23 марта на Исторической сцене Большого театра пройдет премьера балета Джона Ноймайера «Анна Каренина», партнером которого стал ювелирный дом Cartier.
Новая постановка является совместным проектом Большого театра и Гамбургского балета, где летом прошлого года состоялась мировая премьера балета одного из ведущих хореографов современности.
Как признается Ноймайер, он не преследовал цель перевести роман на язык танца, его «Анна Каренина» вдохновлена текстом Льва Толстого, но рассказывает историю, которая разворачивается в современной России. Отсюда и выбор музыки, которая соединяет XIX век с XX столетием и нашим временем: Петр Чайковский, Альфред Шнитке, Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). Балетмейстер, как и в других своих спектаклях, выступает здесь и в качестве сценографа, художника по костюмам, автора либретто и концепции светового оформления.
Cartier, Россия и балет
Партнерство с Cartier в этом проекте совсем не случайно. В более чем полуторавековой истории Дома можно найти множество примеров синтеза ювелирного, художественного и театрального искусств. Так, его основатель Луи Картье был большим ценителем русского балета, а также близким другом Сергея Дягилева, Льва Бакста, Александра Бенуа. Его любовь к этому виду творчества сыграла важную роль в творческом развитии Дома в начале XX века.
Наручные часы с акантовым орнаментом Cartier. 1912 |
«Загадочные» настольные часы «Модель А» Cartier. 1921 |
Брошь Cartier. 1913 |
Булавка для вуали Cartier. 1913 |
Тесно связана история Дома и непосредственно с Россией. В конце XIX века Cartier был постоянным поставщиком предметов ювелирного искусства императорского двора для рождественских торжеств.
Великая княжна Мария Павловна в чокере Cartier
Первые упоминания о связи Cartier с Россией относятся к 1860 году: в конце XIX века Дом регулярно поставлял предметы ювелирного искусства российскому императорскому двору для рождественских торжеств. В 1886 году князь Салтыков, первый русский клиент Cartier, приобрел браслет из золота, украшенный черной эмалью и изумрудами. Искренне восхищенный изделиями Cartier, князь поделился своими открытиями с императорским двором. Позже, будучи в Париже, великая княгиня Мария Павловна и другие члены императорской семьи не упускали возможности посетить бутик Cartier. В 1907 году императрица Мария Федоровна, вдова императора Александра III, нанесла визит Луи Картье в бутике на Рю-де-ля-Пэ, где тот представил ей свои лучшие творения. Мария Федоровна также высказала пожелание, чтобы Дом Cartier открыл филиал в Санкт-Петербурге. Эта просьба была частично удовлетворена: на Рождество 1907 года в гранд-отеле «Европа», расположенном на берегу Невы, открылась временная выставка.
Диадема-кокошник с сапфирами и бриллиантами, изготовленная по заказу великой княгини Марии Павловны. 1909
Ювелирное украшение с круглыми и квадратными бриллиантами и двумя грушевидными жемчужинами — заказ графини фон Гогенфельзен (Ольги Палей). 1908
Французский ювелирный дом и его русские клиенты оказали друг на друга историческое влияние: братья Картье были очарованы русской культурой, а русские аристократы по достоинству оценили изысканный парижский вкус. Вдохновленный русским фольклором, Дом Cartier в 1908 году создал диадему-кокошник. Сегодня в архивах Cartier можно найти фотографию такой диадемы, заказанной великой княгиней Марией Павловной в 1909 году: это внушительное по размеру изделие, усыпанное круглыми бриллиантами и сапфирами.
Имя Cartier украшало и часы многих русских клиентов. Часы Tonneau с удовольствием носил знаменитый композитор Игорь Стравинский, соратник Сергея Дягилева, вместе с ним изменивший навсегда мир искусства.