Кино недели: «Свинья» Мани Хагиги

 
Анастасия Гладильщикова
Все статьи автора
Анастасия Гладильщикова

— кинокритик, журналист


Те, кого не очень интересует футбольная тема фильма Данилы Козловского «Тренер», могут на этой неделе посмотреть на большом экране иранскую трагикомедию «Свинья».

 
 
Кино недели: «Свинья» Мани Хагиги

Картина из конкурса Берлинале от режиссера триллера «Приходит дракон» Мани Хагиги посвящена проблемам, до боли актуальным не только в Иране, но и в России.

Иранский режиссер средних лет по имени Хасан Касмаи (Хасан Маджуни) в черном списке — ему не дают разрешения снимать кино, поэтому он вынужден подрабатывать в рекламе. Реклама эта, кстати, совершенно сумасшедшая: девушки в костюмах насекомых, с усиками на голове, танцуют, а потом умирают, исторгая из себя желеобразное синее вещество. Ролик посвящен пестицидам. Любимая актриса Хасана, занятая во многих его картинах Шива (иранская большая звезда Лейла Хатами), ждала-ждала, пока мэтру вернут «разрешение на профессию», да и сбежала на съемки к его претенциозному конкуренту. Главное же заключается в том, что некий серийный убийца казнит одного за другим известных кинорежиссеров. Убивает садистски: отрубает головы, на которых ножом вырезает слово «свинья». Одной из жертв, кстати, становится Мани Хагиги — реальный автор фильма «Свинья». Хасан, поначалу пребывающий в ужасе, в итоге начинает завидовать невинно убиенным. Почему он не становится жертвой маньяка, ведь именно он — самый талантливый постановщик? «У него нет ни критериев, ни чутья, ни малейших представлений о калибре! — сокрушается наш герой. — Убил каких-то ничтожных бездарей».

Кино недели: «Свинья» Мани Хагиги

Кино недели: «Свинья» Мани Хагиги

Кино недели: «Свинья» Мани Хагиги

Иранское кино не слишком популярно среди широкой публики, но любители фестивальных картин засматриваются им уже несколько десятилетий. Имена Мохсена Махмальбафа, Аббаса Киаростами, Джафара Панахи, Асгара Фархади, а теперь и Мани Хагиги хорошо известны киноманам. В этом году иранская картина «Все знают» авторства двукратного лауреата «Оскара» Асгара Фархади откроет Каннский кинофестиваль. Правда, место ее действия — Испания, а в главных ролях заняты Пенелопа Крус и Хавьер Бардем. В конкурсе будет и второй иранский фильм «Три лица» — снятый лауреатом чуть ли не всех крупнейших смотров Джафаром Панахи (по национальности он азербайджанец). В 2010 году его приговорили к шести годам заключения и двадцати годам лишения права заниматься профессией. Виной тому было приписанное ему желание сделать документальную картину о протестах оппозиции после выборов 2009 года. Конечно, предыдущие работы Панахи тоже не могли нравиться властям: например, его «Офсайд» посвящен запрету местным женщинам посещать футбольные матчи. Тем не менее, во время домашнего ареста, на который заменили тюремное заключение, Панахи удалось снять картину с ироническим названием «Это не фильм» прямо у себя дома. За этим последовали еще две работы. В полудокументальном фильме «Такси» Панахи сам разъезжает по Тегерану в роли таксиста и общается с людьми, которые делятся с ним подробностями своей не самой простой жизни в Иране. Режиссер в тот момент уже мог перемещаться по городу, но за границу ему до сих пор нельзя. И все же его творения попадали на важнейшие фестивали с помощью каких-то совершенно диких методов: например, флешку с «Это не фильм» провезли в Канн в пирожном.

Эта длинная преамбула здесь не просто так. Сложно судить об особенностях чужой страны издалека, но создается впечатление, будто «Свинья» со всей ее гротескностью довольно точно передает специфику Ирана. Творящийся в этом государстве абсурд — не только пугающий, но и парадоксальный, смешной. Вывезенная в пирожном флешка с картиной опального киноавтора неожиданно по градусу безумия рифмуется с мечтой режиссера из фильма быть убитым маньяком, дабы напомнить о себе миру — и то и другое одинаково и дико, и забавно, и страшно. «Свинья» в каком-то смысле — это такая иранская версия запрещенной у нас «Смерти Сталина». Невозможно не думать том, что в России Кириллу Серебренникову (как и Панахи, отобранному в этом году в Каннский конкурс) вновь и вновь продлевают домашний арест, а Джафар Панахи все-таки может заниматься своей профессией, несмотря на все запреты. При этом убийца из «Свиньи» выкашивает именно режиссеров, людей культуры, тех, кто, по его версии, несет в мир грех — аналогии с Россией тоже очевидны. В какой-то момент картина становится действительно неприятно-страшной.

Кино недели: «Свинья» Мани Хагиги

Мани Хагиги при всем при том отнюдь не идеализирует людей искусства со всеми их комплексами, страхами, неуверенностью в себе, инфантильностью и одновременно самовлюбленностью. Хасан иронично изображен маменькиным сынком, который без абсолютной поддержки своей слабоумной престарелой матери, без ее помощи, по сути, ни на что не способен. Показывает Хагиги и неразрывную связь творца и его актрисы-музы, которая для него даже важнее, чем жена: без нее невозможно созидание. Подобные реальные истории тоже известны. Вообще, Хасан зависим от всех окружающих его женщин, обладающих настоящей властью над его жизнью. Существует же мнение, что в странах Востока во всем ограничиваемые женщины, тем не менее, правят миром.

Кино недели: «Свинья» Мани Хагиги

В какой-то момент Хасан видит странный сон, где играет на горящей неоновым светом ракетке, будто на гитаре. Посмотреть «Свинью» — это словно оказаться внутри подобного сюрреалистического сна.

Кино недели: «Свинья» Мани Хагиги

 

 

 

Анастасия Гладильщикова для раздела «Культура», опубликовано: 19 апреля 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Леонид Барац из «Квартета И» — о самоцензуре, дефиците общения, российском футболе и любимой музыке
Эксклюзив Posta-Magazine: модель Даутцен Крус — о любимом белье, новой сексуальности и своих ритуалах красоты
PROБаланс: Сати Казанова — о пользе круп и о том, как их готовить
Авто с Яном Коомансом. Audi RS4: дружелюбные мускулы
Skip-care: новый корейский тренд в уходе за кожей
Основатель Национальной ресторанной премии Wheretoeat Ирина Тиусонина — о региональных амбициях и всесилии шеф-повара

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.