Posta Kids Club: интервью с Габриэлой Буркхальтер — куратором проекта «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в «Гараже»

 
Юлия Киселева
Все статьи автора
Юлия Киселева

— директор отдела «Стиль жизни» Posta-Magazine


Музей современного искусства «Гараж» представляет 6-й ежегодный интерактивный проект «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы», ставший продолжением швейцарской выставки-исследования The Playground Project.

 
 
Posta Kids Club: интервью с Габриэлой Буркхальтер — кураторо...

Group Ludic [«Игровая группа»]. Сферы на ходулях. Эрувиль-Сен-Клер, «Гранд Дель». 1968 г.
Предоставлено Ксавье де ла Салем

Posta-Magazine поговорил

с урбанистом и куратором проекта Габриэлой Буркхальтер о том, о каких площадках мечтают дети, как забота о безопасности мешает креативу и почему лучшие проекты — это handmade.

Ежегодный интерактивный проект Музея «Гараж» превращает зрителя в полноценного участника выставки, где посетители вольны сами создавать произведения искусства. В этом сезоне главными «художниками» арт-эксперимента станут дети, на «растерзание» которым будут отданы лучшие детские площадки мира! Маленьких гостей музея и взрослых ждут на творческих мастер-классах, где все участники смогут сами построить макет детской площадки или попробовать себя в роли дизайнера городского пространства, и на тематических встречах, где, в частности, вас ждут рассказы и о «взрослых» площадках вроде скульптуры «Она. Собор» французской художницы Ники де Сен-Фалль в виде пышнотелой богини с кинотеатром внутри.

Тема детских площадок сегодня актуальна как никогда, хотя сами они редко становятся «новостным поводом»: об инновационных архитектурных решениях, к сожалению, чаще всего говорить не приходится. Последнее слово в творческом процессе остается за чиновниками, владельцами торговых центров или мерчендайзерами, с помощью детских зон отдыха лоббирующих, например, нужные им мультфильмы. Но коллекция детских площадок в «Гараже» — праздник не омраченной рекламными целями креативности: проект основан на подробном исследовании, начавшемся несколько лет назад, в рамках которого проводится тщательный отбор и анализ данных о детских площадках по всему миру с 1950-х по 1980-е годы. Каждая новая «реинкарнация» выставки в новом городе трансформирует под новое пространство и исторический контекст. Поэтому в Москве выставка, уже побывавшая в Музее искусств Карнеги в США, в Кунстхалле Цюриха и в Центре современного искусства BALTIC в Великобритании, будет дополнена материалами исследования советских игровых площадок и будет включать документацию детских игровых площадок Братиславы 1970-х годов.

Posta Kids Club: интервью с Габриэлой Буркхальтер — куратором проекта «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в «Гараже». Иван Песталоцци. Лоззивурм (1972 г.). Выставка «Карнеги Интернешнл 2013 г.». Художественный музей Карнеги, Питсбург. 2013 г.

Иван Песталоцци. Лоззивурм (1972 г.). Выставка «Карнеги Интернешнл 2013 г.». Художественный музей Карнеги, Питсбург. 2013 г.

Среди самых ярких экспонатов The Playground Project — лабиринт пластиковых труб Lozziwurm, созданный эксцентричным швейцарским скульптором Иваном Песталоцци в 1972 году и ставший настоящим европейским «бестселлером». Сегодня такой проект был бы стопроцентно отвергнут: слишком важно, чтобы дети постоянно находились под присмотром, и времена детской privacy в мегаполисе давно канули в Лету. А любимый экспонат вдохновительницы проекта Габриэлы Буркхальтер — площадка французского бюро Ludic родом из 70-х.

Юлия Киселева: Чем вам дорог проект Ludic?

Габриэла Буркхальтер: Мне нравится их готовность к эксперименту, нравится, что у них одновременно есть четкая цель и открытость перед новыми идеями, исходящими от самих детей. Кстати, не меньший восторг вызывают у меня и современные площадки в стиле поп-ап, которые стали появляться в разных городах Швейцарии. Как урбаниста, детские площадки интересуют меня с точки зрения разумности организации общественного пространства и возможностей стать катализатором успешного формирования местного комьюнити.

Posta Kids Club: интервью с Габриэлой Буркхальтер — куратором проекта «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в «Гараже»

—  С чего началось ваше увлечение игровыми площадками?

—  Все началось в 2006 году — тогда я одновременно писала книгу, работала в архиве библиотеки и занималась воспитанием детей. Меня заинтересовала история детских игровых площадок, и я с удивлением обнаружила, как много интересных проектов в этой сфере было реализовано именно в 1950-70-е годы. Не менее воодушевляющей оказалась и коллекция книг на эту тему — и информативных, и действительно красивых. Меня приятно удивило, что столько людей посвящают себя такой «маленькой» теме. С моим личным детством этот интерес никак не связан: я росла не в городе, зато я довольно много наблюдала за собственными детьми и их играми на площадках.

Posta Kids Club: интервью с Габриэлой Буркхальтер — куратором проекта «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в «Гараже». Игровая площадка в Нью-Йорке, 1910–1915 гг. Библиотека Конгресса, Вашингтон (округ Колумбия)
Предоставлено Библиотекой Конгресса

Игровая площадка в Нью-Йорке, 1910–1915 гг. Библиотека Конгресса, Вашингтон (округ Колумбия)
Предоставлено Библиотекой Конгресса

—  После 70-х, на ваш взгляд, детские площадки перестали быть интересными и не смогли больше сопротивляться типизации городских пространств?

—  Да, в изучаемый период множество талантливых архитекторов, дизайнеров, художников и педагогов экспериментировали в этой области, изучая возможности использования разных материалов, форм и концептов. В то время городское планирование не было настолько строго регламентированным, было меньше страхов и меньше контроля. А в конце 70-х все изменилось, и инновационный процесс сильно замедлился, пришло время стандартизированных решений, по крайней мере на Западе. Сегодня мысль дизайнера очень ограничена разного рода контролем, а потому инновационных проектов очень мало. Лично мне интереснее всего площадки, построенные в результате совместного творчества детей, родителей, учителей и школьников. В этом случае дизайн площадки на сто процентов отображает нужды сообщества. Так что лучшая площадка — это handmade, который нельзя выбрать из «каталога».

—  Замечаете ли вы какие-то национальные черты в дизайне детских игровых площадок?

—  В прошлом в северных странах — в Швеции, Дании и Финляндии — был развит действительно авангардный подход к организации и детских зон, и общественных городских пространств. Там и сейчас довольно много инноваций в этой сфере и поощряется креативный подход, не омрачаемый чрезмерными страхами за безопасность детей.

Posta Kids Club: интервью с Габриэлой Буркхальтер — куратором проекта «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в «Гараже». Бернхард Лугинбюль. Маленький циклоп (1967 г.). Кунстхаус в Цюрихе. 1972 г.

Бернхард Лугинбюль. Маленький циклоп (1967 г.). Кунстхаус в Цюрихе. 1972 г.

—  Часто ли детские площадки становятся предметом исследования психологов и социологов?

—  Скорее, наоборот: дизайнеры используют результаты психологических исследований при создании площадок. Но и ученые иногда действительно не остаются в стороне. Хороший пример — площадка «Модель качественного общества», созданная в 1968 году Палле Нильсеном и представленная в Moderna Museet в Стокгольме. Группа активистов и художников построила площадку в главном зале музея, и у психологов и педагогов появилось «теплое местечко» для наблюдения за детьми. Но это проект площадки в помещении, а о подобных исследованиях на улице мне ничего не известно.

Posta Kids Club: интервью с Габриэлой Буркхальтер — куратором проекта «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в «Гараже». Водная игровая площадка. Нью-Йорк, Центральный парк. 1972 г.
Предоставлено Ричардом Даттнером

Водная игровая площадка. Нью-Йорк, Центральный парк. 1972 г. Предоставлено Ричардом Даттнером

Posta Kids Club: интервью с Габриэлой Буркхальтер — куратором проекта «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в «Гараже». Тройная горка. Шранкенберг, Вена 10. 1963–1965 гг.
Предоставлено Йозефом Шагерлем

Тройная горка. Шранкенберг, Вена 10. 1963–1965 гг. Предоставлено Йозефом Шагерлем

—  Вы сами когда-нибудь создавали детскую площадку?

—  Я являюсь членом общественного совета по улучшению «игровой» ситуации в нашем городе — в швейцарском Базеле, в этом плане у нас все довольно разумно организовано, но иногда горожанам приходится вмешиваться в работу администрации и настаивать на своем участии в строительстве площадок.

—  Каких площадок не хватает детям сегодня?

—  Дети и тинейджеры любят создавать свой собственный мир, им тяжело постоянно находиться под контролем. А потому счастливыми их делают пространства, в которых с ними считаются и позволяют быть автономными. А когда счастливы дети, счастливы и все вокруг.

Детали от Posta-Magazine
Выставка «Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» в Музее «Гараж» открыта с 24 декабря 2016 по 10 января 2017
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

 

 

 

Юлия Киселева для раздела «Стиль жизни», отправлено: 8 декабря 2016

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
От TripAdvisor до Michelin: как «читать» наклейки на дверях ресторанов © КСЕНИЯ НАУМОВА
Что читать этой весной: 10 самых примечательных книг сезона © МАРИЯ СМИРНОВА
Родительское собрание: косметичка молодой мамы © АРИНА ЯКОВЛЕВА
Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко» © ИННА ЛОГУНОВА
Men in Power: «Мне известны такие способы делать деньги, о которых вы понятия не имеете». Лучшие цитаты Дэвида Рокфеллера
Как сделать модным отель с плохим видом из окон и при чем здесь Бэнкси © ЮЛИЯ КИСЕЛЕВА

       
©2011—2017 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.