Многоликий Хичкок, оставшийся в истории кино как «мастер саспенса», не уставал рассказывать новые истории, в которых герои обманывали и были обмануты, пугали и пугались и приходили к финалу совсем не так и не теми, как того можно было ждать. Не ставя перед собой цели перечислить все работы режиссера, вспоминаем те из них, которые стоит пересмотреть в эти выходные.
Большой любитель камео, Хичкок снялся в каждом из своих фильмов в крошечной эпизодической роли, и это проявление его фирменного стиля тоже может удержать зрителя в напряжении.
«В случае убийства набирайте „М“», 1954
«Если двое любят друг друга, это сразу видно», — говорит бывший теннисист Тони Вендис, объясняя, почему так боится, что обеспеченная жена захочет развода. Говорит он это тому, кто вскоре встанет за шторой с чулком в руках — разумеется, чтобы придушить доверчивую Марго. Преступление идет не по плану, героиня Грейс Келли оказывается за решеткой, и в игру вступает ее близкий друг Марк. Кстати, всю кутерьму обеспокоенный муж решил затеять именно из-за него. По счастливой случайности он — писатель, сделавший имя на детективных романах, так что распутывать дело берется сам. Альфред Хичкок как всегда превращает развитие сюжета в завораживающее действо. С самого начала объясняя зрителю, что к чему и кто задумал совершить убийство, он заставляет беспокоиться за героев, не знающих о происходящем. Ведь быть в курсе мотивов преступления вовсе не значит понимать, чем всё закончится.
«Головокружение», 1958
Бывший сыщик Джон Фергюсон по прозвищу Скотти, случайно увидев на улице девушку, следует за ней до отеля, где она живет, а после стучится в номер и в ультимативной форме приглашает ее на ужин. Причина такого не слишком типичного для него поведения — внешнее сходство простоватой рыжеволосой Джуди с утонченной блондинкой Мадлен, которую Скотти никак не может забыть. «Головокружение» — очередной фильм Хичкока, ломающий представления о жанрах. Одновременно триллер и детектив, он снят совсем не так, как привыкли зрители — что, к слову, первоначально и вызвало у них отторжение. Занимающий сегодня первое место в составленном на основе мнений киноведов рейтинге лучших фильмов, он был принят весьма прохладно, уступив в популярности другим картинам режиссера.
«На север через северо-запад», 1959
Роджер Торнхилл — успешный рекламный агент, сын взбалмошной матери и любитель хорошо пошутить за обедом. Однако люди, предварительно вывезшие его ресторана в какой-то загородный дом, упорно видят в нем Джорджа Каплана — агента разведки, которого им непременно хочется убить. Способ покончить с Капланом они выбирают весьма необычный, но рекламный агент не был бы рекламным агентом, если бы, накачанный бурбоном и посаженный за руль, вовремя не смог бы вывернуть его в нужную сторону. Теперь Торнхилл вынужден вести собственное расследование, ведь он уверен, что никакого Каплана не знает, не говоря уже о том, чтобы быть им самому. Дело осложняется тем, что к этому времени он уже считается проникшим в ООН убийцей, чья фотография есть во всех газетах. Заставив Кэри Гранта влюбляться в незнакомку из поезда, бегать по дорогам и полям от нависшего над ним «кукурузника» и бороться со злодеем, Хичкок получил то, чего хотел — динамичное действо с участием актеров, от которых зрители ни того времени, ни нашего никак не могут отвести глаз.
«Психо», 1960
Фильмы Хичкока давно разбирают на составные части, анализируя решения «мастера саспенса», вглядываясь в кадры и придумывая трактовки и целые теории. «Психо» закрепил за ним это почетное звание: о сцене убийства в душе хорошо знают даже те, кто фильм ни разу не смотрел, — так основательно она утвердилась в мировом кинематографе и зрительском сознании. Режиссер-новатор, Хичкок не поленился скупить весь доступный тираж романа Роберта Блоха, на который опирался сюжет. Разумеется, для того, чтобы зрители, отправляясь на фильм, понятия не имели, что будет происходить следующие пару часов.