Стиль жизни

Высокой степени безумства: модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков

Психиатрические больницы рубежа XIX–XX веков стали настоящими шедеврами стиля модерн. Ко дню рождения отца психоанализа Зигмунда Фрейда публикуем подборку уникальных памятников архитектуры из России, Австрии и Испании.

«Как пройти в психбольницу?» — такой вопрос, заданный туристом, не должен испугать: вдруг он просто любит архитектуру? В Москве, Санкт-Петербурге, Вене и каталонском городе Реус великолепные образцы стиля модерн стоит искать не только среди особняков, доходных домов и церквей, но и среди лечебниц.

На рубеже XIX–XX веков подход к условиям жизни душевнобольных пациентов изменился. Вместо мрачных помещений полутюремного типа стали появляться комфортные санатории, а на средства богатых попечителей администрация привлекала к работам ведущих архитекторов. Поскольку на острие моды в то время был модерн (сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции), то и психиатрические клиники стали заметными памятниками этого причудливого стиля. Порой в их создании участвовали и сами пациенты — и безвестные, и знаменитые на весь мир.

Модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков. Москва
Центральная клиническая психиатрическая больница, ул. 8 Марта, 1

Москва
Центральная клиническая психиатрическая больница, ул. 8 Марта, 1

Художник Михаил Врубель дважды (летом и осенью 1904 года и с марта 1905-го по январь 1906-го) лежал в санатории врача-психиатра Федора Усольцева. Друг многих московских художников и литераторов, доктор Усольцев поддерживал в своем заведении радушную семейную атмосферу, устраивал концерты и вечера, давал больным возможность заниматься творчеством. В благодарность за внимание и помощь врача Врубель написал его портрет и, по распространенной версии, сделал эскиз ограды с воротами в стиле русский модерн, доведенный до полноценного архитектурного проекта и воплощенный в жизнь уже после его смерти Федором Шехтелем.

В 2006 году администрация больницы решила провести, как сейчас принято говорить, «реновацию» и снесла до трети ограды. К счастью, быстро подключились краеведы и СМИ, процесс удалось остановить, а ограду внесли в список объектов Москомнаследия.

Модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков. Санкт-Петербург
Городская психиатрическая больница № 3 имени Скворцова-Степанова, Фермское ш., 36а

Санкт-Петербург
Городская психиатрическая больница № 3 имени Скворцова-Степанова, Фермское ш., 36а

Вошедшая в городской фольклор наряду с Пряжкой, больница имени революционного наркома финансов была построена в 1870-е на средства наследника престола, будущего императора Александра III. Через 25 лет патронаж над ней взял принц Александр Петрович Ольденбургский, известный благотворитель медицинских учреждений.

Модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков. Санкт-Петербург
Городская психиатрическая больница № 3 имени Скворцова-Степанова, Фермское ш., 36а

При нем были построены новые корпуса больницы: пансионерский, «офицерский», мужской и женский корпуса для беспокойных пациентов, прачечная, кухни, силовая станция, составившие один из самых ранних петербургских архитектурных ансамблей (не отдельных зданий!) в стиле северный модерн. При подготовке проекта использовалась модная павильонная система: много малых зданий, расположенных на некотором удалении друг от друга. Каждый корпус походил не на больничное строение, а на уютный усадебный дом или флигель. Возводились они в разное время по проекту одного архитектора — Григория Люцедарского, пользовавшегося покровительством принца и строившего по его указанию как больницы и народные дома, так и частные резиденции. Поскольку корпуса возводились друг за другом, мы можем увидеть в них эволюцию как личной манеры Люцедарского, так и всего петербургского модерна: от краснокирпичного с апсидами, напоминающими итальянские базилики треченто, пансионерского корпуса к типичному для северного модерна сочетанию светлой облицовочной плитки с цоколем из грубо обработанного гранита в «офицерском» и индивидуальном корпусах.

Лечебница была оборудована по последнему слову техники: ей были выделены два из ста первых в столице телефонных номеров. В столовой и зрительном зале пансионерского корпуса раздвигался потолок, были предусмотрены приспособления для монтажа сцены, так что пациенты могли смотреть спектакли и концерты. В корпусах для буйных отказались от решеток — вместо них поставили дорогие пуленепробиваемые стекла. Мебель из выбеленного полированного клена для корпуса была изготовлена по эскизам Григория Люцедарского в основанной им же мебельной мастерской.

Модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков. Вена, Австрия 
Kirche am Steinhof, Baumgartner Höhe 1, 1140 Wien

Вена, Австрия
Kirche am Steinhof, Baumgartner Höhe 1, 1140 Wien

Отто Вагнер — самый известный архитектор сецессиона, как в Австрии принято называть модерн. До того как страна перешла с шиллингов на евро, его портрет даже был помещен на одну из купюр. Расцвет его творчества пришелся на 1900-е годы, а знаковым зданием этого периода считается церковь Святого Леопольда на высоком холме Штайнхоф: ее золоченый купол виден в пригороде Вены. Церковь располагалась на территории психиатрической лечебницы, в то время крупнейшей и наиболее современной в столице Австро-Венгрии. Проектируя ее, Вагнер многократно консультировался с врачами. Он предусмотрел отдельные входы для пациентов и пациенток, а также для персонала. Поблизости разместились туалетные комнаты. Углы в интерьере были скруглены. Исповедальни оставлены открытыми так, чтобы была возможность прийти на помощь, если у исповедующегося начнется припадок.

Модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков. Вена, Австрия 
Kirche am Steinhof, Baumgartner Höhe 1, 1140 Wien

Хотя с церковью Ам-Штайнхоф чаще всего ассоциируют только имя Отто Вагнера, можно без преувеличения сказать, что этот памятник — манифест всего венского сецессиона. Скульптуры ангелов на колоннах портика выполнил Отмар Шимковиц, а мозаики и витражи — Рихард Лукаш по эскизам одного из основателей модерна в Австрии Коломана Мозера.

Строительство церкви вызвало скандал: эрцгерцог Франц-Фердинанд (тот, которого позже застрелят в Сараеве) предпочитал модерну историзм, или эклектику, и результат ему настолько не понравился, что он даже не упомянул архитектора в приветственной речи по случаю открытия храма.

На территории больницы заслуживает внимания не только церковь, но и театр в стиле модерн работы архитектора Карло фон Боога.

Модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков. Пуркерсдорф, Австрия
Purkersdorf Sanatorium, NÖ 3002 Purkersdorf, Wienerstraße 64+66

Пуркерсдорф, Австрия
Purkersdorf Sanatorium, NÖ 3002 Purkersdorf, Wienerstraße 64+66

В то время как Отто Вагнер работал над церковью Святого Леопольда, его талантливый ученик Йозеф Хоффман проектировал здание санатория в Пуркерсдорфе. Его нельзя назвать психиатрической лечебницей в чистом виде: это реабилитационный центр, в котором случаи истерии, депрессии и неврозы лечили при помощи новаторских методов, в том числе музыкальной терапией. Ее приверженцем был заказчик здания доктор Виктор Цукеркандл, происходивший из семьи богатых промышленников. Его брат был женат на богатой наследнице и, как сказали бы сейчас, арт-критике Берте Цукеркандл. Вероятно, через нее доктор-энтузиаст и познакомился с Хоффманом.

Клинику полюбила венская богема, собиравшаяся, чтобы послушать концерты, поиграть в теннис и подлечить расшатанные нервы. Хоффман пошел дальше Вагнера: благородный минимализм, простые линии, обилие света делают его здание одним из первых образцов функционализма, в чем-то унаследовавшего черты сецессиона, хотя и отмежевывавшегося от них. Йозеф Хоффман, много работавший как дизайнер мебели (например, для фирмы братьев Кон), спроектировал для санатория интерьеры и белую мебель в цвет стен. Вопреки задумке Хоффмана здание было надстроено на один этаж в 1926 году.

Модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков. Реус, Испания
43205, Reus, Carretera Institut Pere Mata, 6

Реус, Испания
43205, Reus, Carretera Institut Pere Mata, 6

Институт Пера Мата — творение второго по значимости после Гауди архитектора каталонского модерна Луиса Доменек-и-Монтанера. Его строительство было начато в 1898 году. В Реусе, так же как в Санкт-Петербурге и Вене, администрация стремилась превратить больничный комплекс в место для отдыха и расслабления. Доменек-и-Монтанер сочетал в удивительных формах зданий и интерьерах черты средневекового искусства и набиравшего силу модерна: высокая башня, словно донжон замка, черепичные крыши, причудливые барельефы, а внутри — роспись, резьба, плитка и тщательно продуманная мебель. Лестницы были спроектированы так, чтобы больной не мог броситься вниз. Палаты — светлые и изящные. Закончены работы были лишь в 1919 году.

Модерн в архитектуре психиатрических больниц рубежа XIX–XX веков. Барселона, Испания
Parc Güell, 08024, Barcelona

Барселона, Испания
Parc Güell, 08024, Barcelona

Говоря об испанском модерне, нельзя упустить из вида последние находки. Несколько лет назад прозвучала версия, что скамьи Антонио Гауди в барселонском парке Гуэль имеют прототип — скамьи в парке психиатрической клиники в Сан-Бой-де-Льобрегат. Испанские исследователи Давид Агульо и Даниэль Барбе доказывали, что Гауди не только «тренировался» на проекте скамеек в клинике, но и использовал пациентов как подмастерьев.

 

 

 

04 мая 2017
Арсений Загуляев для раздела Стиль жизни