Репутация августа как «мертвого культурного сезона» совсем не соответствует действительности. В конце лета в Москве и Петербурге проходит немало выставок, которые нельзя пропустить.
В начале лета мы уже рассказывали о громких выставках сезона, но ими список не исчерпывается. В нашем августовском обзоре — AES + F, Жауме Пленса, Тарковский и советские нонконформисты и другие проекты, которые настоятельно рекомендуем внести в ваши планы.
«Жауме Пленса»
Московский музей современного искусства, Москва
До 22 сентября
Московский музей современного искусства продолжает программу персональных выставок мировых звезд. Этим летом на Петровке — каталонский художник и скульптор Жауме Пленса. Он прежде всего известен своими монументальными паблик-арт объектами, которые можно увидеть по всему миру: в Чикаго, Лондоне, Монреале, Ницце, Токио и многих других городах. Его работы в полной мере можно назвать визуальной поэзией: они образны и метафоричны, являя собой воплощение размышлений художника о коллективной памяти, истории, взаимоотношениях человека с природой, экзистенциальных вопросах человеческого существования. Экспозиция открывается скульптурой, задающей тон всей выставке, — огромным вопросительным знаком (Firenze II). В соседнем зале — занимающая все пространство инсталляция «Glückauf?», собранная из текста Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Минималистичная «Молва», вдохновленная строчками из стихотворения Уильяма Блейка, представляет собой объект из металлической емкости и подвешенной над ней металлической пластины, на которую с определенной периодичностью падает капля воды. Также на выставке можно увидеть огромные скульптурные головы, ставшие визитной карточкой Пленсы. Небольшой, но интересный раздел экспозиции, — видеоподборки с документальным фильмом о художнике, слайд-шоу его знаменитых работ и записями оформленных им оперных спектаклей.
«Свободный полет»
Новая Третьяковка, Москва
До 22 сентября
Масштабный совместный проект Музея AZ и Третьяковской галереи. В бывшем пространстве ЦДХ, ставшим Западным крылом Новой Третьяковки, развернулась выставка-инсталляция, в которой творчество и биография Андрея Тарковского показаны в художественном контексте своего времени — наряду с произведениями советских нонконформистов из коллекции Музея AZ. Экспозиция разделена на три смысловых блока. В первой части фильм «Андрей Рублев» в виде эффектных проекций, режиссерских заметок и выдержек из сценария предстает в окружении работ Дмитрия Плавинского, сочетающих в себе религиозные и сюрреалистические мотивы. Часть вторая, «Предвидение», объединяет в одном поле «Сталкера» Тарковского и проникнутые предчувствием катастрофы работы Петра Беленка. Здесь же и уникальные фотографии Виктории Ивлевой, снятые в ядерном реакторе Чернобыльской АЭС через четыре года после катастрофы. (Что символично — Петр Беленок родился в деревне Корогод под Чернобылем. Однако произведения разрабатываемого им «панического реализма» относятся к 1970-м годам). Наконец третья часть, «Новый полет на Солярис», являет собой трансформацию одноименного проекта Музея AZ, осуществленного в 2018 году в Фонде Франко Дзеффирелли во Флоренции, а затем в Королевском дворце города Монца. Если Тарковский собрал в «Солярисе» лучшие образцы мирового искусства, которые должны были продолжить свою жизнь на другой планете, то кураторы выставки объединили в инсталляции, напоминающей космический корабль, творческое наследие современников режиссера, среди которых Лидия Мастеркова, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Эрнст Неизвестный и другие.
«AES + F. Предсказания и откровения»
ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
До 22 сентября
Крупная ретроспектива арт-группы AES+F, объединяющей художников Татьяну Арзамасову, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса, — несомненный повод отправиться в ближайшее время в Санкт-Петербург. AES+F, регулярные участники Венецианской биеннале, работают на стыке фотографии, видео и цифровых технологий, при этом не оставляя без внимания также скульптуру, живопись, рисунок и архитектуру. Выставка — редкая возможность увидеть монументальную видеотрилогию, создававшуюся на протяжении шести лет и включающую в себя три части: «Последнее восстание» (2005–2007), «Пир Трималхиона» (2009–2010) и Allegoria Sacra (2011). Это сюрреалистические фантасмагории-размышления о современном человек и социуме: обществе потребления, военных конфликтах, экологических катастрофах. Визуальный язык художников, одних из лидеров современной российской арт-сцены, отсылает к барокко и маньеризму, чью эстетику и мотивы AES+F использует с известной долей иронии. Их произведения завораживают, погружают в другое измерение времени и пространства; сложные по своей структуре и драматургии, эти работы тем не менее держат внимание даже неподготовленного зрителя. Увидев их работы один раз, к ним невозможно не вернуться. Всего в экспозицию вошло более 70 произведений: видеоинсталляции, скульптуры, ковры, цифровые коллажи.
Фото: Михаил Вильчук
«Марина Звягинцева. Карта памяти»
ЦТИ «Фабрика», Москва
На постоянной основе
Тотальная инсталляция Марины Звягинцевой, занимающая все пространство Центра творческих индустрий «Фабрика», создана на асфальтовом покрытии и представляет собой некую матрицу значимых для арт-кластера культурных кодов. Абстрактные понятия вроде свободы, истории, памяти пересекаются с вполне конкретными. Как, например, «типография» и «аппаратура». Одновременно схема является навигацией по пространству, объединяя прагматику с метафизикой: перемещение из точки А в точку Б становится ментальным путешествием в лабиринтах и аллеях памяти — как этого места, так и личной. В чем-то этот подход близок методу театральной компании Rimini Protokoll, когда художник создает ситуацию, а спектакль разворачивается не во внешней среде, а в голове зрителя, оказавшегося в предлагаемых художником обстоятельствах.
Фото: Дмитрий Чунтул
«Иван Горшков. Фонтан всего»
Московский музей современного искусства, Москва
До 25 августа
Первая персональная выставка молодого художника Ивана Горшкова занимает все экспозиционное пространство ММОМА на Гоголевском бульваре. Ее название — «Фонтан всего» — как нельзя лучше выражает суть проекта. Скульптуры, инсталляции и живопись Горшкова являют собой абсолютную анархию образов, которые художник в дадаистской и сюрреалистической манере соединяет без всякой иерархии. Антропо- и зооморфные монстры не вызывают ни отторжения, ни страха. Скорее любопытство: как устроены эти странные существа и их мир. «Фонтан всего» — это именно что целый мир со своей системой взаимосвязей и внутренней логикой, которая тем не менее постоянно ускользает от зрителя, а ее поиски и составляют главную интригу выставки. Надувные фигуры то и дело меняют форму, а вроде бы реалистичные персонажи и предметы коллажей, помещенные в абсурдистский контекст, лишаются всякой связи с привычной нам реальностью. В этой тотальной инсталляции вы не найдете ни одной экспликации или названия работ, кроме, собственно, единственной кураторской фразы о том, что никаких пояснительных текстов выставка не предполагает. Оставьте угрызения совести по поводу того, что чего-то не понимаете, просто включайтесь в игру — ведь суть именно в ней.
«Место под солнцем. Беньков / Фешин»
Музей русского импрессионизма, Москва
До 24 сентября
Друзья Николай Фешин (1881–1955) и Павел Беньков (1879–1949) вместе учатся в Казанской художественной школе, вместе поступают в петербургскую Академию художеств, вместе возвращаются в Казань, вместе преподают в родной школе. Но волей истории их судьбы резко разделяет революция 1917: Фешин эмигрирует в США, Беньков остается, позже переезжает в Узбекистан. Две жизни вновь сходятся на выставке в Музее русского импрессионизма, последовательно делающего не просто выставки, но выставки-спектакли, променады с продуманной драматургией экспозиционного нарратива. Кто из этих двоих был прав — тот, что уехал, или тот, что остался? Дилемма, однако, содержит в себе еще один вопрос: имеем ли мы право выносить подобные суждения? Выставка интересна не только своими экспозиционными решениями: МРИ в очередной раз открывает публике малоизвестные имена русской живописи. Залитые солнцем улицы Самарканда и бухарские минареты в работах Бенькова; калифорнийские пляжи, нью-йоркские дома и индейцы племени Таос — на картинах Фешина. И того и у другого — мир, переданный в мимолетных ощущениях, ускользающих мгновениях — во всей полноте жизни как чуда.
П.П. Беньков. Дворик. Возвращение с базара. 1947
Н.И. Фешин. Калифорния. 1925
«Магия Мецнер»
Центр фотографии им. Братьев Люмьер, Москва
До 1 сентября
«Фотография по сути своей — это своего рода магия… Изображение, пойманное в мои сети, мою темную коробку, живо. Оно вечно, оно бессмертно»", — убеждена классик американской фотографии Шейла Мецнер; и это самое емкое определение ее творчества.
За полувековую карьеру ее портфолио пополнилось пейзажами, портретами, натюрмортами, индивидуальный визуальный образ которых моментально узнаваем. Герои ее работ часто напоминают то персонажей с картин прерафаэлитов, то Энгра, то Шилле. Легко считывается в ее фотографии и влияние сюрреализма Ман Рэя, и метафизическая живопись Джорджо Моранди. Шейла Мецнер много работала как фэшн-фотограф, снимала среди прочего для Valentino, Fendi и Shiseido, но ее работы лишены принятой в модной индустрии глянцевости, каждый ее снимок, с продуманной до мелочей композицией, — это неизменно история, которая, будь она литературой, могла бы стать романом Вирджинии Вулф, Габриэля Гарсиа Маркеса или Милорада Павича.