутимого ускорения. В соответствии с новой номенклатурой Audi, где каждому уровню мощности присваивается свой номер, этот двигатель получает пометку «55». В такой машине другой мотор вам и не нужен. Я не меньше других люблю мощность, но здесь у меня ни разу не возникло ощущения, что ее стоило бы добавить. Показатель в 5,7 секунды на разгон до 100 км/ч из неподвижного состояния в любом случае достоин уважения. Новый двигатель-генератор стал компромиссным гибридным решением: он одновременно служит стартером, повышая эффективность. Вскоре ожидается выход более крупных и еще более мощных моделей с турбодвигателем V8 на 4,0 л, с которым мы уже хорошо знакомы, а также, еще чуть позже, не исключено появление подключаемой гибридной модели.
Автономное вождение — еще одна область, где A8 поднимает планку и задает новые правила игры. Машина с радостью будет самостоятельно управляться в пробках или на скоростях до 55 километров в час и использовать множество различных методов получения информации, чтобы понять, куда она направляется. У меня не было возможности протестировать эту функцию в реальной жизни, но адаптивный круиз-контроль и система контроля движения по полосе на этом автомобиле, пожалуй, лучше, чем на любом другом, который мне когда-либо встречался. Впрочем, стоит уточнить, что мне вообще пока так и не попалось ни одной системы, которая бы мне реально понравилась: в автомобилях серийного производства меня раздражает даже самая продвинутая. С одной стороны, эти системы отлично работают при слабом движении или на пустых дорогах, а также если ты бесконечно едешь следом за другой машиной, без необходимости перестраиваться. В таких ситуациях приятно знать, что автомобиль сам сбросит скорость или даже применит аварийное торможение перед препятствием: приходится тратить намного меньше умственных сил, и это прекрасно.
Однако на более загруженной автомагистрали сразу становится очевидным тот факт,
что компьютеры до сих пор довольно глупы. Человек за рулем способен предвидеть определенные события или перемещения других машин, а компьютер не реагирует до тех пор, пока не будут выполнены запрограммированные в нем параметры реакции. Например, когда на трассе впереди по ходу движения появляется грузовик, едущий с явно более низкой скоростью. Обычно при виде грузовика ты смотришь в зеркала и, даже не меняя скорости, находишь в потоке свободное место, чтобы плавно и ровно опередить его по левому ряду. Компьютер этого не умеет. Он начинает замедляться перед грузовиком сильно заранее, когда тот еще далеко впереди, если только ты не уйдешь в левый ряд очень рано. Если на соседней полосе при этом поток движется быстрее, ты будешь сильно мешать другим водителям. Особенно из-за того, что после снижения скорости перед идущим вдалеке грузовиком автомобиль не начнет разгоняться до тех пор, пока ты не переместишься в левый ряд окончательно и система не увидит, что дорога впереди свободна. Единственно верное решение — взять управление на себя, ускориться по мере необходимости, а дальше пусть круиз-контроль возвращается в заданный темп после опережения движущегося препятствия. Суть проблемы, видимо, состоит в том, чтобы научить расчетливый компьютер вести машину с учетом действий иррациональных и непредсказуемых людей. Если бы всеми автомобилями управляли только компьютеры и могли бы при этом держать связь друг с другом, вот тогда была бы красота. На данный момент компьютер уже очень хорошо справляется с задачей ни во что не врезаться — намного лучше ряда моих знакомых, но по части ровного вождения ему еще есть куда стремиться.
По правде говоря, я мог бы еще долго распространяться о каждой отдельно взятой системе и тех или иных впечатляющих качествах новой A8 — и утомить вас до смерти. Так что единственной возможной альтернативой станет, боюсь, довольно предсказуемое заключение: это просто великолепная машина для поездок на дальние расстояния с высочайшим комфортом и максимальным количеством игрушек, которые займут вас в дороге. Наиболее очевидные конкуренты модели — Mercedes S-класса и BMW седьмой серии. Иными словами, выбор покупателя, вероятно, будет скорее обусловлен предпочтениями или лояльностью к тому или иному бренду, нежели вопросами технического превосходства. Однако, если для вас технические детали имеют значение, то новейшая Audi A8, на мой взгляд, вам отлично подойдет.