Ежедневно по всему миру открываются сотни выставок классического и современного искусства — мы выбрали для вас семь событий, которые не стоит пропускать. Большинство проектов продолжат работу в течение нескольких месяцев, так что не спеша планируйте свой арт-уикенд.
Вероломные образы Магритта,
драгоценности Bulgari, японские гравюры — об этом и многом другом читайте в октябрьском арт-обзоре Posta-Magazine.
«Рене Магритт. Вероломство образов»
«Это не трубка», — написал Рене Магритт на своей картине-манифесте «Вероломство образов» (1928-1929), изображающей именно что курительную трубку. Нет, это не насмешка и не абсурдистская логика бельгийского сюрреалиста: на холсте мы действительно видим образ, а не сам предмет. Позднее, в 1973 году, выйдет эссе французского философа, многолетнего друга, собеседника и корреспондента Магритта Мишеля Фуко «Это не трубка», основанное на анализе этой работы и более поздней ее вариации «Две тайны» (1966 г.). Масштабная выставка в парижском Центре Жоржа Помпиду объединила более ста как знаменитых, так и малоизвестных полотен, рисунков и многочисленных архивных документов из музеев мира и частных коллекций.
Рене Магритт. «Вероломство образов», 1928-1929 гг.
Сюрреалисты взяли своим девизом фразу поэта XIX века Лотреамона «Красота — это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе». Именно эти закономерные случайности интересовали Магритта на протяжении всей жизни, хотя сам он предпочитал называть себя магическим реалистом. Как бы там ни было, этот выставочный проект — прекрасная возможность вывести собственные закономерности в творчестве одной из ключевых фигур в истории искусства XX столетия.
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 23 января
Центр Помпиду, Париж, Франция
www.centrepompidou.fr
«Фрэнсис Бэкон. От Пикассо к Веласкесу»
Младший современник Магритта, ирландец Фрэнсис Бэкон — представитель другого «_изма» XX века. Свои первые шаги в живописи не получивший профессионального художественного образования британский экспрессионист делал во многом интуитивно, экспериментируя со стилями и жанрами. Его творчество изобилует прямыми цитатами старых мастеров, прежде всего Веласкеса, которым он долгое время был буквально одержим. Вообще, если нужно было бы охарактеризовать творчество Бэкона одним словом, то им было бы «одержимость». Все в его картинах искажено, деформировано, внутренности обнажены и кровоточат. Многие его работы — как будто немой крик, но не живописно-условный мунковский, а предельно натуралистичный эйзенштейновский — образы «Броненосца „Потемкина“» рефреном пройдут через все его творчество. А как художник Бэкон, по его признанию, начинается в 1927 году, после посещения парижской выставки «Сто рисунков Пикассо». На временной экспозиции в испанском Музее Гуггенхайма сейчас представлено около пятидесяти редко показываемых работ Фрэнсиса Бэкона, а также предшественников и современников, оказавших на него влияние. Его творчество, в свою очередь, сформировало стиль многих наших современников, от Дэвида Линча до Дэмиена Херста.
Диего Веласкес. Портрет придворного шута Себастьяна Мора, 1645 г. |
Фрэнсис Бэкон. Портрет Мишеля Лейриса, 1976 г. |
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 8 января
Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания
http://francisbacon.guggenheim-bilbao.es/en/
Итальянские украшения: стиль Bulgari
А теперь — в сверкающий мир драгоценных украшений Bulgari, выставка которых открылась в Национальной галерее Виктории в Мельбурне: более восьмидесяти произведений ювелирного искусства из собрания Bulgari и частных коллекций, созданных после Второй мировой войны и в наши дни. Здесь и изумрудные и бриллиантовые украшения Элизабет Тейлор, и комплект из золота с рубинами, который надевала на съемках Софи Лорен, и ставшие одним из фирменных знаков бренда броши tremblant. Именно Bulgari возродил этот некогда популярный тип украшений, придуманных французскими ювелирами в XVIII веке: бриллиантовые броши в форме цветов или насекомых, элементы которых держатся на тончайших проволочных нитях и приходят в движение от прикосновения или малейшей струи воздуха. Помимо самих драгоценностей, на выставке можно увидеть кадры из известных фильмов, в которых эти украшения являются неотъемлемой частью теперь уже классических образов. Кстати, Ричард Бертон, партнер Элизабет Тейлор по «Клеопатре», на съемках которой начался их роман, уверял, что за девять съемочных месяцев в Риме она выучила единственное итальянское слово — Bulgari.
Кира Найтли
Джулианна Мур
Элизабет Тейлор
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 29 января
Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
http://www.ngv.vic.gov.au
«Ив Сен-Лоран. Безупречность стиля»
В 1962 году первый показ коллекции Ива Сен-Лорана под собственным именем открыл ансамбль из небесно-синего жакета в матросском стиле и белоснежных чесучевых брюк. То, что сегодня кажется привычным, в тот момент было революционным манифестом. Французский дизайнер первым ввел в женскую моду такие элементы мужского гардероба, как тренч, смокинг и брючный костюм. 11 октября в Художественном музей Сиэтла открывается выставка «Ив Сен-Лоран. Безупречность стиля» — срез его творчества за более чем сорокалетнюю карьеру. Более сотни предметов одежды haute couture, а также аксессуары, эскизы, фотографии, видео из обширных архивов Фонда Пьера Берже и Ива Сен-Лорана (Fondation Pierre Bergé — Yves Saint Laurent), многие из которых никогда ранее не выставлялись публично. Часть экспозиции будет посвящена творческому процессу: здесь можно будет увидеть все его этапы от эскиза и выбора ткани до серии примерок и появления на подиуме.
Детали от Posta-Magazine
С 11 октября по 8 января
Художественный музей Сиэтла (Seattle Art Museum), США
http://ysl.site.seattleartmuseum.org/
«Укиё-э»
Брюссельский Музей пятидесятилетия обладает одной из лучших в мире коллекций японских гравюр — которая в конце октября впервые за пятнадцать лет покинет его запасники и будет показана публике во всей красе. Укиё-э — направление в японском изобразительном искусстве, зародившееся на волне урбанизации в конце XVI века, которое сохраняло популярность вплоть до конца 1860-х годов, когда в результате революции Мэйдзи страна открыла границы Западу. В буквальном переводе термин означает «плывущий мир». В городских кварталах Эдо, нынешнего Токио, процветал театр кабуки, манили огнями гостеприимные дома гейш и куртизанок — этот «мир мимолетных наслаждений» нашел отражение в сюжетах ксилографий укиё-э, которые в силу их относительной дешевизны покупали не богатые, но зажиточные горожане. Попав в Европу в конце XIX века, гравюры Хокусая, Утамаро, Куниёси, Хиросигэ стали предметом восхищения, подражания и пристального изучения импрессионистов и постимпрессионистов, которые заимствовали у японцев композиционные и художественные приемы. Последние не потеряли актуальности и в нашем постмодернистском мире.
Китагава Утамаро |
Ито Синсуй |
Судзуки Харунобу |
Кацусика Хокусай Утагава Куниёси |
Детали от Posta-Magazine
С 21 октября по 12 февраля
Королевский музей искусства и истории (Музей пятидесятилетия,
The Cinquantenaire Museum), Брюссель, Бельгия
http://www.kmkg-mrah.be/cinquantenaire-museum
Ярмарка современного искусства ArtVerona
За двенадцать лет существования ArtVerona успела зарекомендовать себя как один из престижных форумов современного искусства. Обширная программа будет интересна как профессионалам арт-рынка, так и других сфер. Одна из задач ярмарки — как раз в поиске точек соприкосновения и налаживания связей между искусством и бизнесом. Но и просто приехать в выставочный центр Fiera, что в трех километрах от центра Вероны, весьма познавательно. Здесь можно будет вживую пообщаться с художниками, чьи работы представят работающие с ними галереи. Раздел ярмарки с говорящим названием King Kong объединит несколько крупномасштабных инсталляций известных художников, в том числе Марио Фаллини, скульптора Пьеро Жилярди, дизайнера и архитектора Алессандро Мендини. Отдельная секция будет посвящена одному из итальянских классиков XX века Освальдо Личини — «еретику, эротоману и страннику» (eretico, erotico ed errante), как он сам себя называл.
Освальдо Личини. Работы 1940-х годов
Джулия Борнефелд. Инсталляция Alba, 2015 г.
Также запланированы ежедневные публичные дискуссии с участием влиятельных фигур итальянского арт-сообщества. Предусмотрены и специальные мастер-классы для детей от 4 до 12 лет. А в самом городе развернется параллельная программа, в рамках которой, среди прочего, откроются выставки Cosi Fan Tutti — оммаж современных художников Моцарту (Accademia Belle Arti) и «Ницше и театр» в Палаццо Форте.
Julia Bornefeld, Alba, 2015, legno combusto , cm 600 x 500 x 5, courtesy Antonella Cattani, contemporary art, Bolzano
Детали от Posta-Magazine
14-17 октября
Выставочный центр Fiera, Верона, Италия
http://www.artverona.it/en
Сингапурская биеннале современного искусства
Основанная в 2006 году Сингапурская биеннале — редкая возможность увидеть современное искусство Азии в подобном масштабе. 27 октября в Музее искусств откроется экспозиция, которая объединит работы более 60 художников из Сингапура, Китая, Гонконга, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Шри-Ланки, Таиланда и Вьетнама. Тема этого года — «Зеркальный атлас», в котором, по мысли кураторов, должны отразиться сложные культурные взаимовлияния в регионе на протяжении его противоречивой истории (а она, как известно, другой не бывает), а также поиски координат сегодняшнего дня. Откуда мы, как мы видим мир и себя в нем? На эти вопросы пытаются ответить художники-участники проекта.
Детали от Posta-Magazine
С 27 октября по 26 февраля
Музей искусств Сингапура
http://www.singaporebiennale.org/