Культура

Что посмотреть в выходные: фильм по роману Кадзуо Исигуро

На этой неделе писатель Кадзуо Исигуро получил Нобелевскую премию по литературе. Отличный повод пересмотреть фильм, основанный на одном из его произведений.

«На исходе дня» — не единственный роман Исигуро, который был экранизирован, но, несомненно, достойный внимания в числе первых.

«Представляйте себя во главе батальона, даже если вы всего лишь готовите грелки», — наставляет своих подчиненных мистер Стивенс, дворецкий в поместье Дарлингтон-холл. Если кто-то и оставался преданным дому во все времена, то это именно мистер Стивенс. Фильм начинается со сцены аукциона: сокровища из коллекции поместья распродаются за бесценок, сам Дарлингтон-холл собираются разобрать, чтобы выгодно продать камни, из которых он выстроен, а бывшего хозяина называют предателем. Все это, а также то, что ситуацию спасает некий американец мистер Льюис, мы узнаем из закадрового текста. Это письмо, которое бывшая экономка Дарлингтон-холла мисс Кентон написала мистеру Стивенсу спустя годы после того, как они виделись в последний раз. Конгрессмен в прошлом, а ныне новый владелец поместья, мистер Льюис, обещает вернуть ему былой лоск. К тому же он не против возвращения в дом следившей прежде за порядком экономки, имя которой умело вворачивает в разговор дворецкий. «Она что, твоя подружка? Или старое увлечение?» — прямо спросит американец, на что, разумеется, получит отрицательный ответ.

Что посмотреть в выходные: фильм по роману Кадзуо Исигуро — «На исходе дня»

Настоящее время становится для сюжета рамками: мистер Стивенс садится в машину и отправляется на запад, чтобы наконец-то встретиться с мисс Кентон. Основное же действие перемещается на пару десятков лет назад, в середину тридцатых, когда в Дарлингтон-холле один за другим проходили званые обеды и ужины, устраиваемые его светлостью лордом Дарлингтоном. Зритель наблюдает сразу за двумя мирами. Миром слуг и господ. И пока в одном начинается противостояние между экономкой и дворецким, которые на самом деле сильно симпатизируют друг другу, в другом происходят события исторического масштаба. Лорд Дарлингтон, джентльмен с душой поэта, решает принять участие в судьбе Европы и собирает в своем доме международную конференцию. Его цель — убедить всех и каждого, что Германия не настроена агрессивно и хочет лишь восстановить свою экономику, а фюрер — искренний сторонник мира. Конгрессмен Льюис — один из приглашенных на эту конференцию и, кажется, единственный, кого действительно волнует будущее, а не только виски или натирающие ноги узкие ботинки.

Вслед за романом Кадзуо Исигуро фильм режиссера Джеймса Айвори, снявшего не одну экранизацию, очень точно описывает и высший свет, гордящийся своими рассуждениями, но мало что понимающий в происходящем, и порядки образца 30-х годов. Времени, когда Первая мировая война уже нарушила привычный целым поколениям уклад жизни, а Вторая еще не успела окончательно его сломить. Слуги по-прежнему суетятся, а хозяева не подозревают, что вскоре с задачами, которые сейчас выполняют пятеро, придется справляться одному.

Что посмотреть в выходные: фильм по роману Кадзуо Исигуро — «На исходе дня»

Айвори, вслед за Исигуро, удалось подчеркнуть иерархичность, свойственную не только, а порой и не столько миру господ, сколько миру прислуги. Он сделал это с помощью полутонов, обеспечить которые способны лишь выдающиеся артисты. К их числу, без сомнений, принадлежат Энтони Хопкинс и Эмма Томпсон: его мистер Стивенс готов отказаться от симпатий и страсти в угоду дому и заведенному в нем порядку, а ее мисс Кентон не то чтобы очень хочет смиряться. И когда герой окажется вдали от поместья — например в интерьерах провинциального бара, — станет понятно, как сильно он прирос к Дарлингтон-холлу. Настолько, что, если бы дом все же разобрали на камни, от самого мистера Стивенса вряд ли бы что-то осталось.

Что посмотреть в выходные: фильм по роману Кадзуо Исигуро — «На исходе дня»

 

 

 

06 октября 2017
Анастасия Каменская для раздела Культура