Психология

Психология с Вероникой Хацкевич: как построить личный бренд?

Наш новый колумнист Вероника Хацкевич — один из самых успешных психологов в стране, автор нескольких книг, сотни методик и марафонов, которые помогают женщинам стать уверенными в себе, независимыми и, что самое важное, счастливыми. Сама Вероника — яркий пример того, что в жизни возможно абсолютно все: сегодня эта стильная блондинка покупает вещи, которые ей нравятся, выбирает только те отношения, которые приносят ей радость, и с удовольствием делится частичками своего успеха с окружающим миром.

Ее новая колонка — о том, как грамотно построить личный бренд, избавиться от «синдрома самозванца» и решиться взять на себя ответственность за собственную жизнь.

В институте говорят: «Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». С личным брендом — то же самое. Без бюджета строить его непросто и долго. Потребуется несколько лет, прежде чем вы сможете закрепить за собой статус эксперта в нише и вложения начнут приносить ощутимый доход. Именно поэтому хотят многие, а делают — единицы. Развитие бренда — это ежедневная, рутинная работа с контентом. Чтобы продвигать себя, нужно разобраться в инструментах маркетинга, нужно одновременно выполнять работу нескольких человек, наращивая обороты бизнеса и заодно получая колоссальный опыт. Но для кого-то блог — это и есть бизнес. Человек создает уникальный контент, который собирает сотни тысяч подписчиков и зарабатывает на рекламе. А для кого-то блог — это канал продвижения бизнеса. Продукт психолога — консультации и курсы: а у экспертов практически не бывает рекламы сторонних продуктов на странице.

Личный бренд — это то, что позволяет продавать продукты дороже и больше. Численность аудитории людей-брендов зависит от темы: чем уже тема — тем меньше на нее спрос. Но это не значит, что в узкой нише обязательно ниже заработок: может быть высокий средний чек. Например, продукт финансового консультанта покупают большие компании — и ему достаточно одного-двух проектов в полгода, но стоить они будут миллионы. Но и отвечать он за них будет «головой»: покупая у компании, вы не знаете, у кого конкретно приобретаете продукт, кто будет отвечать, если что-то пойдет не так, а в случае с личным брендом вы покупаете у конкретного человека. Ответственность, которая ложится на личный бренд, не размывается, как в корпорации, где сотрудники call-центра могут бесконечно переключать вас с линии на линию и обещать, что жалоба будет рассмотрена. Человек-бренд отвечает своей репутацией за ошибки команды.

Каждый ли способен сделать свое имя брендом?

Теоретически — да. Фактически — нет. Многих тормозит либо лень, либо неуверенность. У профессиональной мнительности есть имя: «синдром самозванца», который чаще всего преследует по-настоящему компетентных людей. Специалист боится, что не знает всего и не имеет права вещать на широкую аудиторию. Мол, кто он такой? Беспокоится о том, что придут ненавистники и разоблачат его. Это страх осуждения. Потому первое, что нужно проработать — уверенность в себе. Люди хейтили и будут хейтить: им даже не важно, по какому поводу.
Поэтому развитие бренда — это работа на два фронта одновременно: личный и профессиональный. Профессиональный касается маркетинговых инструментов продвижения и бизнеса в целом и психологической подготовки: это курсы, на которых мы говорим об уверенности в себе, снимаем блоки, избавляемся от негативных убеждений, формируем финансовое мышление. Вы удивитесь, но неуверенность в себе очень хорошо поддается коррекции в психотерапии: на моем счету — не одна сотня женщин, которые преодолели стеснительность и «синдром самозванца». И поняли, что нет необходимости успевать все: важно научиться завершать актуальное и не накапливать «мелочевку». А личный «фронт» — это ваши личные переживания, события из вашей жизни, фотографии, которые также помогают поднять стоимость бренда: человек-бренд — это и профессионал, и тот, кто не боится рассказывать о себе как об обычном человеке со своими слабостями.

Словом и делом

Есть одна распространенная грубая ошибка в построении личного бренда: люди начинают пытаться раскручивать имя без какой-либо деятельности. Приходят в PR-агентства и говорят: сделайте из меня звезду, и тамошние специалисты сидят и придумывают несуществующие регалии этой «звезде». Поверьте, сильно проще и эффективнее прийти с готовым качественным продуктом — и соединить его со своим именем, не тратя энергию впустую.

Кстати, об энергии

Оптимизация пространства — мое все. Я исключила из своей жизни все, на что уходит энергия, и оставила только то, что мне приносит вдохновение и удовольствие. Утро начинается с наслаждения постельным бельем, которое ты тщательно выбирал, далее — завтрак на любимой посуде Bernardaut, Hermès или Baccarat (подчеркните нужное). Уход выверенными средствами, которые радуют своей эффективностью и позволяют весь день выглядеть на все 100 (не лет, конечно!). Удобная одежда в течение всего дня от Dior, Chanel и «ЖЖЖ» («Жить женскую жизнь) — это мой бренд одежды вне времени. Очень важно, чтобы все было удобно и рядом. Большинство дел в бизнесе я делегировала «правильным» людям: я принимаю окончательные решения из готовых вариантов, иногда накидываю идеи сама. И работаю только с теми, с кем говорю на одном языке. Над всем этим я трудилась несколько лет. Поэтому, просыпаясь утром, я полна энергии, сил и вдохновения. А вечером я возвращаюсь в уютное гнездышко к родным и близким.

Теория малых дел

Если есть бюджет, можно собрать команду, которая уже обладает нужными навыками и сделает все за вас. Можно больше вкладывать в рекламу. Но я все же сторонник маленьких шагов. Это более гибкая стратегия, без риска совершить дорогие ошибки: к сожалению, инвестиции можно быстро «слить» в провальную рекламную кампанию и в итоге потерять деньги и не получить результат. Этим летом 1300 человек приобрели франшизу моего профессионального бренда «Женщина Высшего Пилотажа», и я пристально наблюдаю за тем, как франчайзи развивают свой личный бренд — они получили инструменты развития на моем бизнес-курсе и сегодня применяют их на практике. И вот пример маленького шага: 9 ноября прошла первая конференция обладателей моей франшизы в Московской школе управления «Сколково» под названием «Женщина третьего тысячелетия» — и теперь у каждого участника в копилочке есть выступление на именитой площадке. Вот так по крупицам и собирается профессиональный личный бренд. У меня не было резкого роста. Я постепенно наращивала мощность личного бренда: сначала научилась зарабатывать сотни тысяч, затем был первый миллион в рублях, потом — в долларах. Чем лучше на меня работала репутация, чем больше и дороже становилась моя аудитория — тем быстрее росли доходы. Я не знаю, какой путь выберете вы, но то, что личный бренд решает если не все, то многое — это факт.

Площадка № 1

Соцсети сегодня — площадка номер один для раскрутки личного бренда и продажи своих услуг. Кроме них сейчас почти ничего не работает так эффективно. А это значит, что мы живем в уникальное время неограниченных возможностей: сегодня можно воткнуть в землю палку, и на ней вырастут бананы. Я призываю развиваться каждому: личных брендов, как и денег, много не бывает. Много сказано и написано на эту тему, но в каждый кувшин должна капнуть последняя капля, чтобы появились силы решиться и начать работать. Как знать, может для кого-то ею станет эта колонка.

06 декабря 2019
Вероника Хацкевич для раздела Психология