Мэтр французского кино создал еще один портрет сильной женщины.
На сей раз девушку невыносимо красивую и смертельно опасную сыграла наша соотечественница — Саша Лусс.
СССР, конец 1980-х. Девушка Анна (супермодель родом из Магадана Саша Лусс) терпит издевательства своего бойфренда Петра (вездесущий Александр Петров проник и в западное кино). Тот якобы спас ее от работы на улице, а потом подсадил на наркотики. Когда парень с друзьями решится на ограбление, это приведет к неожиданным последствиям, и в жизни Анны все изменится. Привлекательный агент КГБ, которого кличут Алексом (Люк Эванс) предложит ей работу — либо смерть. Выбора, понятное дело, нет. Благодаря хитро продуманной спецоперации Анну пригласят работать моделью во Франции. Девушка окажется в Париже, где тут же станет востребованной. В нее влюбится коллега — модель по имени Мод, сыгранная Лерой Абовой, которая переехала из России в Берлин в подростковом возрасте. После смерти крупного российского бизнесмена, связанного с торговлей оружием, личностью Анны заинтересуется агент ЦРУ Ленни Миллер в исполнении Киллиана Мерфи. Но Анна — профессионал, за нее можно не беспокоиться. Тем более что контролирует ее деятельность умудренная опытом кэгэбэшница Ольга — почти неузнаваемая Хелен Миррен. Поначалу Ольга не видела в Анне потенциала, но потом поверила в нее и даже прониклась к ней симпатией.
С первых же минут «Анна» поражает даже не столько пресловутой «клюквой», сколько банальной небрежностью. Героиня продает матрешки на рынке рядом с Кремлем в Измайлово, который начали строить только в 1998 году. Называют это место почему-то Измайловским парком. Рядом с гостиницей «Космос» стоит памятник Де Голлю, который на самом деле появился гораздо позже. Это все еще можно простить — не будем занудами, это ведь не Мавзолей на Красной площади во времена Николая II, как в одном недавнем сериале. Но ноутбук почти современного вида, обладательницей которого является наркоманка Анна — это все же слишком. Да и мобильные телефоны в начале 90-х только-только появлялись, а не использовались каждым вторым. Поначалу все эти детали страшно мешают смотреть фильм, который кажется просто-напросто халтурой. Но потихоньку перестаешь обращать на них внимание. Более того: понимаешь, что вся эта «лажа» носит концептуальный характер. Во-первых, это весело. Во-вторых, действие в картине Бессона постоянно мечется из настоящего в прошлое и обратно, так что постепенно временные пласты в сознании смешиваются, и это как раз подчеркивает путаница во временах, проявляющаяся в деталях. В-третьих, ситуация Холодной войны сейчас повторяется, и осовременивание Москвы 90-х в «Анне» это подчеркивает.
В итоге «Анна», которую западные критики заплевали (да и российские в большинстве своем тоже), к финалу кажется фильмом гораздо более стоящим, чем он казался поначалу. Красивые наряды, в которых профессионально позирует эффектная и иногда по-настоящему инопланетная Саша Лусс. Парочка вполне изобретательных боевых сцен: убивать битыми тарелками — это эффектно. Любовный четырехугольник. Сюжет, развивающийся неожиданным образом: здесь все не то, чем кажется. Что, в конце концов, еще нужно, чтобы получить удовольствие от летнего фильма? Не великого, но приятного.
Конечно, Бессон, по сути, сделал еще одну версию своей «Никиты». И, разумеется, «Никита» была лучше: Саша Лусс не Анн Парийо, и душераздирающих сцен вроде той, где героиня Жанны Моро учит Никиту улыбаться, а та может изобразить только гримасу боли, в «Анне» нет и в помине. Да и с визуальной точки зрения картина 1990 года была интересней: насыщенные цвета привносили чувственность и тревожность. При этом сюжетно ленты во многом очень схожи — вплоть до деталей. Во время первого задания, например, обеих девушек подставляет собственное начальство, чтобы выяснить, справятся ли они с чрезвычайной ситуацией. Обе героини, конечно же, мечтают лишь о свободе, обрести которую, кажется, невозможно. Обе влюбляют в себя до безумия сразу нескольких мужчин.
В финале «Анны» Бессон устами одной из героинь произносит феминистский монолог. В 2019-м это уже не выглядит откровением. Интересно другое: режиссер, если судить по его работам, был феминистом еще тогда, когда это не было в моде. Почти все его главные фильмы: «Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Жанна Д’Арк», «Люси», а теперь и «Анна» рисуют портреты сильных морально и физически женщин, вызывающих настоящее восхищение. И даже возможные упреки в объективации (героини еще и чертовски сексуальны) легко отбить. В картинах француза эти женщины обладают властью над мужчинами, а не наоборот — даже если они формально от последних зависят. Выбор и последнее слово всегда за ними. Хотелось бы закончить текст именно так, но придется по-другому. Ведь то кинематограф, а в реальной жизни Люка Бессона в прошлом году обвинили в сексуальных домогательствах и даже в одном изнасиловании. Впрочем, судьба Харви Вайнштейна его пока не постигла.