Для нашего колумниста Ольги Мичи нет ничего слишком далекого или экстремального, когда речь идет о новых местах и уникальных объектах съемки.
Новый рассказ —
о дайвинге с крокодилами-людоедами.
Предыстория
В декабре прошлого года морозным вечером я пряталась от московской суеты дома. Я обожаю, равно так же, как и не люблю, большие города, дающие огромные возможности и всегда требующие слишком много взамен. Жизнь в них не затихает ни на мгновение: люди, бесконечно бегущие куда-то, гул дорог — словно громадный улей в голове, под ногами система бесконечных туннелей, опоясывающая вечно сверкающий город. Даже небо, расчерченное причудливыми узорами от жизнедеятельности авиации, отбирает последнюю надежду на частичку простора и тишины. Как же не хватает среди всей этой суеты тишины и свободы, как же сложно здесь волевым решением вернуться к жизни без телефона и прочей бытовой техники, создающей бесконечные шумы и помехи! Так хочется открыть окно, и чтобы там — воздух, такой опьяняющий, чистый воздух, и птицы поют, там бездонное небо, голубое-голубое и принадлежащее только тебе одному. Хочется туда, где нет телевидения, показывающего большую часть времени ненастоящую, надуманную жизнь и вовлекающего в хитросплетения чужого ума. Хочется туда, где только ты наедине с самим собой и со своими желаниями в поисках душевного спокойствия и гармонии. Я все чаще сбегаю за город, где в саду, посаженном мною, благоухают розы, а на скамейке лежит томик, наполненный очередными приключениями на лоне Африки или же в дебрях Амазонии. А в холодное время года, когда розы мирно спят под снежным сугробом, заранее заботливо укутанные в лапник, словно в пуховое одеяло, я нахожу свою отдушину в передачах канала Animal Planet.
Это просто удивительно, насколько близка и далека может быть Африка. Раньше, когда я еще не была знакома с Черным континентом, казалась, что это совершенно другой мир, такой чужой, дикий и опасный. Но сейчас, совершив туда не один десяток перелетов, посетив множество стран и познакомившись со многими известными фотографами и учеными, работающими на африканской земле, я и сама стала ощущать себя частью этого уникального мира.
Вот на экране «Беар» Гриллс учит выживать в танзанийской саванне. Забавно. Интересно, долго ли он смог бы там продержаться без целой команды, стоящей за кадром? Поверьте мне, это абсолютно не здорово бродить в одиночестве по степям, наполненным африканскими клещами, укусы которых вызывают высокую температуру. А если учесть, что им «в помощь» армия насекомых отправила злую муху цеце, укус которой как минимум очень болезненный? И если и этого будет мало, то велика вероятность познакомиться с малярийным комаром, не говоря уже о других паразитах, живущих в воде и мясе диких животных. Не стоит забывать и об опасности встречи с хищниками, крупным рогатым скотом, слонами, змеями и браконьерами.
А вот показывают заповедник Шамвари, фильм об уникальном месте и тяжелой повседневной работе по сохранению хрупкой экосистемы заповедника. Вообще, в Африке очень много программ по защите животных. Одна из самых крупных — по сохранению и восстановлению популяции носорогов. За последнее время браконьеры практически уничтожили этих животных в ряде центральноафриканских стран. Многие мои друзья участвуют в различных проектах, призванных сохранить и восстановить численность этих мощных и прекрасных животных.
А вот на экране демонстрируют, как группа ученных изучает и мониторит передвижение больших белых акул в местечке под названием Гансбай на острове Дайер. А знаете ли вы, что практически все акулы в этой акватории имеют имена, и специалисты легко различают каждую из них? А вот и мой любимый шкипер Хенни Отто. Сколько раз мы с ним ходили в этих водах на фотоохоту за прекрасной хищницей и ее усатой жертвой — морским котиком!
Но в тот вечер показывали что-то совершенно новое и дерзкое, что мгновенно привлекло мое внимание: отважный ученный бросал вызов хищной «королеве морей и океанов». Он был один на один с большой белой акулой, без какой-либо защиты и клетки! Нос к носу, глаза в глаза! Да еще и посмел оседлать громадную хищницу, как ручного дельфина! Моему восторгу, удивлению и преклонению перед храбрецом не было предела. А звали пожилого героя Амос Нахум.
Мне понадобилось некоторое время, чтобы найти этого ученого, и, в конце концов, я получила от него долгожданный ответ: «Вы в команде». Оказалось, что Амос является легендарным фотоохотником и редким знатоком флоры и фауны как подводного, так и надводного мира. Он неоднократно возглавлял экспедиции Национального географического общества, спродюсировал огромное количество документальных фильмов для каналов Discovery, BBC, CNN, был лидером команды National Geographic. Его фотографии и очерки печатаются в сотнях изданий по всему миру. Он является победителем многочисленных конкурсов, более того, возглавляет жюри на различных авторитетных конкурсах фотографии. И помимо громадной акулы, ученый работает с белыми медведями, китами, касатками, морскими львами, хищными леопардовыми тюленями, анакондами и нильскими крокодилами. Но каждому столь «интимному» знакомству отводится свое время года и свое место.
Вы даже не представляете, какова была моя радость, когда Амос прислал мне программу-план своих путешествий на ближайший год!
Я решила не откладывать и приступила к подготовке приключения. Ученый сказал, что готов взять меня в интереснейшую поездку, но выдвинул требование: я должна уметь с легкостью собирать подводное снаряжение и чувствовать себя в нем под водой как рыба. Вот тебе на! Я не то, что под водой, я и на поверхности-то плавать не умею, а мои уши ни в какую не переносят попадания в них воды. Ничего, нужен ему сертификат PADI — значит, придется достать. И очень на руку, что через пару недель я отправляюсь на Фиджи.
Честно говоря, я не думала, что осуществить эту задачу будет настолько сложно. Для начала, водрузив на меня многокилограммовое оборудование, инструктор-иностранец скомандовал прыгать в воду. Он что, с ума сошел? Прыгать? Я верчусь с трудом! В довершение всего на глубине 7 метров он отнял у меня регулятор воздуха и, толком ничего не объяснив, потребовал вставить его снова. Ну и нахлебалась я воды, пока боролась за всплытие!
В последующие дни мне пришлось преодолеть множество страхов, порезаться об острые кораллы и выпить не один литр соленой воды, прежде чем я научилась уверенно чувствовать себя среди разноцветных рыб. Теперь, когда в моем дайв-логе (дневник регистрации погружений сертифицированного дайвера — прим.) множество записей, я улыбаюсь, вспоминая о тех мучительных для меня днях. И сейчас я могу сказать абсолютно точно, что любое преодоление себя и своих страхов делает сильнее, закаляет силу воли и тренирует характер.
И вот я уже пакую чемоданы, чтобы побороть еще один страх в компании с глубокоуважаемым ученым, фотографом и просто самым отважным человеком их тех, кого я знаю — Амосом Нахумом. Мы собираемся заглянуть в глаза самому опасному для человека хищнику в мире — нильскому крокодилу! Поверьте мне, такое делали немногие, ведь мы погрузимся в естественную среду обитания хищника — в холодные воды африканской реки Окаванго, где-то очень далеко в Ботсване.
Правила, приложенные к письму-инструкции, гласят, что мне следует плыть рядом с Амосом на расстоянии не более двух метров от него. Необходим полный контроль плавучести и строгое соблюдение правил и норм дайвинга. Ни при каких обстоятельствах не допускается тактильный контакт с речным монстром. Необходимо привезти с собой все оборудование, которое позволит находиться в воде достаточно долго и чувствовать себя под надежной защитой.
Интересно, если я встречусь с гигантом, достигающим шести метров в длину и 900 кг в весе, уместно ли само понятие «чувствовать себя под надежной защитой»? Не думаю, что в этот момент у меня вообще возникнет хоть какая-либо мысль его потрогать! Следующий пункт: «Стробоскопические источники света и подсветка для видеосъемки рекомендуются к использованию на все время погружения. Вы будете настолько близко к хищнику, что увидите отражение света от блестящих глаз крокодила, его белоснежных зубов и т.д.».
Все это, конечно, очень смешно, если бы не было до жути страшно. Интересно, что они имели в виду под «и т. д.»? Что еще может отражать свет? Неужели тот, кого он недавно съел, тоже будет из-за крокодиловых зубов улыбаться? Нильских крокодилов не зря называют людоедами, ведь они живут в непосредственной близости от людских поселений и убивают сотни, а может, даже тысячи человек в год. Судя по последним исследованиям, атаки монстра происходят от 275 до 745 раз в год, и 63% из них становятся фатальными для человека. Таким образом, нильского крокодила можно считать наиболее плодовитым и опасным для человека хищником.
Метод работы
Амос работает с крокодилами только в зимние месяцы. В Африке зима приходится на июнь-июль. В это время температура воды составляет всего 14 градусов по Цельсию, и крокодилы предпочитают греться на солнышке. В этот период речные монстры менее активны, и тем самым облегчают нам задачу по их обнаружению.
Мы начнем операцию по поиску крокодилов в 9 утра. И как только настигнем цель — незамедлительно погрузимся в воду. На поверхности нельзя находиться дольше нескольких секунд, так как это зона повышенной опасности. Мы быстро опустимся на дно и начнем поиски самого агрессивного и наиболее приспособленного хищника в мире, способного убить все живое в месте своего обитания и обладающего уникальной хваткой среди всех животных и акул!
Надо сказать, что мы собираемся жить на крошечном островке, затерянном в акватории реки, в специально разбитом для нас палаточном лагере. И это уже является настоящим приключением, если учесть, что воды вокруг кишат не только крокодилами, но и бегемотами, а они, между прочим, тоже представляют серьезную опасность для человека. Мы собираемся продержаться на острове не менее восьми дней, в течение которых совершим чуть больше 30 погружений в холодные и недружелюбные воды Окаванго.
Ну что же, экспедиция по поиску самого большого африканского речного монстра начинается. Во что она выльется, вы узнаете совсем скоро!
А ведь все началось с простой нехватки тишины, свежего воздуха и небольшого томика, забытого на скамье среди прекрасных роз…
Предыдущая статья
Профессионально о путешествиях — в рассказах Ольги Мичи. Увидеть Конго и не умереть. Часть 3
Для нашего колумниста Ольги Мичи нет ничего слишком далекого или экстремального, когда речь идет о новых местах и уникальных объектах съемки. Во второй части рассказа путешественникам удалось благополучно добраться до дома в центре джунглей, впереди — охота с пигмеями.
Пигмеи ба’ака известны
своей музыкой и песнями,
которые стары как мир.
Еще четыре с половиной тысячи лет назад египтяне обнаружили этот низкорослый народ в верховьях Нила и, точно так же, как мы сейчас, были очарованы красотой голосов открытого ими этноса. В своих напевах пигмеи великолепно выражают чувства и эмоции. Не зря же ЮНЕСКО внесла устную культуру ба’ака в список шедевров духовного наследия человечества. Завороженные красивыми голосами, похожими не то на птичий щебет, не то на воркование лесных эльфов, мы едем на охоту.
Читать далее…