Культура

Арт-неделя: самые интересные культурные события ближайших семи дней

Posta-Magazine рекомендует: выставки, концерты, спектакли, фильмы и лекции, которые стоит внести в ваши планы на этой неделе.

На этой неделе в нашей арт-программе — все грани дизайна на Первой Московской биеннале, видеоарт Виктора Алимпиева, поэзия Серебряного века на сцене «Гоголь-центра», мистицизм Пифагора и классика научно-фантастического кино под современную музыку.

Первая Московская биеннале дизайна

Центральный дом художника
11–16 апреля

Первая Московская биеннале дизайна
Центральный дом художника 
11–16 апреля

Что такое хороший дизайн, а главное — как его создавать? Единственного верного ответа на этот вопрос не существует, но организаторы Первой Московской биеннале дизайна уверены, что подобные масштабные форумы задают определенную качественную планку. Выставочное пространство площадью 11 тысяч кв. м объединит более 300 участников, представляющих свои последние разработки в самых разных сферах: промышленного, графического и веб-дизайна, дизайна визуальных коммуникаций, а также средового и событийного. В Центральном доме художника можно будет увидеть как функциональные объекты (посуда, мебель, предметы интерьера), так и многочисленные плакаты, проекты дизайна сайтов и приложений и интерактивную инфографику. Также все желающие смогут, воспользовавшись очками виртуальной реальности, «побывать» на показах молодых дизайнеров, состоявшихся в середине марта на Неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Есть в программе и мастер-классы для детей. А в числе специальных проектов биеннале значатся экспозиции, представляющие новаторские предметы советского дизайна; швейцарский туристический плакат 1930-х годов, который предвосхитил достижения эталонной для XX века швейцарской школы графики; а также весьма оригинальные работы молодых венгерских дизайнеров.

«Дмитрий Старшинов. Большой. Новое время»

ЦВЗ «Манеж»
10 апреля — 9 мая

«Дмитрий Старшинов. Большой. Новое время»
ЦВЗ «Манеж» 
10 апреля — 9 мая

На протяжении года Дмитрий Старшинов снимал закулисную жизнь балетной труппы Большого театра: репетиции, минуты отдыха, волнения перед выходом на сцену и эмоциональной разрядки после. Сам артист балета, он особенно тонко чувствует движение, которое, впрочем, не ограничивается исключительно физическим аспектом. Пожалуй, самое интересное в его серии фотографий — движения души и ход времени. Внутри Большого театра — этого оплота классического танца и хранителя традиций — жизнь не стоит на месте, его репертуар постепенно пополняют современные балеты, которые требуют от артистов иного способа существования на сцене как физически, так и психологически. Именно эти спектакли оказываются в центре внимания фотографа. Среди них — главные хиты нынешнего репертуара: «Герой нашего времени» Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова, «Укрощение строптивой» Жан-Кристофа Майо, «Гамлет» в постановке Раду Поклитару, Деклана Доннеллана и Ника Ормерода, «Ундина» Вячеслава Самодурова и другие.

Спектакль «Кузмин. Форель разбивает лед»

«Гоголь-центр»
11–12 апреля в 20:00

Спектакль «Кузмин. Форель разбивает лед»
«Гоголь-центр»
11–12 апреля в 20:00

Новая постановка из «поэтического» цикла «Гоголь-центра», посвященного выдающимся именам Серебряного века. Спектакль режиссера Владислава Наставшева, который выступает в нем также художником и композитором, похож на сон, в котором образы поэзии Михаила Кузмина переплетаются с фрагментами его биографии. Собственно, стихи — это в некотором смысле вербализованные сновидения, в которых метаморфозы происходят стремительно и необъяснимо. Так и в спектакле: стихи перетекают в музыку, фигуры персонажей искажаются, трансформируясь в гигантских живых кукол, а главный герой за несколько минут превращается из страстного и нервного молодого человека в уставшего от жизни старика, в котором, впрочем, стоит ему только заговорить, мы замечаем всю ту же пылкость и неуспокоенность. Метафоричное, эмоционально насыщенное действо длится всего полтора часа, но оставляет ощущение целой прожитой жизни, которая не просто проходит перед вашими глазами, а затягивает внутрь, не отпуская даже после окончания спектакля.

Творческий вечер Виктора Алимпиева

Электротеатр «Станиславский»
10 апреля в 20:00

Творческий вечер Виктора Алимпиева
Электротеатр «Станиславский»
10 апреля в 20:00

«В работе художника, каковая осуществляется как разворачивание фантазма — плотного и внутренне логичного, как живой организм, — вокруг, как правило, неочевидной и до поры до времени неприкосновенной догадки, особую роль играют странные мысли», — пишет Виктор Алимпиев в одной из своих статей, посвященной природе художественного образа. Его видеоработы, соединяющие в себе театр и документальное кино, видео и музыку, драматургию и кинематографию, в некотором смысле попытки остановить время. Сюжет не имеет значения — важно ощущение разворачивающегося перед зрителем медитативного действа, частью которого в определенный момент становится и сам наблюдатель. Алимпиев — регулярный участник крупнейших российских и международных выставок современного искусства: Московской, Венецианской, Берлинской биеннале, «Манифесты» и ряда других. Его работы среди прочих были приобретены Тейт Модерн, Центром Помпиду, Московским музеем современного искусства. На творческом вечере в электротеатре «Станиславский» будут показаны девять его видеоработ, после чего состоится обсуждение с автором.

«Аустерлиц»

В прокате с 13 апреля

«Аустерлиц»
В прокате с 13 апреля

Название документального фильма Сергея Лозницы, премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале в сентябре прошлого года, отсылает к одноименному роману Винфрида Георга Зебальда, главный герой которого, Жак Аустерлиц, сын чешского оперного певца, по крупицам собирает свою «личную историю катастроф» XX века. Картина Лозницы снята в бывших лагерях смерти Дахау и Заксенхаузене, которые сегодня являются местами паломничества тысяч туристов. Лишенный закадрового текста «Аустерлиц» складывается из серии картин рутинной жизни нынешних мемориальных музеев: многочисленные селфи на фоне надписи «Arbeit macht frei»; порой скучающие, порой оживленные лица; футболки с принтами «Just don’t care» («Да все равно») или «Cool story bro» («Крутая история, братан»). Беспристрастно наблюдая за людьми, режиссер оставляет зрителя один на один с противоречивыми вопросами: где проходит тонкая грань между искренним желанием помнить и праздным интересом? Нужны ли сегодня такие музеи? В какой момент величайшая трагедия становится страницей в учебнике истории?

Фестиваль научно-фантастического кино

Новое пространство Театра наций
12–24 апреля

Фестиваль научно-фантастического кино
Новое пространство Театра наций 
12–24 апреля

В День космонавтики в Новом пространстве Театра наций отроется посвященный космосу кинофестиваль Spaceweek (одновременно приуроченный к выходу фильма «Время первых» с Евгением Мироновым в главной роли). В программе, которую курирует кинокритик Борис Нелепо, — первый научно-фантастический фильм «Механический мясник» (1895) братьев Люмьер, «Путешествие на Луну» (1902) Жоржа Мельеса, «Послание с Марса» (1913) Уоллета Уоллера, «Небесный корабль» (1918) Хольгер-Мадсена и другие классические немые фильмы, которые будут демонстрироваться под живую музыку современных композиторов. Также организаторы фестиваля готовят российскую премьеру отреставрированной версии чешской космической оперы «Икар-1» 1963 года, которая вдохновила Стэнли Кубрика на съемки «Космической одиссеи», вышедшей на экраны пятью годами позже. Закроют фестиваль показы картины Алексея Федорченко «Первые на Луне» и документального фильма Ольги Литвак о съемках «Времени первых».

Лекция «Пифагор и тайные учения Древней Греции»

Клуб ProLector
13 апреля в 19:00

Лекция «Пифагор и тайные учения Древней Греции»
Клуб ProLector
13 апреля в 19:00

Человек подобен Богу, считал Пифагор, но, чтобы ему уподобиться, для начала нужно стать человеком. Биография и учение древнегреческого философа и мистика изобилуют туманностями и белыми пятнами — исследователям приходится иметь дело не с первоисточниками (Пифагор не оставил сочинений), а с трудами последователей «величайшего эллинского мудреца», как его называл Геродот. По легенде, рождение Пифагора предсказала сама дельфийская Пифия, в честь которой он и был назван. Считается, что молодым человеком будущий философ отправился в Египет, чтобы получить тайные знания местных жрецов, славившихся достижениями в области медицины и математики. Обучался он и у вавилонских магов. О том, как весь этот опыт, обобщенный и осмысленный, воплотился в его собственное учение и впоследствии развился в философско-религиозную школу пифагорейцев, в свою очередь, повлиявшую на неоплатонизм, орфизм и другие мистические учения, вы узнаете на лекции клуба ProLector.

 

 

 

10 апреля 2017
Инна Логунова для раздела Культура