В моде XX века как ни в какую другую эпоху запечатлелись искания, чаяния и катаклизмы времени. Две крупные независимые друг от друга выставки во Флоренции и Марселе — очередное тому подтверждение.
Изучаем моду через искусство
и войну в Италии и Франции.
«Сквозь искусство и моду»
В 20-е годы прошлого века Сальваторе Феррагамо возвел качественную обувь в культ. «Качественная» для него — исключительно ручной работы, ту, что изготовивший ее мастер узнает с закрытыми глазами на ощупь. Выходец из небогатой итальянской семьи, дизайнер при жизни стал легендой, каковой остается и по сей день. «Сквозь искусство и моду» — так называется масштабный проект во флорентийском Музее Сальваторе Феррагамо. «Является ли мода искусством? — задаются вопросом кураторы выставки и с уверенностью отвечают, — определенно, да». Феррагамо был страстным поклонником мастеров Возрождения и авангарда 1920-х годов, водил дружбу со многими современными художниками, чье творчество его вдохновляло. Кстати, логотип бренда создал футурист Лучо Венна, чьи рекламные постеры в числе других артефактов представлены на выставке. Здесь же и работы американского экспрессиониста Кеннета Ноланда, круговые «цветовые поля» которого появятся в качестве декоративных элементов на туфлях Salvatore Ferragamo.
Все эти параллели, прямые или косвенные цитаты занимательно узнавать и считывать, тем более что выставка не ограничивается личностью и работой самого мастера, а берет гораздо шире. Итальянская мода, какой мы ее знаем сегодня, зарождалась в начале XX века, среди эмоциональных дискуссий о необходимости ее национальной идентичности. И в искусстве, и в моде это было время «-измов» и манифестов — таковыми, например, задумывались платья Розы Дженони, показанные на Всемирной выставке в Милане 1906 года. Одно из них было вдохновлено рисунком Пизанелло из французского Музея Конде, а второе — «Весной» Боттичелли. Немногим позже появятся и непосредственные коллаборации художников и дизайнеров: Эрнесто Таята с Мадлен Вионне, Дали и Кокто с Эльзой Скиапарелли, Ива Сен-Лорана и Пита Мондриана. В конце 1960-х Энди Уорхол создаст журнал Interview — тоже своего рода манифест, в котором границы между модой и современным искусством размываются практически до полного исчезновения. А вообще на выставке через призму моды и искусства перед нами проходит XX век — во всем своем противоречии, многообразии и постоянно нарастающем ритме.
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 7 апреля
Музей Сальваторе Феррагамо, Флоренция, Италия
http://www.ferragamo.com/museo/
«Миссия мода. На перекрестке стилей»
Тем временем во Франции открылся другой весьма любопытный и единственный в своем роде проект, исследующий взаимное влияние военной и гражданской моды. Цвет хаки и камуфляжные принты давно уже стали привычными как для мужского, так и женского гардероба и вместе с другими элементами стиля милитари появляются в одежде pret-à-porter и haute couture. Вдохновение в армейской униформе находили многие дизайнеры, но первопроходцем стал все тот же неутомимый революционер Ив Сен-Лоран, благодаря которому появился стиль сафари. Сегодня безусловная классика, к которой с завидной регулярностью обращаются современные дизайнеры, — в 1966 году, спустя несколько лет после окончания войны в Алжире, посвященная Африке коллекция Сен-Лорана была настоящей «пощечиной общественному вкусу» и вызовом обществу. Неудивительно, что именно Сен-Лорану кураторы проекта уделяют особое внимание. Всего же в двухчастной выставке, которая проходит в марсельском Музее прикладных искусств и моды и Музее Иностранного легиона в Обани, недалеко от Марселя, приняли участие более десятка модных домов. Chanel и Hermès, Louis Vuitton и Christian Dior, Chloé, Courrèges, Jean Paul Gaultier, Kenzo — военная эстетика стала неотъемлемой частью их истории, которую каждое новое поколение переосмысливает по-своему.
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 15 января
Музей прикладных искусств и моды, Марсель, Франция
Музей Иностранного легиона, Обань, Франция
http://www.mission-mode.fr/