Тур: Шоу Бьорк Biophilia

 
Александр Кулиш
Об авторе Все статьи автора
Александр Кулиш

— главный редактор журнала Yachts Russia


Первая часть концертного тура Biophilia прошла в Нью-Йорке, где певица выступила целых 10 раз. По американскому этапу можно судить о том, что ждет зрителей европейских фестивалей этим летом.

 
 
Тур: Шоу Бьорк Biophilia

Александр Кулиш рассказывает о том,

как млели зрители в Нью-Йорке и что увидят москвичи
на пикнике «Афиши», в рамках которого состоится один из 
концертов европейской части турне Бьорк.

Нью-Йоркская версия «Биофилии» наверняка будет адаптирована для уличных просторов: залы, в которых пела Бьорк, New York Hall of Science и Roseland Ballroom, — камерные, рассчитанные на 400-500 зрителей. Они подразумевали интимность, которуя вряд ли получится воспроизвести на многотысячных концертах под открытым небом. Вместе с тем фестивальным зрителям в чем-то повезет больше. Для концертов в зале придумана особая конструкция сцены: шоу происходит на круглом помосте, и зрители равномерно распределены по всем его краям. Бьорк поет, постепенно обращаясь к каждой части зала, но в остальное время зрители видят ее спину. Вряд ли такая схема сохранится на фестивальных площадках, где артист всегда обращен к зрителям лицом.

Те, кто следят за творчеством Бьорк, знают, что поп-певицей она перестала быть примерно с саундтрека к «Танцующей в темноте» (2000 год) — фактически, с тех пор она не выпустила ни одного полноценного хита, который бы широко ротировался по радио и ТВ. Вместо этого Бьорк углубилась в эксперименты, которые оттолкнули поверхностных слушателей, но еще больше сплотили круг ее истинных фанов. Сделав невозможным использование своих песен как фоновой музыки, Бьорк заставила обратить внимание на их содержание.

Афиша и саундтрек к фильму «Танцующая в темноте»

Впрочем, сказать, что «Биофилия» не развлекла публику, нельзя — зрители буквально млели от восторга от первой до последней минуты полуторачасового шоу. Просто «Биофилия» — это не концерт в традиционном смысле слова, а зрелице на пересечении науки, музыки, технологии и современного искусства. Его можно воспринимать и как лекцию, которую поют, и как лабораторию по созданию новых звуков и ритмов. Этот научно-технический аспект «Биофилии» был известен задолго до начала тура. Накануне релиза альбома вместо традиционных видеоклипов Бьорк выпустила приложения для iPad, которые предполагали интерактив с пользователями. Кроме того, Бьорк придумала образовательную программу для исландских школ, своеобразный «школьный тур», где детям объясняют устройство вселенной и живых организмов на примере песен «Биофилии».

Впрочем, на шоу в Нью-Йорке пускали только по паспорту и только тех, кто старше 18 лет. Cкорее всего дело в видеоряде, который сопровождал песню Hidden Place — она написана много лет назад для альбома Vespertine, а теперь аранжирована по-новому. На мониторах, расположенных вокруг сцены, можно было наблюдать подводную сцену: морские звезды флуорисцентных цветов пожирали труп морского котика, а угри заползали в его пустые глазницы. Эта картина разложения настолько эстетизирована, что казалась почти прекрасной. Звезды превращались в ритмично движущийся орнамент, и трудно было понять, что происходит — пир, танец или оргия.

«Биофилия» начинаяется с голоса Дэвида Аттенборо, которого любой англоязычный слушатель узнает так же легко, как у нас бы узнали Николая Дроздова. Его конферансом предваряется каждая песня, а главная идея заключается в том, что «человек — связующее звено между вселенским и микроскопическим». Это дает Бьорк повод развернуть свою собственную космогонию. Перед зрителями разыгрывается история возникновения жизни на земле, раскрывается траектория движения планет, играет музыка небесных сфер. Пожалуй, Бьорк — единственный музыкант в мире, поющий сегодня о таких вещах.

Однако «Биофилия» — это не сухое наукообразное шоу. Да, его темы — это фазы луны, растущие кристаллы, ДНК, черная дыра, гром и молния, полет кометы и жизнь микроба. Но поскольку посредником между публикой и космосом является Бьорк, она делает этот рассказ эмоциональным. В интеренете можно найти ролик образовательной программы Бьорк. В нем один мальчик, увидев видео со спиралями ДНК, спрашивает: «Это то, что у Бьорк внутри?» А ведь верно: Бьорк сформирована из ДНК, и в то же время ДНК — это то, что ее волнует как певицу.

На сцене зрителей ждет много сюрпризов. Практически сразу их оглушают катушкой Тесла — резонансным трансформатором, который генерит высокое напряжение. Никто до сих пор не догадался использовать ее как музыкальный инструмент, но в песне Thunerbolt она более чем уместна: и звуки издает, и испускает настоящие разряды молний. Другой необычный музыкальный инструмент — специально собранный орган, трубы которого звучат благодаря командам iPad. И, наконец, гравитационная арфа (не путать с обычной, которая тоже участвует в концерте). Это поражающий воображение инструмент, состоящий из четырех огромных маятников, соединенных с одиннадцатью струнами и усправляемый с помощью электроники.

Главным спецэффектом по-прежнему остается сама Бьорк, выступающая в сопровождении хора из двадцати исладских красавиц. Она выходит на сцену в синем пластиковом платье с объемными вставками в форме наутилусов на груди и бедрах от голландского дизайнера Ирис ван Херпен и в парике, напоминающем прихотливо сплетенный моток шерсти. Этот инопланетный и несколько клоунский вид сочетается с космогонией текстов, но вносит ноту самоиронии, подчеркивает, что Бьорк все-таки не ученый, а шоу — не доклад. Бьорк явно горда представить публике необычные музыкальные инструменты, ее заводят сложные ритмы своих песен, и то, что на диске кажется холодноватым совершенством, на сцене искрится энергией. Поначалу она ведет себя сдержанно и не позволяет себе лишних движений, но постепенно отдается музыке и начинает прыгать в причудливом танце. Немножко потанцевать могут и зрители: увы, не нашлось еще человека, который мог бы спеть песню Бьорк.

Бьорк всегда отличалась экстравагантными нарядами

На церемонии «Оскар» в 2004 году в платье Marjan Pejoski

На вернисаже Марины Абрамович в MOMA в 2010 году в платье Michael van der Ham

На церемонии MOJO Honours List Awards в Лондоне
в 2007 году

На Венецианском кинофестивале в 2005 году

 

 

 

Александр Кулиш для раздела «Персоны», отправлено: 17 апреля 2012

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Балет: эксклюзивное интервью и фотосессия с премьером Михайловского театра Иваном Васильевым © Инна Логунова
Авто с Яном Коомансом: Porsche Panamera 4S и путь через Швейцарские Альпы © Ян Кооманс
Men in Power: глава российского подразделения международного инвестиционного фонда GEMCORP Capital Альберт Сагирян © Ника Кошар
Эксклюзив Posta-Magazine: интервью с основателем Silken Favours Вики Мёрдок © Арина Холод
Кино на уикенд: почему надо обязательно посмотреть сериал «Молодой Папа» © Ника Кошар
Beauty Weekend: 7 мест в Москве с быстрым и качественным маникюром © Posta-Magazine

       
©2011—2016 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.