Технологии будущего и умение с ними обращаться, популяризация науки, фильтрация информации и умение ориентироваться в бесконечном инфопотоке — важные темы для современной молодежи. Как человеку знаний бороться с мракобесием в интернете? Постоянно учиться — и помнить о том, что знания — это не скучно и не страшно, знания — это хайп, движение, любовь. Об этом — новый просветительский онлайн-проект «Росатома» Homo Science (homo-science.ru), созданный, чтобы донести академические знания до молодой аудитории. А чтобы слова «академические знания» не казались такими серьезными, Posta-Magazine совместно с госкорпорацией «Росатом» открывает серию материалов о том, как атомная энергетика меняет нашу будничную жизнь к лучшему — и почему знать о ней нужно и интересно и художникам, и работникам музеев, и даже fashion-дизайнерам. Впрочем, сначала как следует отдохнем. Сегодня поговорим о том, что такое «ядерное искусство» — посмотрим кино, почитаем книги и окунемся в мир живописи.
Для настроения советуем составить правильную музыку: например, ироничную и нарочито веселую песню We Will All Go Together When We Go американского композитора, сатирика (и математика!) Тома Лерера…
Что такое «ядерное искусство»?
Феномен «Ядерное искусство» (или atomic culture) — направление искусства, сформировавшееся в 1950-х годах прошлого века как реакция креативного класса на использование ядерного оружия и атомной энергии. Одни впадали в пугающую эйфорию от открывшихся перед человечеством возможностей, другие воспевали мирный атом, но большинство предостерегало и напоминало о хрупкости нашего мира. В год 75-летия атомной промышленности в России вспоминаем самые яркие арт-высказывания на тему — в том числе и в исполнении наших современников.
Кино
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», режиссер Стэнли Кубрик, 1964 год
Картина Кубрика, снятая по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога» и вышедшая в разгар Холодной войны, — гениальная антимилитаристская сатира на гонку вооружений. Кубрик предпочел не бояться апокалипсиса, а снять черную комедию на нервную тему — и этот фильм, занимающий 39 место в списке лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства, сегодня многие считают вершиной творчества режиссера. По сюжету американский генерал, впавший в антикоммунистическую паранойю, начинает ядерную атаку на СССР. Интересно, что актер Питер Селлерс сыграл в фильме сразу три главные роли: эксцентричного ученого Доктора Стрейнджлава (образ которого перекликается с героем фильма Фрица Ланга «Метрополис» Ротвангом), полковника Лайонела Мандрейка и президента Меркина Маффли. В финале — на фоне взрывов — звучит оптимистичная песня We’ll Meet Again («Мы встретимся снова»), которая была включена в список композиций, которые планировалось ставить в бомбоубежищах в случае ядерной атаки.