Posta-Magazine рекомендует: выставки, концерты, спектакли, фильмы и лекции, которые стоит внести в ваши планы на этой неделе.
Смотрим премьеру «Мастера и Маргариты» в постановке Сергея Женовача, оскароносную драму «Манчестер у моря», а также отправляемся на выставку, посвященную новому календарю Pirelli.
Выставка «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»
Музей русского импрессионизма
25 марта — 4 июня
Армянский импрессионизм, развивавшийся на рубеже XIX–XX веков, соединил в себе изобразительные принципы французского течения с национальными традициями и ярким бытовым колоритом своей культуры. Если имя одной из центральных фигур армянского импрессионизма, Мартироса Сарьяна, всемирно известно, то другие его представители для широкой публики станут открытием. Среди прочих в Москве будут показаны работы Егише Тадевосяна (друга Поленова и Врубеля и участника выставок передвижников и «Мира искусства»), Ваграма Гайфеджяна, оформлявшего спектакли Большого театра вместе с Константином Коровиным, Седрака Аракеляна — автора проникнутых солнцем пейзажей с моментально узнаваемым ярким колоритом.
Седрак Аракелян. Дом отдыха. 1934
Выставка «2017 Pirelli Calendar by Peter Lindbergh and More…»
Мультимедиа-арт-музей
До 14 мая
Живой фотоклассик Питер Линдберг — единственный, кто снял три календаря Pirelli (и это не считая специального юбилейного издания 2014 года, над которым он работал в соавторстве с другой легендой, Патриком Демаршелье). На фотографиях Линдберга, сделанных для новейшего календаря 2017 года, предстают 14 знаменитых актрис разных поколений, среди которых Хелен Миррен, Шарлотта Рэмплинг, Ума Турман, Николь Кидман, Леа Сейду и Алисия Викандер. Сознательно отказываясь от ретуши, противопоставляя себя глянцевым стандартам, фотограф показывает «иную красоту, более реальную и аутентичную, не манипулируемую рекламой» — красоту личности, которая выражается не в идеальных формах, а в тонких эмоциях.
Выставка «Шелковый лабиринт. Редкие платки Hermès из собрания Maison Carré Foundation»
ВМДПНИ
До 14 мая
В 1937 году был выпущен первый шелковый платок Hermès Jeu des Omnibus et Dames-Blanches с изображениями конных экипажей и сцены из жизни великосветского салона. 80 лет спустя его переиздание, а также более 100 других коллекционных редкостей, созданных с конца 1930-х годов по настоящее время, можно увидеть на выставке в Москве. Помимо лимитированных серий, которые выпускались к громким событиям вроде свадеб европейских монархов и Олимпийских игр, здесь представлены платки с принтами, вдохновленными российским искусством и историей. Например, в дизайне 1992 года «Большой парад в Москве» использованы мотивы картины передвижника Константина Савицкого «Парадный въезд в Москву Государя Императора Александра III в день его коронации 27 мая 1883 года». Особого внимания стоят двухметровые скульптуры итальянской художницы Карлы Толомео, обитые велюром и винтажными платками Hermès.
Мишель Дюшен. Платок Hermès «Большой парад в Москве»
Лекция «Германия: Мурнау, Рифеншталь, Штаудте, Вендерс, Тыквер»
Культурная платформа «Синхронизация»
25 марта в 13:00
Краткий экскурс в историю немецкого кинематографа на примере творчества режиссеров разных эпох: от экспрессиониста Фридриха Мурнау и весьма неоднозначной фигуры гитлеровского кинематографа Лени Рифеншталь до нашего современника Тома Тыквера. Почему снятый в 1922 году фильм Мурнау «Носферату. Симфония ужаса» стал революционным? Какие принципы нового немецкого кино провозгласил Оберхаузенский манифест, подписанный в 1962 году 26 молодыми режиссерами, среди которых были нынешние классики Райнер Вернер Фассбиндер, Вернер Херцог и Вим Вендерс? Об этом, а также об актуальном авторском кинематографе Германии пойдет речь на лекции проекта «Синхронизация».
Кадр из фильма Фридриха Мурнау «Носферату. Симфония ужаса»
Международный фестиваль «Виртуозы гитары»
Концертный зал имени П. И. Чайковского
20–25 марта в 19:00
Крупнейший в России фестиваль академической гитарной музыки пройдет в Москве уже в 11-й раз. Он откроется мировой премьерой «Венецианского карнавала», написанного известным британским композитором Стивеном Госсом специально для фестиваля, и впервые исполняемым в России концертом для гитары с оркестром одной из самых значимых фигур бразильской классической музыки XX века Франсиско Миньоне. В Концертном зале имени П. И. Чайковского выступят лучшие гитаристы от Испании и Франции до Латинской Америки. В качестве специального гостя приглашен один из ведущих пианистов мира Борис Березовский. Музыкальную программу дополняют лекции и мастер-классы, которые пройдут в Музыкальной гостиной дома Шуваловой.
Спектакль «Мастер и Маргарита»
Студия театрального искусства
21 марта, 1 и 9 апреля в 19:00
Долгожданная премьера по роману Михаила Булгакова в постановке Сергея Женовача, который помещает в центр спектакля вовсе не Мастера и не Маргариту, а Воланда, причем отнюдь не инфернального, а вполне земного и утомленного этой жизнью. Действие разворачивается в клинике для душевнобольных — собственно, и жанр спектакля обозначен в программке как «шизофрения в двух частях».
Отказавшись от прямой иллюстративности, авторы спектакля воссоздают на сцене самый дух булгаковского романа — с его человечностью и мизантропией, чертовщиной и богоискательством, творческими огнем и большой любовью.
Вечер одноактных балетов: «Клетка», «Русские сезоны», «Этюды»
Большой театр, Новая сцена
23 марта в 18:00
В программе одноактных балетов на Новой сцене Большого театра две премьеры: ставшие классикой XX века «Клетка» американского хореографа Джерома Роббинса и «Этюды» датчанина Харальда Ландера. Первый, поставленный в 1951 году на музыку Концерта для струнного оркестра ре мажор Стравинского, рассказывает жестокую историю инициации юных девушек матриархального племени, жизнью в котором управляют животные инстинкты, а мужчинам отводится роль жертв в первобытном культе. Второй — зарисовка из жизни балетных артистов, в которой Ландер остроумно обыгрывает ежедневную практику танцовщиков — экзерсис. Третий балет вечера — «Русские сезоны» Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова, в основу которой положены аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения, — представляет собой размышление о «русскости» и национальных корнях.
Сцена из спектакля «Русские сезоны»
Фильм «Манчестер у моря»
В прокате с 23 марта
После внезапной смерти брата Ли Чандлер (Кейси Аффлек), работающий в Бостоне сантехником, вынужден вернуться в нелюбимый маленький город своей юности, чтобы взять опекунство над племянником-подростком. Картина Кеннета Лонергана, режиссера «Банд Нью-Йорка» и «Анализируй это», ценна своей камерностью и искренней, человечной интонацией, лишенной надрыва или патетики. В центре истории — жизнь простых людей, которые, проживая и преодолевая семейную и личную драму, учатся друг у друга любви и взаимопониманию. Обладатель двух «Оскаров» (за лучший сценарий и лучшую мужскую роль), фильм стал одним из главных кинособытий последних месяцев, заслужив признание критиков и зрительский успех.
«Русские евреи. Фильм второй. 1918–1948»
Центр документального кино
В прокате с 23 марта
В прокат выходит вторая часть документальной трилогии Леонида Парфенова и Сергея Нурмамеда, посвященная русским евреям и их роли в российской и мировой истории. Среди главных героев бурного 30-летия между 1918 и 1948 годами — революционеры Лев Троцкий и Яков Свердлов, киноноваторы Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов, писатель Исаак Бабель и композитор Исаак Дунаевский, и это далеко не полный список. «Вековые притеснения и накопившаяся в черте оседлости энергия еврейской молодежи — о чем шла речь в первом фильме „Русские евреи“ — выплеснулись после революции в беспримерно успешные карьеры, — рассказывает автор и ведущий проекта Леонид Парфенов. — Партийцы и чекисты, хозяйственники, инженеры, врачи, педагоги, работники культуры — это тысячи и тысячи лояльнейших строю „строителей новой жизни“».