Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с Александром Самойленко

Александр Самойленко и Рената Пиотровски

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актером и продюсером Александром Самойленко о силе мелодрам, русской провинции, работе с Климом Шипенко и… лени.

Получилось ли?

В сериале «Бедные смеются, богатые плачут» я сыграл олигарха. И, судя по тому, как часто меня приглашают играть олигархов, я делаю вывод, что… я на них чем-то неуловимо похож! (Смеется.) Возможно, есть какая-то импозантность в моем внешнем облике. При этом… роли олигархов я не люблю. «Бедные смеются, богатые плачут» — нетипичное драмеди — драма там есть, и она довольно жесткая, но в то же время играем мы в несколько комедийном ключе, потому что это все-таки ТНТ. Жанр сложный — получилось ли? Уникальность съемок состояла в том, что мы снимали одновременно тремя группами. Это позволял сделать и сценарий (жизни бедных и богатых почти не соприкасается — и это тоже считывается как метафора), и огромный дом. Потому что это целая резиденция. Мы сняли за 21 день — жесточайший график! Наверное, я никогда так не уставал.

Александр Самойленко
Александр Самойленко

Русская провинция

Я как продюсер все чаще ухожу из Москвы и стараюсь снимать подальше от столицы — например, в Костроме. Я очень люблю этот город и вообще очень тепло отношусь к красивейшей русской провинции.

Готов помогать

Недавно очень талантливый парень Никита Кологривый дал откровенное интервью: в очень резких выражениях, как любой молодой максималист, заявил, что он не любит непрофессиональных артистов. Я не могу так сказать, что не люблю, потому что есть безумное количество замечательных, талантливых непрофессиональных артистов — и им я всегда готов помогать. Но если таланта нет, меня это раздражает. Во-первых, это мое рабочее время. Во-вторых, такие персонажи нивелируют мою профессию. Я ведь не пойду сейчас в науку — не заявлю, что понимаю в том, в чем не понимаю? Если ты умеешь кривляться на камеру в блоге, это еще не значит, что ты обязательно будешь хорош в кино.

Александр Самойленко

И они любят мелодрамы

Работать на «России-1» мне очень комфортно. Тут я шоураннер, вместе с моим замечательным партнером Давидом Ткебучава мы сочиняем проект, ведем — и редактура очень лайтово к нам относится, нам никто не мешает. А вот в онлайне редактура зверская, с моей точки зрения, — и порой она может просто переломать весь твой замысел. Да, «Россия-1» — это определенный зритель, это 50+, это женщины. И они любят мелодрамы — и я тоже искренне их люблю. Я считаю, что это один из лучших жанров. Те же «Наследники» — мелодрама чистой воды. Мелодрама держит зрителя от начала и до конца — а вот «Слово пацана» меня ничем не держит, для меня там нет события, которое меня как зрителя ведет от начала и до конца.

Александр Самойленко и Рената Пиотровски

К тому же, я ленивый

Я попробовал себя в роли режиссера. Мне казалось, что я войду в профессию — и буду гениальным режиссером. А оказалось, что это совершенно другое видение, другое ощущение камеры и т. д. Я снял очень два плохих, ужасающих проекта. И завязал. Нет, мне все равно хочется снимать, и я потенциально все время думаю — может, сниму? Но я понимаю: будет лажа. И поэтому не берусь. К тому же, я ленивый, и это ужасно — с утра до вечера о своем фильме думать… А вот прийти артистом чуть-чуть поработать — это по мне.

Это кайф!

Когда мы начинали снимать «Папины дочки», я был уверен, что получится полная ерунда — никто не ожидал, что проект так взлетит. Это чистой воды ситком, и это снимали как ситком. Сидит зритель — и реагирует, смеется. Это кайф! Актер заводится от зрителя! А вот съемки на натуре — это, по-моему, лишнее.

Александр Самойленко
Рената Пиотровски

Режиссер-лицедей

Второй «Холоп» — триумф Аглаши! Она там такая! И для меня второй «Холоп» круче первого. А сборы меня разочаровали — я ожидал, что мы хотя бы приблизимся к «Чебурашке». Я не имею никакого отношения к деньгам, это чисто профессиональный азарт. Но смотреть надо на большом экране! Одна сцена бала чего стоит, один вход Аглаи с Милошем Биковичем снимался почти целый день. Это круто, это качественно. И здесь мне было интересно играть — я даже дерусь с Машей Мироновой! Вообще для меня Клим Шипенко — это некий символ. Позовет — приду. В «Тексте», например, я просто озвучивал телефонный разговор — и мне было в кайф. Я считаю, что это один из лучших режиссеров в России, а может и в мире на сегодняшний день. Я обожаю лицедейство в театре, в кино, и вот он — режиссер-лицедей, он настолько многогранен, он снимает разные жанры — и всегда круто. И его «Декабрь» — это такое авторское кино, но в мейнстримовском ключе, я готов его сравнить с «Братом» Балабанова.

Александр Самойленко

Сладкое название

Я снимаю не чистой воды мелодрамы, а разбавляю их экшеном, криминальными сюжетами, чтобы внутри истории были неожиданные повороты и порой жесткие вещи. Я люблю такое смотреть — и люблю такое делать. Например, «Счастье не за горами» — это сладкое название, а внутри — довольно сложная схема. Помните сериал «Мы» со сложными флэшбеками — мы вдохновлялись вот такой стилистикой. Редактура не пропустила какие-то вещи: дескать, зритель не поймет, поэтому сериал шел не в прайм-тайм и летом — и при этом показал очень хорошие цифры.

Александр Самойленко

Поцелуй в сторону детства

Сейчас мы занимаемся проектом об учителях. Это была моя идея: у меня мама учитель, у Давида — тоже, у Антона Андреевича Златопольского — тоже… И мы попытались сделать такую оду учителям, написали восемь серий — 1955 год, 1965-й, 1975-й, 1985-й… Это сага про одну и ту же школу плюс бодрый детектив внутри. Эта история хватает зрителя за шкирку и тащит за собой — и ему хочется узнать, чем все закончится. Будет и про «Хлопковое дело», с которого, в общем-то, началась перестройка, когда в Узбекистан приехали полторы тысячи следователей для демонстрации борьбы с коррупцией. При этом мы старались сделать аполитичную историю. А еще я родился в Ташкенте, так что этот проект — это поцелуй в сторону моего детства. Сценарий готов — ждем запуска!

Я тебя не узнаю!

Моей дочке — четыре с половиной, а свой первый фильм как продюсер (и в нем же я сыграл одну из главных ролей) я снял в 2004-м. Дочка случайно наткнулась на него в интернете и удивилась — «Ой! Папа! Я тебя не узнаю». И это счастье, это прелесть, что моя дочка может увидеть, каким я был 20 лет назад. Такая вот магия кино.

Рената Пиотровски и Александр Самойленко

Не можешь познать необъятное

Что мешает жить? Возможно, возраст: эти цифры в голове сидят. Во-вторых, есть ощущение, что хочется чего-то большего в жизни, а это большее не появляется, а срок твоей жизни истекает. Это какая-то внутренняя недосказанность. Я Овен — буду биться, пока не добьюсь. Поэтому у меня нет несбывшихся планов, я ничего не откладываю на потом. Но от этого не легче, потому что ты не можешь познать необъятное, не можешь успеть везде, не можешь воплотить до конца все свои замыслы. Причем я Овен, который ленив до безумия, так что мне все время кажется, что я мало сделал.

«Скамейка»

У меня есть замечательный антрепризный спектакль — «Скамейка» Александра Исааковича Гельмана. Эту пьесу я хотел сыграть еще лет 20 назад. Гельман — гений! Вот сыграли с моей однокурсницей Аленой Яковлевой — получилось мило! А как продюсер я сделал спектакль «Дядюшкин сон» по Достоевскому в Театре Гоголя: постановщик — Саша Марин, играют Алена Яковлева и Саша Семчев. А как зритель я в восторге от спектакля «Сашашишин» Гарика Сукачева — симпатичная и немножко наивная история!

Александр Самойленко

За марлечкой

Зарубежное кино смотреть проще. В нашем я всех актеров практически знаю лично — и это знание мешает смотреть беспристрастно. А в зарубежном кино каждый актер для меня будто за какой-то марлечкой стоит, она скрывает все их недостатки — и за историей наблюдать проще.

Пишу сценарий

Я купил права на одну пьесу и пишу сценарий — пишу потенциально для себя. Это не блокбастер, это довольно локальная история, как любая пьеса, но мне кажется, что я там раскроюсь в каких-то новых для себя качествах. Мне нравится, что в пьесе необычный финал: сюжет развивается в одном жанре — и вдруг все переворачивается с ног на голову, и комедия превращается в триллер, а заканчивается все… полным трешем! Заинтриговал?

Александр Самойленко

Надежное плечо

Творчество — это всегда команда. Вот в спорте я предпочитал индивидуальные виды — теннис, фехтование. А в кино мне нужен партнер и надежное плечо.

Александр Самойленко и Рената Пиотровски

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Ксения Угольникова
Выражаем благодарность ресторану Mina за помощь в организации съемки.