Культура

Картошка для Аньес Варды: как Париж прощается с великим режиссером

29 марта на 91-м году жизни ушла из жизни художник и режиссер Аньес Варда — знаковая фигура французской «новой волны», знавшая о своей болезни и «попрощавшаяся» с поклонниками на пресс-конференции на Берлинском международном кинофестивале, где она представляла свой документальный фильм «Варда глазами Аньес»: «Мне нужно перестать говорить о себе и приготовиться попрощаться, уйти. Необходимо замедлиться, чтобы обрести покой, который мне так нужен».

Пока киноманы со всего мира вспоминают работы Аньес, поклонники ее творчества и яркой личности в Париже несут к ее дому… картошку в форме сердца.

Картошка для Аньес Варды: как Париж прощается с великим режиссером

Аньес Варда — единственный режиссер-женщина среди кинематографистов французской «новой волны» 1950–1960-х, подруга Джима Моррисона и Энди Уорхола, кумир Жан-Люка Годара и Алена Рене, режиссер культовых картин «Клео от 5 до 7», «Счастье», «Без крыши, вне закона» и документального фильма «Лица, деревни», снятого вместе с молодым фотографом ДжейАром и номинированного на «Оскар». А еще Аньес — самобытный фотограф, феминистка, «шлюха», подписавшая в 1971-м «Манифест трехсот сорока трех» Симоны де Бовуар, требующий декриминализации абортов, и… поклонница картошки. В 2000-м году она выпустила документальную картину «Собиратели и собирательница», на которую ее вдохновили клубни картофеля необычной формы, например, в виде сердца — те, что не подходят для стандартной расфасовки в трехкилограммовые пакеты и попадают в брак, символизируя нашу жизнь — среди стандартов, шаблонов и скучных форматов. В костюме картошки появилась Варда и на Венецианской биеннале в 2003-м — в поддержку своей иммерсивной инсталляции Patatutopia. А теперь поклонники Варды прощаются с ней, принося к дому в Париже на rue Daguerre не только цветы, но и картофелины в форме сердца. Аньес была бы довольна.

02 апреля 2019
Posta-Magazine для раздела Культура