Для многих наших соотечественников Саудовская Аравия — страна, знания о которой исчерпываются ее географическим положением, сведениями о том, что именно на ее территории располагаются две главные мусульманские святыни Мекка и Медина, а также экономическими сводками о стоимости нефти. Меж тем в последние три года в стране проводятся активные политические и экономические реформы, инициированные наследным принцем Мухаммадом бен Сальманом с целью диверсификации экономики и снижения ее зависимости от нефти.
Изменения коснулись и сферы культуры: в королевстве, население которого почти на 70 процентов составляет молодое поколение до 30 лет, развивается современное искусство, возрождается киноиндустрия, которая была запрещена в течение 35 лет. Кроме того, запускаются амбициозные культурные проекты международного уровня.
В середине июня в первые дни чемпионата мира по футболу в Музее Москвы прошла выставка культуры ближневосточного королевства, где среди прочего можно было увидеть несколько короткометражных художественных и документальных фильмов, снятых молодыми режиссерами из Саудовской Аравии за последний год. Был среди них даже мюзикл в духе «Ла-Ла Ленда». И хотя в них еще заметна определенная ученическая подражательность (собственно, в титрах наряду с саудовскими именами значатся европейские и американские), для страны, в которой кино не было вовсе, уровень более чем достойный. И при наличии политической воли и финансовых средств (ни в том ни в другом недостатка нет) в обозримом будущем Саудовская Аравия может занять место среди стран с длинной кинематографической историей.
Что касается современного искусства, уже сегодня на улицах Мекки можно увидеть граффити и объекты паблик-арта, а во втором по величине городе страны, Джидде, услышать электронную музыку на концерте для смешанной аудитории мужчин и женщин. Важным событием культурного календаря Джидды стал фестиваль современного искусства «21.39», куратором которого в этом году выступил Василис Ойкономопулос из лондонской Тейт Модерн. О том, что сейчас происходит в области культуры, и дальнейших планах по ее развитию в интервью Posta-Magazine рассказал руководитель Главного управления по культуре Саудовской Аравии Ахмед аль-Мазияд.
Инна Логунова: Правительство Саудовской Аравии анонсировало планы масштабных инвестиций в сферу культуры — 64 миллиона долларов в течение ближайших десяти лет. Можно ли говорить о том, что вы рассматриваете индустрию культуры как одно из приоритетных направлений в экономике?
Ахмед аль-Мазияд: Мы придаем большое значение культуре в общей правительственной повестке и ее роли в развитии экономики Саудовской Аравии. Понятно, что культура существует не сама по себе, рост культурной индустрии невозможен без образования и целого комплекса других факторов, среди которых важное значение имеют распространенные в обществе ценности. Мы смотрим на развитие культуры как на комплексный процесс на разных уровнях, начиная от углубления эстетического образования в начальной и средней школе до строительства новых школ и академий. В этой же логике — недавний запуск программы финансовых поощрений для международных кинематографистов, снимающих на территории королевства. Направления деятельности самые разные, и это только начало. В марте был создан Совет по кинематографии, запущена партнерская программа поддержки молодых талантов с американскими Studio School и Film Independent, Университетом Южной Калифорнии, французскими La Fémis и Les Gobelins. В этом году в Саудовской Аравии, а также в США (Лос-Анджелес) и Франции (Париж) пройдут летние киношколы, в программу которых войдет изучение киноиндустрии «со всех сторон»: режиссура, операторское искусство, монтаж, написание сценариев, звукорежиссура, VR/AR, анимация.
— Рассматриваете ли вы эти реформы в культуре как один из способов развития международного туризма?
— Пока мы ориентируемся на население Саудовской Аравии. На данном этапе нам важно создать работающую индустрию внутри страны. Сегодня жители Саудовской Аравии летают в Дубай только ради того, чтобы посмотреть фильм, тратя на это от 1000 до 2000 долларов — деньги, которые они могут оставлять внутри страны. Покупательская способность нашего населения крайне высока, и одна из наших задач — стимулировать внутреннее культурное потребление. Но, разумеется, мы думаем о том, что постепенно современная индустрия культуры привлечет в том числе и международный туризм — наряду с объектами древней культуры, ради которых в страну приезжают сейчас.
— Продолжая разговор о киноиндустрии — с 1989 года, когда кинотеатры были запрещены, в Саудовской Аравии ее просто не существовало. Как вы намереваетесь создать ее с нуля и какие временные рамки для себя ставите?
— Мы работаем в нескольких направлениях. Первое — это образование. У нас существует система грантов, позволяющая саудовским студентам, мужчинам и женщинам, получить образование в самых разных областях искусства в европейских и американских школах и университетах. Это один из аспектов. Кроме того, мы разработали два типа поощрительных программ в сфере кино. Во-первых, это гранты на съемку фильмов для саудовских режиссеров. Программа была запущена в мае, и сейчас еще идет прием заявок. При этом Главное управление по культуре уже объявило о поддержке нового фильма первой женщины-режиссера в Саудовской Аравии Хайфы Аль-Мансур «Идеальный кандидат» (The Perfect Candidate), к работе над которым она приступит в этом году. Во-вторых, это 35-процентный кешбэк для международных кинематографистов на производство фильмов, снятых в Саудовской Аравии. Если же студия привлекает в кинопроизводство местную рабочую силу, правительство возмещает 50 процентов расходов на оплату их труда. Таким образом саудиты получают опыт и необходимые навыки в международной киноиндустрии, работая с признанными режиссерами. Мы рассматриваем киноиндустрию не только как фабрику по производству фильмов — то есть востребованного внутри страны культурного продукта — для нас это еще и возможность через кинематограф открыть миру древнее культурное наследие Саудовской Аравии.
— Как вы видите будущую систему кинообразования? Думаю, здесь сложно будет обойтись без привлечения иностранных профессионалов.
— Да, разумеется, поскольку киноиндустрия сейчас в зачаточном состоянии. На обучение за границу мы можем отправить только ограниченное количество студентов. А нам нужны тысячи профессионалов. Мы планируем создание образовательных центров как для детей, так и для взрослых, где бы они могли получить знания и опыт в этой области.
— Как бы вы описали сцену современного искусства в Саудовской Аравии? Насколько она, собственно, современна?
— Несколько месяцев назад состоялись Дни культуры Саудовской Аравии за границей: 7–9 марта в Лондоне, 27–30 марта в Нью-Йорке, 9–11 апреля в Париже — и в плане на этот год есть еще несколько городов. Мы показываем искусство молодых художников, и я вам скажу, что везде получаем самые положительные отзывы. Назову несколько имен: Мохаммед Сиам, Саддек Василь, Рашед Аль-Шашай, Юсеф Джаха, Муханнад Шоно, Дания Аль-Салех. Есть художники, которые выставлялись в Бруклинском музее, в нескольких нидерландских музеях. Кстати, после проведения «Выставки культуры Саудовской Аравии» в Москве в июне мы планируем организовать Дни культуры, возможно, уже в конце этого — начале следующего года, и большая часть будет посвящена современному искусству.
— Какие возможности сегодня есть в стране для тех, кто желает получить образование в области искусства, — в том числе для женщин?
— Факультеты искусств, которые принимают в том числе и женщин, есть в Университете Умм аль-Кура, Университете короля Абдул-Азиза, Университете короля Сауда и полностью женском Университете принцессы Нуры бинт Абдур-Рахман. Это полноценные программы, охватывающие мировую историю искусств и современное искусство. Чего пока нет, так это специализированных творческих вузов.
— В этом году в Дахране ожидается открытие амбициозного проекта — Центра всемирной культуры имени короля Абдель Азиза. В чем его концепция?
— Инициатива создания центра принадлежит компании Aramco, крупнейшей нефтедобывающей компании королевства. Он задуман как площадка для демонстрации наследия и современной культуры как Саудовской Аравии, так и всего мира. Он объединит в себе музей, пространство для временных выставок, обширную библиотеку с фондом 200 000 книг, огромный театр, кинотеатр и концертный зал. Одним словом, это будет одно из крупнейших мест притяжения культурной жизни.
Центр всемирной культуры имени короля Абдель Азиза
— Одно из самых громких событий последнего времени на арт-рынке — продажа на аукционе Christie’s картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (Salvator Mundi). По сообщениям The Wall Street Journal и The New York Times, саудовское посольство в Вашингтоне подтвердило, что холст от имени Лувра Абу-Даби купил наследный принц Мухаммад бен Сальман. Каков статус картины? Кому она официально принадлежит?
— Как и было уже официально объявлено, она принадлежит музею Лувр Абу-Даби.
— Планируете ли вы музей, подобный Лувру Абу-Даби, в Саудовской Аравии?
— Да, есть планы создания ряда новых музеев по всей стране. Сейчас мы на стадии обсуждения проекта — будут ли это филиалы крупнейших мировых музеев или наши собственные институции.
Ахмед аль-Мазияд
— Биеннале современного искусства сегодня — почти обязательный атрибут страны или города, делающих ставку на культурную индустрию. Значится ли основание собственной биеннале в числе ваших приоритетов?
— Мы уже реализуем этот проект. В ноябре 2018-го — феврале 2019 года в городе Дирия, первой столице королевства, пройдет первая саудовская биеннале AlDiriyah. В конце мая был объявлен open call, по завершении конкурса начнется подготовка выставочного проекта. Тема первого выпуска предстоящей биеннале — «Изнутри», а художникам предложено в своих работах исследовать связь между человеком, его чувственной сферой и архитектурой на территории Саудовской Аравии и шире — Аравийского полуострова. Пока фокус на саудовском искусстве — чтобы попробовать силы. Но, думаю, через год-два мы уже выйдем на международный уровень.