Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
Легендарные музыканты в фотографиях Антона Корбейна, мир фильмов Стэнли Кубрика, концептуальные тексты Дженни Хольцер — об этих и других выставках в нашем апрельском обзоре.
«Стэнли Кубрик. Большая выставка»
Музей дизайна, Лондон, Великобритания
26 апреля-15 сентября
Выставка в лондонском Музее дизайна приглашает зрителей в мир фильмов Стэнли Кубрика, представляя внушительное собрание оригинальных декораций, костюмов и редких фотографий американского режиссера. В соответствии с профилем музея акцент сделан на аспектах дизайна и архитектуры пространства, крайне важных для визуального языка Кубрика. Он работал со многими выдающимися мастерами своего поколения, среди которых графический дизайнер Сол Басс, автор знаменитых титров хичкоковского «Психо» и множества вошедших в историю кинопостеров; Харди Эмис, бывший официальным дизайнером одежды Елизаветы II на протяжении 36 лет; обладательница нескольких «Оскаров» художница по костюмам Милена Канонеро, первую награду Американской академии которой принесла работа в фильме Кубрика «Барри Линдон», и другие. Кураторы также особенно подчеркивают любовь режиссера к Лондону и связь его фильмов с Великобританией, где снимались батальные сцены «Цельнометаллической оболочки», орбитальная станция из «Космической Одиссеи», а также сцены из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу».
|
«Соролья: испанский мастер света»
Национальная галерея, Лондон, Великобритания
До 7 июля
Наполненные светом, соленым запахом моря, ветра и пышного южного сада работы самого известного испанского импрессиониста Хоакина Сорольи — воплощение счастья, неподдельной радости жизни, ее красоты и щедрости — художник был убежден, что уродство и грусть не имеют ничего общего с искусством. Но пусть вас не смущает противоречивость подобного утверждения. Творчество Сорольи отнюдь не прекраснодушно. Он находит красоту в обыденности, а поэзию — в самых простых вещах: сценах рыбацкой жизни вроде починки паруса, купании коня или торговле фруктами. Частым сюжетом его картин становится семья: изящная элегантная жена, прогуливающаяся по берегу моря, играющие в саду дочери. Отдельного упоминания стоит заказанная Соролье американским меценатом Арчером Хантингтоном серия жанровых полотен, изображающих быт испанских провинций. Художник работал над ней с 1912 по 1919 годы, запечатлев на картинах жизнь и традиции регионов во всем пестром разнообразии. В Национальной галерее в Лондоне представлено 60 работ Сорольи разных периодов — редкая возможность увидеть его творчество в таком масштабе за пределами Испании, а также вдохновиться на посещение мадридского музея художника.
|
«Элена Рубинштейн. Приключения красоты»
Музей искусства и истории иудаизма, Париж, Франция
До 25 августа
Основательница косметической империи, одна из самых богатых женщин мира, Элена Рубинштейн была страстным коллекционером искусства и известным меценатом. В ее собрание входили работы Марка Шагала, Мориса Утрилло, Пабло Пикассо, Фернана Лежа и Жоржа Брака. Именно обширная коллекция «императрицы красоты», как Элену Рубинштейн называл Жан Кокто, и стала предметом выставки в парижском Музее искусства и истории иудаизма. Произведения художников — живопись, графика, скульптура — соседствуют с многочисленными предметами ее интерьера и гардероба. Экспозиция организована хронологически и прослеживает насыщенный событиями и крутыми поворотами путь Рубинштейн. Родившись в небогатой еврейской семье в Кракове в конце XIX века, в 24 года, без денег и почти не владея английским, она эмигрировала в Австралию, где ее ждал первый успех и где был основан ее первый институт красоты. Позже она переедет в Лондон, а затем в Париж, где ее ближний круг составит интеллектуальная и художественная элита эпохи, от художников-авангардистов до Марселя Пруста. Успех ждет ее и в Нью-Йорке, куда она переезжает во время Первой мировой войны. Кураторы воссоздают дух времени и жизнь Элены Рубинштейн в каждом из городов, с которым была связана важная часть ее биографии, предлагая зрителям увлекательное и во всех смыслах красивое путешествие (одни туалеты от Пуаре, Шанель, Баленсиаги и Диора чего стоят), маршрут которого проходит между Краковом, Мельбурном, Лондоном, Парижем, Нью-Йорком и Тель-Авивом.
|
«Дженни Хольцер: неописуемое»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 9 сентября
На протяжении уже более сорока лет американская художница-концептуалистка Дженни Хольцер создает в публичных пространствах инсталляции, главным художественным средством в которых выступает текст. В конце 1970-х она размещала на улицах Нью-Йорка плакаты с противоречивыми философскими и политическими максимами в одно предложение, которые позже также печатались на футболках, шапках, появлялись в виде световых знаков и надписях на городских скамейках. За этой серией под названием «Истины» (Truisms) последовали «Воспитательные эссе» (Inflamatory Essays) с текстами социальной направленности, акцентирующими внимание на механизмах пропаганды и манипуляции общественным мнением. Антивоенная тема — одна из центральных в творчестве Хольцер. Так, среди работ последних лет на выставке представлена сайт-специфическая инсталляция «Здесь была война», посвященная жертвам гражданской войны в Сирии. Также в экспозиции — инсталляция «Я проснулась голой», материалом для которой послужили рассказы жертв сексуального насилия. Помимо творчества Хольцер самая крупная на сегодня ее ретроспектива включает в себя и работы важных, повлиявших на нее художников, таких как Луиз Буржуа, Элис Нил, Пол Тек.
|
«Джек Уиттен»
Музей современного искусства Hamburger Bahnhof, Берлин, Германия
До 1 сентября
Начав свой творческий путь в 1960-е под сильным влиянием абстрактного экспрессионизма, американский художник Джек Уиттен позднее выработал собственную живописную форму: экспериментируя с текстурами, в 1980-е он начал «конструировать» картины из небольших акриловых плиток наподобие мозаики. Многие свои работы Уиттен посвящал значимым для него людям, оказавшим влияние на формирование его художественных и мировоззренческих взглядов — Энди Уорхолу, Луиз Буржуа, Роберту Раушенбергу, Мартину Лютеру Кингу. На выставке среди прочего представлена своего рода психоделическая элегия борцу за права афроамериканцев (к которым принадлежал и сам художник) под названием «Желание Кинга» («Мечта Мартина Лютера») 1968 года. Много лет спустя, в 2011-м, Уиттен создаст посвящение первому чернокожему президенту США под названием «Приложение для Обамы» (Apps for Obama). Постоянным и неиссякаемым источником вдохновения для Уиттена был джаз: жизненная энергия и эмоциональная сила этой музыки также нашли визуальное выражение в его наполненных динамикой и цветом картинах в память легендарным персонажам: Дюку Эллингтону, Джону Колтрейну, Майлзу Дэвису, Би-Би Кингу и многим другим. Выставка готовилась при непосредственном участии художника, который, однако, не дожил до ее открытия.
|
«Антон Корбейн. 1-2-3-4»
Брандтc, Оденсе, Дания
До 17 ноября
Joy Division, Nirvana, Metallica, Бьорк, Дэвид Боуи, Том Уэйтс и еще несколько десятков групп и исполнителей — за сорок с лишним лет нидерландский фотограф Антон Корбейн запечатлел весь цвет современной музыки, приобретя статус столь же легендарный, что и его модели. На протяжении долгих лет он снимал клипы и делал графику для U2 и Depeche Mode, с которыми стало прочно ассоциироваться его имя. Однако в портфолио Корбейна — множество клипов и для других музыкантов, среди которых Джонни Кэш, Брайан Адамс, Coldplay, The Killers. В 2007 году Антон Корбейн дебютировал в кино, сняв художественный фильм «Контроль» — байопик Йена Кёртиса, фронтмена группы Joy Division, которую он много снимал еще в начале 1980-х, переехав из Нидерландов в Лондон. Следом вышли «Американец» с Джорджем Клуни и «Самый опасный человек» с Филипом Сеймуром Хоффманом. На выставке в музее Брандтс в датском Оденсе насыщенное и разностороннее творчество Корбейна представлено во всех ипостасях — абсолютный must see как для ценителей фотографии, так и всех, кто считает себя меломаном.
|
«Сколько стоит Голливуд?»
МоМА, Нью-Йорк, США
До 15 июня
В заглавие выставки кинопостеров в нью-йоркском МоМА вынесено одноименное название голливудского фильма 1932 года, снятого Джорджем Кьюкором. В нем идет речь об официантке богемного ресторана, мечтающей стать актрисой. Кураторы проекта отнюдь не ностальгируют по образам классического Голливуда — выставка призвана показать, как модели гендерных отношений, искусственно сконструированные «фабрикой грез», влияли на общество и культуру. В экспозицию вошли афиши 1920-1960-х годов, наиболее ярко иллюстрирующие механизмы голливудской маркетинговой машины, которая создала образы, до сих пор во многом определяющие «стандартное» мужское и женское поведение и каноны красоты. Выставку сопровождает серия кинопоказов фильмов с участием Барбары Стэнвик, Луизы Брукс, Марлона Брандо и других легендарных голливудских звезд.