Культура

Что посмотреть в выходные: «Взрывная блондинка»

В прокат вышла «Взрывная блондинка» — шпионский триллер, в котором Шарлиз Терон носит туфли на высоких каблуках, дерется как в последний раз, курит и пьет много водки.

Что посмотреть в выходные: «Взрывная блондинка»

Берлинская стена почти рухнула, мир готов измениться, но на одну шпионскую историю время еще осталось.

Что посмотреть в выходные: «Взрывная блондинка»

Агент британской разведки Лоррейн Бротон принимает ванну со льдом в номере с видом на Лондон, выпивает стакан «Столичной» — тоже со льдом — и отправляется в штаб-квартиру секретной разведывательной службы Великобритании. Следующие несколько часов она будет отчитываться перед боссами за то, что произошло в Берлине. Эта сюжетная линия обрамляет основное, поданное в форме флэшбэка, повествование. На дворе ноябрь 1989-го, стена вот-вот рухнет, но, пока этого не произошло, шпионка должна успеть добыть список, из-за которого уже убили одного из ее соратников по МИ-6. По словам глав разведки, если фамилии из этого списка станут известны, проблем (а с ними и новой войны) не избежать. «Не доверяй никому» — наставляют напоследок агента Бротон. Нарушать завет она не собирается и держит на расстоянии даже берлинского резидента родной службы Дэвида Персиваля (Джеймс МакЭвой), который, правда, больше похож на запившего головореза, чем на разведчика. По его хвастливому признанию, он знаком со всеми по обе стороны стены, да и вообще не очень понимает, чем Лоррейн может ему помочь.

«Взрывная блондинка» — экранизация графического романа Энтони Джонстона «Самый холодный город» и полноценный режиссерский дебют Дэвида Литча, хорошо известного в Голливуде каскадера. Вместе с Чадом Стахелски, который также занимался постановкой трюков, он уже снял «Джона Уика» с Киану Ривзом, но «Блондинка» — первый фильм, где Литч оказался единственным главным на площадке. Для Шарлиз Терон проект стал способом воплотить таланты не только актерские, но и продюсерские. Для того же, чтобы в кадре схватки агента Бротон с многочисленными неприятелями смотрелись органично, актрисе приходилось тренироваться днями напролет: известная перфекционистка, в боевых сценах она хотела участвовать сама.

Героиню Терон наверняка еще не раз назовут Джеймсом Бондом в юбке: она ловка, харизматична, умна и не всегда готова действовать по правилам. Однако вернее будет сказать, что Бротон — Джеймс Бонд на очень высоких каблуках. Кто-то на таких даже ходить не может, а агент секретной службы ее Величества с легкостью в них дерется, еще и используя порой в качестве оружия: бывают ведь ситуации, когда другого под рукой просто не оказывается. Впрочем, с тем же успехом в дело могут пойти штопор, ключи или электроплита.

Что посмотреть в выходные: «Взрывная блондинка»

Жанр шпионского триллера, который мировому кинематографу хорошо знаком, создатели «Взрывной блондинки» переизобрести не пытались, но вот свою нишу явно отыскали. Сколько бы ни говорили сегодня о переосмыслении классических ролей и превращении супергероев в супергероинь, метко стреляющей блондинки, оказавшейся не девушкой Бонда, а самим Бондом с идеально уложенными волосами, в Голливуде еще не было. Вместе с тем создатели фильма готовы показать нам, что во время рукопашного боя или перестрелки невозможно сохранить прическу аккуратной, а синяки и гематомы с лица и тела на следующий день сами собой не исчезают.

Относясь к тому типу фильмов, где драки для сюжета значат не меньше, чем диалоги, «Блондинка» демонстрирует, что своего агент Бротон привыкла добиваться как умом и хитростью, так и кулаками. Боевые сцены Литч ставит исключительно реалистично, наполняет особой поэтикой, превращая их чуть ли не в танец. И отточенные движения этого танца приносят немало боли: каждое новое падение дается агенту Бротон сложнее предыдущего. Вполне может случиться так, что два измочаливших друг друга соперника будут стоять рядом, пытаясь не рухнуть на пол заброшенной квартиры в восточном Берлине, пока один не воткнет в горло другому штопор.

Впрочем, извечное противостояние Востока и Запада, ГДР и ФРГ, КГБ и МИ-6 (где МИ-6 легко заменяется на ЦРУ) во «Взрывной блондинке» русскому зрителю может показаться комичным. Хоть мрачная восточноберлинская атмосфера передана весьма достоверно, а обклеенный афишами «Сталкера» кинотеатр вопросов не вызывает, сами охотящиеся за заветным списком русские получились карикатурными. К такому повороту все давно привыкли, но все-таки каждое новое обращение «товарищ» вынуждает удивиться: оказывается, отрепетировать десятки боевых сцен так, чтобы они смотрелись убедительно, легче, чем заставить звучать правдоподобно несколько русских фраз. Значительно лучше актеров с этой задачей справляется Высоцкий, чьих «Коней привередливых» слушают представители Страны Советов, запивая тоску «Столичной».

Саундтрек вообще добавляет фильму очков, раскрашивая эпичные сцены в яркие краски. Дэвид Боуи для сжигания памятных снимков, для драк в машине — New Order, для погонь — A Flock Of Seagulls. А еще — Джордж Майкл, Nena и ее песня 99 Luftballons, действительно звучавшая во время описываемых событий из каждого приемника. Именно благодаря музыке портрет переливающегося холодным неоновым светом Берлина на пороге слома эпох воссоздан прекрасно. Впрочем, весьма органично звучит и As Time Goes By из «Касабланки» — как внезапный отзвук другой войны, страны и истории. Сюжет тем временем закручивается привычным для шпионского триллера образом. Откровений, правда, не будет, и зритель, который уже видел не один подобный фильм, вновь убедится в том, что доверять действительно не стоит никому, а полагаться можно только на себя, да на стакан водки.

 

 

 

28 июля 2017
Анастасия Каменская для раздела Культура