Культура

«И радостно, и непонятно»: интервью с режиссером «Кислоты» Александром Горчилиным

Режиссер фильма «Кислота» Александр Горчилин рассказал Posta-Magazine о работе над картиной, советах Кирилла Серебренникова и новых проектах.

Картина «Кислота» вышла в широкий прокат. Не пропустите!

Дмитрий Барченков: Найти тебя для интервью сейчас практически невозможно. Суббота, 10 утра — единственное время, как меня уверили, когда ты можешь поговорить. Расскажи о своем необычайно плотном графике?

Александр Горчилин: Да, у нас ежедневные репетиции. В «Гоголь-центре» мы восстанавливаем спектакль «Идиоты» Кирилла Серебренникова по одноименному фильму Ларса Фон Триера. Спустя пять лет решили сделать новую версию. И очень сложно без режиссера — приходится довольствоваться какими-то его старыми записями. Еще выход фильма в прокат, плюс — готовлюсь клип снимать.

— Это тот, что для Монеточки? Разные слухи ходят…

— Все слухи — ложь. Мы не прошли стадию переговоров. Я снимаю для Антона Севидова и его группы Tesla Boy (Антон Севидов — частый участник проектов «Гоголь-центра» и самого Кирилла Серебренникова, к саундтреку фильма «Лето», например, он написал несколько аранжировок, а в самой картине исполнил эпизодическую роль. — Прим. ред.) Завтра первый съемочный день. Сегодня еще нужно объехать несколько локаций. Что-то я очень волнуюсь.

«И радостно, и непонятно»: интервью с режиссером «Кислоты» Александром Горчилиным

— Давай тогда отвлечемся и поговорим о твоем фильме «Кислота». Валера Печейкин — главный драматург «Гоголь-центра» и сценарист «Кислоты» — мне в интервью признался, что ты был инициатором картины: позвонил и сказал, что хочешь снимать кино. Так все и было?

— Почти. Сразу скажу, я не из тех людей, которые ходят везде со своей идеей и просятся снимать фильмы. Началось все с Сабины Еремеевой. Мы хорошо знаем друг друга, она видела мои документальные работы. Поэтому, наверное, решила позвонить и предложить дебютировать. Меня же осенило, что есть Печейкин. Не знаю, обрадовался он или удивился, но мне в тот момент интуитивно показалось, что нужно связаться именно с ним, что ему будет интересно написать историю не в его специфике — про внутреннее мироощущение молодых ребят. В театре Печейкин говорит совсем о других вещах. По крайней мере, я так думаю. Мы все шли на риск, но, знаешь же, кто не идет на риск, идет на х*й.

«И радостно, и непонятно»: интервью с режиссером «Кислоты» Александром Горчилиным

— Историю придумал Печейкин, но все-таки в ней есть твои мысли? Фильм о тебе?

— Совсем нет! Он связан с моими ощущениями трех- или четырехлетней давности. Сейчас я уже другой. Мы начали придумывать фильм, когда мне было 24 года. Понятно, что сейчас, когда мне 26, я не далеко ушел, но какие-то темы, которые меня заботили тогда, сейчас уже не важны. «Кислота» — это сборник наблюдений о разных, в какой-то степени близких мне людях. Действительно, я рассказывал Валере о своих переживаниях, делился историями, которые происходили со мной и друзьями, но фильм ни в коем случае не обо мне любимом.

— Ожидал ли ты, что случится такой резонанс? Победа в конкурсе дебютов на «Кинотавре», большая часть смотревших — в восторге, на редкие допремьерные показы регистрация закрывалась через 2–3 минуты.

— Нет, конечно. Я вообще не особо слежу за всей ситуацией. Приз — круто, но всегда же рассчитываешь на худшее. Могу сказать точно, что для меня важна была премьера на «Кинотавре». Мы два года готовили фильм. Когда изо дня в день смотришь на один и тот же материал, он для тебя обесценивается. Ты уже не понимаешь, для чего вообще кино делал. Вдруг ты видишь эти впечатления на лицах зрителей, и наступает очень странное состояние: и радостно, и непонятно. Ведь всех цепляет то, что для тебя уже смысла не имеет. Для меня сейчас фильм — это уже пройденный этап. Пусть он там где-то в кинотеатрах идет и пусть люди смотрят.

«И радостно, и непонятно»: интервью с режиссером «Кислоты» Александром Горчилиным

— Получается, что «Кислоту» снимали еще до того, как Серебренников оказался под домашним арестом. Была поддержка с его стороны?

— Он все говорил, что будет помогать, но не помогал. (Смеется.) Да, на самом деле я и не обращался как-то за помощью. Единственное, помню, когда только началась съемочная паника, я прибежал к нему с фразами: как вообще снимать?! Он тогда очень хороший совет дал: «Саш, ты ж актер? Вот и сыграй режиссера. Ты же видел, как я снимаю, как Гай Германика…» К слову, финальный вариант «Кислоты» Кирилл Семенович так и не видел. Почему-то готовую версию я ему пока не передал…

— Уже год прошел с момента ареста Серебренникова, «Гоголь-центр» продолжает жить, но по-другому. Как?

— Нам не стало тяжелее или легче. Просто наступил период взросления. Теперь мы понимаем, что зона ответственности выросла, что нет условного «папы», который в любой момент может все исправить. Это как с переездом от родителей: ты съезжаешь и понимаешь, что теперь должен жить сам. Это, конечно, жестко. Такого не должно быть. С театром точно. Место, где задана определенная планка, в которое верят люди, всеми силами пытаются уничтожить. Я вообще не думал, что когда-то застану подобное. Для меня это страницы истории, страшные рассказы про Советский Союз. А здесь героем подобных историй становишься ты сам.

«И радостно, и непонятно»: интервью с режиссером «Кислоты» Александром Горчилиным

— Согласен. Кажется, революционные потрясения 50-летней давности прошли безвозвратно, но и сейчас есть люди, готовые бороться, писать петиции…

— Получается, что мы всем довольны, раз ничего не меняем. У нас с Никитой Кукушкиным (актер «Гоголь-центра» — Прим. ред.) есть условное правило: если хочешь идти какать, то ты идешь и какаешь. Ты можешь терпеть, ждать, но твоя конечная цель не поменяется — туалет. Ты пойдешь и обосрешься. И мы поняли, что оно распространяется на разные масштабы. Если у тебя есть какое-то желание или потребность, ты все равно этого добьешься. Если мы видим, что время идет и ничего не меняется, значит, всех все устраивает. Наверное в определенный момент всем в голову стукнет, что так жить нельзя, живущий в нищете мужик восстанет, возьмет лопату… Но мне кажется, что и такого не будет, потому что воля у людей окончательно подавлена. Не знаю, как исправить. Искусством, разве что.

«И радостно, и непонятно»: интервью с режиссером «Кислоты» Александром Горчилиным

05 октября 2018
Дмитрий Барченков для раздела Культура